"История родного слова"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Тематический урок по русскому языку, одна из задач которого познакомить учащихся с культурным наследием русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тематический урок24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Тематический урок

«История родного слова»

(10 класс)

Подготовила:
Куксова Олеся Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

                                                            Тамбов

2019 год

Цель урока:

Развитие  у учащихся интереса к родной истории, к родному языку; знакомство с историей русского алфавита.

Задачи урока:

• Передать современным учащимся знания в области культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

  • Познакомить учащихся с культурным наследием русского народа;
  • Способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.

Тип урока: интегрированный урок

Ход урока

  1. Вступление.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся; проверка их готовности к уроку.

Сообщение темы, целей и задач урока.

Постановка проблемного вопроса:

- А зачем необходима письменность, если мы умеем говорить? (ответы учащихся). А знаете ли Вы, кто создал нашу азбуку? Святые братья Кирилл и Мефодий много веков назад даровали нам азбуку, которая и по сей день связывает не только славян, но и многие народы земли.

2. Вступительное слово (учитель).

Русские писатели и поэты во все времена восхищались необычайным богатством, звучностью, мелодичностью, точностью, неиссякаемостью русского языка. В стихах и прозе воспевали художники слова наш родной язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

И.С. Тургенев «Русский язык».

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки, которые создали братья Кирилл и Мефодий. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице   43 буквы, впоследствии эта азбука стала основой русского алфавита.

  1. Сообщения учащихся.
  1. Доклад «Братья Кирилл и Мефодий и славянская азбука».

Истоки праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки. Значимость их трудов для славянских народов велика. Святые братья не только дали славянскому миру азбуку, но и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом.

На российскую землю этот праздник пришел в 1992 году, когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Мы сегодня не можем быть Иванами, не помнящими родства. Не имеем права забывать о том, что складывалось и развивалось веками, а именно – письменность и культура.

Эпоху, когда не было письменности называют доисторической.

Более 1140 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году (9 век).

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Фессалоники (Солуни), в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

Ну, а как же была придумана азбука для славян?

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…”

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

- Знаете ли вы, какие книги были первыми на Руси?

Какие книги первыми были переведены на славянский язык?

Это книги Священного Писания – Апостол, Евангелие и Псалтирь.

  1. Доклад «История письма и деятельность братьев».

Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далёкое прошлое.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в 9 веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита.

  • Картинное письмо
  • Идеография
  • Звуковое письмо
  • Греческое письмо
  • Латинское письмо
  • Славянское письмо
  • Русское

 Более 1140 лет назад славянские книжники братья Константин  (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами славянского алфавита. В наше время 10 часть всех существующих языков  - 70! -имеет письменность на основе кириллицы.

В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголица». Позднее в Болгарии ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу (43 буквы), названную в честь Константина – Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро…Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских, стали символом духовного подвига.

  1. Видеоролик «Славянская азбука – послание наших предков».

- Теперь давайте прочтем названия старославянских букв, которые вы записали в тетради. Что у нас получается?

Читаем названия букв в скобках: Аз, Боги, Веди – переводим: Я Бога ведаю, Глаголь, Добро, Есть, Живот - Говорить (творит) добро есть жизнь, Како, Люди, Мыслите, Есть, Наш, Покой – как люди мыслят – таков есть наш мир.

Вот какая древняя мудрость зашифрована в славянской азбуке, вот какое важнейшее послание получили мы сегодня от наших предков !!!

  1. Экскурс в лексику. Этимология фразеологизмов, поговорок.

Названия древних букв, сохранившихся в русских пословицах и поговорках.

Ряд фразеологизмов возник в результате слияния названий древних букв, стоящих рядом: твердое слово, слово твердо. Буквы Р, С, Т, стоящие рядом и читавшиеся при заучивании по их названиям рцы, слово, твердо, давали сочетание “говори слово твердо”. Рцы – форма от глагола “речи”, говорить.

