"Конспект по русскому языку "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку

Пахомова Светлана Александровна

Совершенствовать умение находить омонимы в тексте, определять виды омонимов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omonimy.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Омонимы и их употребление»                                                                     

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цели:

  1. Познавательные: углубить знания учащихся об омонимах;
  2. Практические: совершенствовать умение находить омонимы в тексте; определять виды омонимов; повторить правописание –Н- и –НН- в прилагательных, причастиях и наречиях; продолжить подготовку к ЕГЭ; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь.
  3. Развивающие: развивать логическое мышление на основе разграничения видов омонимов.

                                    Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
  3. Подготовка к ЕГЭ. 
  1. Орфоэпическая разминка:    позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.
  2. А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.

  1. 1             2) 2           3) 2, 3          4) 1, 2, 3

   Давайте вспомним, когда в прилагательных, причастиях и наречиях пишется -Н-, а когда -НН-.

    -Н-                                                                        -НН-

                                         В прилагательных:

1) с непроизводной основой                 1) от сущ. с основой на -н- + суф. -н-  

(юный, пряный, румяный)                     (каменный, ценный)

2) в суф. -ан-/-ян-/-ин-                           2) в суф. -енн-/-онн-

(песчаный, серебряный)                        (клюквенный, дискуссионный)

! оловянный, деревянный, стеклян-     ! ветреный

ный

                                        В причастиях:

1) в кратких причастиях                        1) от глагола с суф. -ова-/-ева-, -ирова-

(грибы высушены)                               (маринованный, штампованный)

2) нет зависимых слов                         2) есть зависимые слова

(уроки не выучены)                             (ещё не выученный уроки)

                                                              3) от глагола сов. Вида

                                                             (купленный – купить)

                                            В наречиях:

1) образованных от прил. с                 1) образованных от прил. с                

       -н- в суффиксе                                        -нн- в суффиксе

(искусно – искусный)                                   (взволнованно – взволнованный)

Ш. Подготовка к новому материалу:

  1. Синтаксический разбор предложения:

Ясным заревом алея, Уводила вдоль пруда Эта узкая аллея. (А. Блок)

(Повест.,невоскл,простое, распр., осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

       2) Беседа:

   - Почему в двух случаях слово алея пишется по-разному? (Потому что это разные слова)

- Укажите лексическое и грамматическое значение этих слов. (Алея –деепричастие несовершенного вида, настоящего времени от глагола алеть, то есть становиться алым; аллея – существительное женского рода в единственном числе, в именительном падеже, обозначающее дорогу между рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам.)

IV. Объяснение нового материала: 

- Как называются слова, которые пишутся или звучат, но различаются по значению? (Такие слова называются омонимами)

- Верно. Следовательно тема нашего урока: «Омонимы и их употребление». Откройте и прочитайте §4. Какие виды омонимов можно выделить? (Составление схемы)

Омонимы

омоформы

 слова, совпадающие по звучанию и напи- санию в какой-либо одной или нескольких      грамматических формах. (мой папа – мой полы)

омофоны

 слова, разные по написанию, но одинаковые       по произношению.                 (зелёный луг – репча     тый лук) -

омографы

 слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение.

    (замок – замок)

  1. Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним

Упр.12.Устно. (Задание: Прочитайте стихотворение М.Цветаевой. Определите вид омонимов).

Мука и мука

«Всё перемелется, будет мукой!»

                                Люди утешены этой наукой.

                                Станет мукою, что было тоскою?

                                Нет, лучше мукой!

                                Люди, поверьте: мы живы тоской!

                                Только в тоске мы победны над скукой.

                                Всё перемелется? Будет мукой?

                                Нет, лучше мукой!

Мука мука – омографы.

                                 

Следующее упражнение, которое мы выполним, также направлено на определение видов омонимии.

Упр.13. Доска. (Задание: определите вид омонимии для каждой пары слов)

Везти – вести (омофоны), перевожу (переводить) – перевожу (перевозить) (омоформы),  дорога – дорога (омографы),  костный – косный (омофоны), лиса – леса (омофоны), бал – балл (омофоны), лес – лез (омофоны), переносится – переносица (омофоны), плачу – плачу (омографы), стою – стою (омографы).

        Следующее упражнение вы выполните самостоятельно.

             Упр.14. Самостоятельно. (Задание: прочитайте тексты, найдите в них омонимы и укажите вид омонимии). 

1. Норка вылезла из норки  

    И пошла к знакомой норке,

    В норку норкину вошла,

    Норку в норке не нашла.

                    (А. Шибаев)

(Норка – норка – омоформы).

3. Тонко, но крепко, как ниткой суровой,    

     Он связан с этой зимой суровой,  

     С тучей, что на Поволжье плывёт

     Со всем, что на этой земле живёт.

      (Б. Слуцкий)

(Суровой – суровой – омоформы).                        

 2. Справа лес всё чаще,

     Конь несётся рысью,

     Услыхав, что в чаще

      Ветер фыркнул рысью.

                      (Я. Козловский)

(Чаще – чаще, рысью – рысью –  омоформы).

  3. Снег сказал:

     Когда я стаю,  

    Станет речка голубей,

    Потечёт, качая стаю

    Отражённых голубей…

                       (Я. Козловский)

(Стаю – стаю, голубей – голубей – омоформы).

  1. Домашнее задание. 
  2. Итог урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали, что омонимы – слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. Выделяют следующие виды омонимии: омоформы, омофоны и омографы.)
  3.  Выставление оценок, их комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...