Упражнения по теме: «Абстрактные имена существительные со значением «состояние человека»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 10 класс)

        В средней школе начинается систематическое изучение лексики в курсе  русского языка, одна из важнейших задач – обогащение словаря обучающихся актуальной для этого возраста лексикой. Успешное решение этой задачи предполагает опору на тот речевой опыт, который накоплен обучающимися в начальной школе. Этого требует принцип преемственности в обучении.

Цель данной системы упражнений  – представить задания, которые могут быть использованы при изучении лексики со значением «состояние человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_as.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме:

«Абстрактные имена существительные со значением «состояние человека»

        В средней школе начинается систематическое изучение лексики в курсе  русского языка, одна из важнейших задач – обогащение словаря обучающихся актуальной для этого возраста лексикой. Успешное решение этой задачи предполагает опору на тот речевой опыт, который накоплен обучающимися в начальной школе. Этого требует принцип преемственности в обучении.

Цель данной системы упражнений  – представить задания, которые могут быть использованы при изучении лексики со значением «состояние человека».

 Упражнение 1. 

Задание: подберите антонимы к следующим  словам:

Образец: восторг  негодование; тоска – веселье.

Вера – неверие

Веселье – печаль, грусть

Доверие – недоверие

Наслаждение – мучение, страдание

Уважение- неуважение

Ненависть - любовь

Боязнь – храбрость

Упражнение 2.

Задание: подберите антонимы к следующим  словам:

Образец: тоска – печаль, скука; восторг –восхищение, самозабвение, упоение.

Обида – унижение, оскорбление

Сострадание – сожаление, жалость

Вера – уверенность, убеждённость

Болезнь – заболевание, недуг

Стремление - устремление, влечение, тяга, тяготение

Сомнение – опасение, подозрение

Надежда – ожидание

 Упражнение 3.

Задание: составьте и запишите предложения или словосочетания, используя абстрактные существительные со значением «состояние человека».

Упражнение 4.

Игра «Паутина слов».

Задание: соедините слова нужной линией.

- - - слова с противоположным значением

----- слова, близкие по значению

Мечта        тревога

Веселье        отвращение

Тоска        недоверие

Восторг        сострадание

Доверие        веселье

Восхищение        ошибка

Здоровье        печаль, грусть

Беспокойство                                                    болезнь, нездоровье

Жалость                                                             блаженство

Заблуждение                                                     действительность

 Наслаждение                                     негодование

Игра «Паутина слов» помогает учащимся реально представить семантические связи слов, что способствует закреплению в детском сознании парадигматических ассоциаций и в конечном итоге – усвоения ново лексики.  

Упражнение 5.

        Абстрактные существительные со значением «состояние человека» образуются от глаголов суффиксальным способом.

Задание: образуйте существительные от глаголов при помощи суффиксов:

а) – ств (о):

соперничать, чувствовать, отпираться, помешаться.

б) – ение:

сомневаться, предвидеть, наслаждаться, огорчаться, стремиться, уважать.

в) – ость:

жалеть, ревновать, завидовать.

г) – от (а):

дремать, ломить, тошнить.

д) – к (а):

установить, вспыхнуть, пытать.

Упражнение 6.

Из предложений выпишите абстрактные существительные со значением

«состояние человека».

1. Ты – то, как думаешь, надолго туда, под внимание?

2. В эти негодные для работы дни от тоски и безделья, а пуще  всего о какой – то неясной, вплоть подступающей тревоги, люди часто собирались взмете, много одно по одному говорили, но и разговоры тоже были тревожными, вязкими,  с длинными прогалинами молчания.

3. Но и надежды с каждым годом всё меньше, и она тает, как снег, пока не истает совсем, впитавшись в землю,- и вот уже перед тобой не надежда, а парком дымящиеся из – под земли воспоминания.

4. Ты любил писать красивых женщин,

Может, даже больше, чем пейзаж,

Где роса нанизана, как жемчуг…

И в восторге кисть и карандаш.

5. И они смотрели, смотрели, ничего не пропуская, как это есть, чтобы знать, как это будет, - так человек с исступлённым вниманием вонзается глазами в мёртвого, пытаясь заранее представить в том же положении, которого ему не миновать, себя.

6. Однако Миша не докончил, а взглянул на Данилова с подозрением, как на лазутчика, в глазах его появилось трезвое выражение испуга, будто он выдавал теперь государственную тайну.

7. А через полчаса заботы дня заставили Данилова забыть о Мишиных волнениях.

Упражнение 7.

Задание: из текстов художественной литературы выпишите 10 предложений с абстрактными именами существительными со значением

 «состояние человека».

Упражнение 8.

Задание: объясните значение слов, пользуясь образцом.

Образец: волнение – это состояние волнующегося человека.  

Тревога – это состояние … человека.

Восторг – это состояние … человека.

Нетерпение - это состояние … человека.

Выздоровление - это состояние … человека.

Испуг - это состояние … человека.

Упражнение 9.

Игра «Аналогии».

Задание: подобрать по аналогии подходящие по смыслу слова.

1. Подъём радостных чувств – восторг,

возмущение, крайнее недовольство - … .(Негодование)

2. Чувство сильной вражды, злобы, неприязни – ненависть,

чувство глубокого расположения, сильной привязанности - … . (Любовь)

3. Неодобрительное, неблагожелательное отношение – несочувствие,

Одобрительное, благожелательное отношение - … . (Сочувствие)

Упражнение 10.

Задание: дайте толкование слова с помощью описательного оборота, включающего в себя родовое понятие «состояние человека».

Образец: восхищение – это состояние человека, испытывающего высшее удовлетворение, восторг.

Угнетение – это … .

Беспокойство – это … .

Испуг – это … .

Вера – это … .

Вдохновение - это … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов  Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы  Конспект учебного занятия Предмет: русский ...

Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"

Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1)  предметных компетенций посре...

Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс

Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...

Открытый урок по русскому языку на тему : «Несклоняемые имена существительные»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему :"Несклоняемые имена существительные", целью которого является ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные», показать их морфо...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....

Урок на тему "Несклоняемые имена существительные. Род имен существительных"

Этот урок содержит интересный материал, учит определять род несклоняемых существительных, согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени, способствов...