А) Прописать ижицу (устар. шутл.) - высечь, выпороть, наказать розгами или ремнем. Выражение по происхождению собственно русское, употребляется с XVIII века. Ижица - старинное название последней буквы церковнославянской азбуки; по форме эта буква отчасти напоминает пучок розог или плетку. Наряду с "фитой" и "ятем" "ижица" была символом трудного письма и обучения грамоте на Руси. Русские пословицы связывают "ижицу" с телесными наказаниями: Фита и ижица, к ленивому плетка движется; ижица - плетка ближится. Возможно, выражение прописать ижицу восходит к прописной ижице (буква, написанная красной краской). При старательной порке на теле действительно возникает что-то вроде прописной "ижицы".

Б) Расставить точки над i - дать пояснения, уточнить, внеся полную ясность; довести до конца. Выражение - калька с французского. Проникновение этого образа в русский язык связано с тем, что в старой русской орфографии применялась буква "и десятеричное", сходная по начертанию с французской i.

В) Интересно использовал различные признаки древних букв А.С. Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф. Глинке:

Поэт Фита, не становись Фертом!

Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Этимология названия буквы учеными достоверно не выяснена. Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание стоять фертом”, а затем новое существительное “ферт” и даже уменьшительное “фертик”, по Далю – франтик, щеголёк. Мало-помалу существительное стало уже неодобрительным, полубранным. У Чехова: “Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает”.

Г) “Покой” – старое название буквы П. Сохранилось оно до наших дней едва ли не исключительно в выражении “покоем ставить что-либо, располагать”. Столы “ставят покоем” – так, чтобы они образовали букву П.

Д) У названия буквы “добро” тоже непростая история. Так называли жёлтый флаг во флотской флажной сигнализации. Значение этого флага: “Да, согласен, разрешаю”. На флоте и в настоящее время можно услышать выражения “дал добро”, “получил добро”. Это “добро” было в прошлом наименованием одной из букв старославянской азбуки

  1. Викторина.

Учащиеся делятся на 2 команды (команда «Омега» и команда «Фита»).

Вопросы   викторины.      

 Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солоники).

  1. Какие две азбуки изобрели братья и их последователи? (Глаголица и кириллица).
  2. Какое имя было у Кирилла до принятия монашества? (Константин).
  3. Какое прозвище было у Кирилла? (Философ).
  4. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и   Мефодий? (Моравия).
  5. Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (Кириллица).
  6. Когда возникла письменность у славян? (9 век н.э., 863год).
  7. Сколько букв в глаголице? (40 букв).
  8. Сколько букв в кириллице? (43 буквы).
  9. Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы).
  10. Где используется алфавитный порядок?  
  11. Как возникло слово «азбука»? (Слово «азбука» возникло от названий начальных букв «аз», «буки»).
  12. Что общего между словами «азбука» и «алфавит»?

(Слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении  «вита».)

  1. Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Болгарии, в Москве, на Словенской площади)
  2. Назовите старинные названия букв славянской азбуки.(аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, и, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, твердо, ук, ферт,  хер, омега, цы, червь, ша, ща, ер, еры, ерь, ять, ю, (и)я, (и)е, юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица.)     

8. Заключительный этап:

. Сегодня мы познакомились с первым славянским алфавитом, сравнили его с современным вариантом, искали названия древних букв, сохранившихся в русских пословицах, поговорках и фразеологизмах, узнали философию древних славян, зашифрованную в азбуке.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

2. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

- Как вы считаете, другой была бы наша нынешняя жизнь, если бы Кирилл и Мефодий не создали бы славянскую азбуку? В чем бы она была другой?

- Чем урок понравился?- Чем урок запомнится?
- В чём заключается важность создания славянской азбуки?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружка "Родное слово"

Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи( устной и письменной), на осуществление практической направленности.    Новизна д...

"Родное слово" - викторина для 9-х классов.

Это мероприятие прививает любовь к родному языку, воспитывает интерес к языку. Можно применять во внеурочных занятиях, я использую его во время "Недели словесности" в школе....

Родное слово

Классный час "Родное слово" с презентацией. Форма проведения - конкурс. Предназначен для учащихся 6 -7 класса....

История родного края: "Саратов - мой город родной"

Презентация : "Саратов - мой город родной"...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...