Конспект урока по теме "Междометие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Яценко Лариса Владимировна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Междометие как часть речи.

Цели:

  • Дать понятие о междометии как особой части речи;
  • Показать грамматические признаки и роль междометий;
  • Развивать навыки составления плана;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь.

Планируемые результаты:

  • Умение отличать междометие от других частей речи;
  • Умение определять роль междометий в речи;
  • Умение составлять текст.

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности. Работа с текстом.

Около сосны, раздвинув палую хвою, торчит из земли толстая коричневая шляпка. И я больше ничего не вижу, ни о чем думать не могу, валюсь перед находкой на колени: «Ох, белый! Беленький! Ах, какой красавец!»

Задание:

  1. Прочитайте текст выразительно.
  2. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  3. Что можете сказать о втором предложении? (Какова его особенность, что отличает его от первого предложения? Эмоциональность, выразительность)
  4. Что придает этому предложению выразительность? (междометия)
  • Тема нашего урока – Междометие как часть речи.
  • Каковы цели нашего урока?

  1. Работа с теоретическим материалом учебника. Составление плана статьи учебника.
  1. Междометия – слова, выражающие чувства, настроения, побуждения.
  2. Междометия бывают производные и непроизводные.
  3. Междометия не изменяются, не являются членами предложения, могут употребляться в значении других частей речи.
  4. Междометия характерны для устной речи.

  1. Закрепление изученного материала.

1) Прочитайте выразительно предложения, найдите междометия, выпишите, распределив их на три группы:

Выражают чувства и эмоции

Выражают команду, приказ

Используются в речевом этикете

  1. Чу… вдруг раздался рога звон… (А.С. Пушкин)
  2. Ух! Кончено – душе как будто легче. (А.С. Пушкин)
  3. Увы! Дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А.С. Пушкин)
  4. Эх, яичница! Закуски нет полезней и прочней! (А.Т. Твардовский)
  5. «Цыц, Розка, - говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, - цыц!» (Д. Григорович)
  6. «Здорово, кум Фаддей!» - «Здорово, кум Егор!» - «Ну, каково, приятель, поживаешь?» - «Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!» (И.А. Крылов)
  7. «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» (И.А. Крылов)
  8. А мать ему: «Бай – бай! Закрой ты свои глазки!» (А.С. Пушкин)
  9. «Тсс… господа, - говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам… - не будите его». (Д. Григорович)
  10.  Эй, садись ко мне, дружок!
  11.  Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.А. Крылов)
  12.  Ба! Знакомые всё лица.  (А.С. Грибоедов)
  13.  Ура! Мы ломим, гнутся шведы. (А.С. Пушкин)
  14. Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая, степной малахит. (М. Светлов)

2) Составьте и запишите предложения, в которых указанные обращения выражали бы разные чувства.

Ах! Радость, страх, огорчение

Эх! досада, удовлетворение, тревога

Батюшки! Восторг, насмешка, огорчение

Ой! Недовольство, удивление, отвращение

3) Составьте варианты предложений, используя данные предложения. Прочитайте их, следите за интонацией и мимикой.

Какой дождь! (Ой! Ах! Ох! Фу! Господи!)

Вот это песня! (Ох-хо-хо! Тсс! Ага! Ай-ай-ай! О! Ну и ну!)

  1. Междометия могут употребляться в значении других частей речи.

Запись и анализ предложений.

  1. Далече грянуло ура. (Сущ., подл.)

Ура! Наш класс занял первое место в соревновании. (Межд., чувство радости, восторга)

  1. Девица хи-хи-хи да ха-ха-ха. (гл., сказ.)
  2. О себе я и «ох» не скажу. (сущ.,  дополн.)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Над чем нужно будет поработать?
  • Методика «Чемодан. Мясорубка. Корзина». Какие знания из того, что приобрели на уроке пригодятся, над чем нужно поработать, а что, может быть, не понадобится?

  1. Домашнее задание: знать теоретический материал параграфа 74

Приложение

Около сосны раздвинув палую хвою т..рчит из земли толстая к..ричневая шля..ка. И я больше (н..)чего не вижу, (н..) о чем думать (н..) могу, валюсь перед нахо..кой на колени Ох, белый! Бел..нький! Ах, какой красавец!

Задание:

  1. Прочитайте текст выразительно.
  2. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  3. Что можете сказать о втором предложении?
  4. Что придает этому предложению выразительность?

1) Прочитайте выразительно предложения, найдите междометия, выпишите, распределив их на три группы:

Выражают чувства и эмоции

Выражают команду, приказ

Используются в речевом этикете

  1. Чу… вдруг раздался рога звон… (А.С. Пушкин)
  2. Ух! Кончено – душе как будто легче. (А.С. Пушкин)
  3. Увы! Дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А.С. Пушкин)
  4. Эх, яичница! Закуски нет полезней и прочней! (А.Т. Твардовский)
  5. «Цыц, Розка, - говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, - цыц!» (Д. Григорович)
  6. «Здорово, кум Фаддей!» - «Здорово, кум Егор!» - «Ну, каково, приятель, поживаешь?» - «Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!» (И.А. Крылов)
  7. «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» (И.А. Крылов)
  8. А мать ему: «Бай – бай! Закрой ты свои глазки!» (А.С. Пушкин)
  9. «Тсс… господа, - говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам… - не будите его». (Д. Григорович)
  10.  Эй, садись ко мне, дружок!
  11.  Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.А. Крылов)
  12.  Ба! Знакомые всё лица.  (А.С. Грибоедов)
  13.  Ура! Мы ломим, гнутся шведы. (А.С. Пушкин)
  14. Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая, степной малахит. (М. Светлов)

2) Составьте и запишите предложения, в которых указанные обращения выражали бы разные чувства.

1 в. Ах! Радость, страх, огорчение

2 в. Эх! досада, удовлетворение, тревога

3 в. Батюшки! Восторг, насмешка, огорчение

4 в. Ой! Недовольство, удивление, отвращение

3) Составьте варианты предложений, используя данные предложения. Прочитайте их, следите за интонацией и мимикой.

1 в. Какой дождь! (Ой! Ах! Ох! Фу! Господи!)

  1. в. Вот это песня! (Ох-хо-хо! Тсс! Ага! Ай-ай-ай! О! Ну и ну!)

4)Проанализируйте предложения.

  1. Далече грянуло ура.

Ура! Наш класс занял первое место в соревновании.

  1. Девица хи-хи-хи да ха-ха-ха.
  2. О себе я и «ох» не скажу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...