Конспект урока по русскому языку "Паронимы"
план-конспект урока по русскому языку

Пахомова Светлана Александровна

Совершенствовать умение разграничивать паронимы в речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paronimy.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Паронимы и их употребление»

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цели:

  1. Познавательные: углубить знания учащихся о паронимах;
  2. Практические: совершенствовать умение разграничивать паронимы в речи; продолжить подготовку к ЕГЭ; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь.
  3. Развивающие: развивать логическое мышление на основе выбора слов, подходящих по смыслу.

                                    Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
  3. Подготовка к ЕГЭ. 
  1.  Орфоэпическая разминка:  оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.
  2.  А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

   Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

       1) 1          2) 2          3) 1, 3          4) 1, 2

  1.  Синтаксический разбор предложения: (Повест., невоскл., сложное, сложноподчиненное).

IV.  Объяснение нового материала: 

  1. Составьте словосочетания со следующими словами: вечный – вековой, каменный – каменистый, единый – единичный, злой – злостный, ближний – близкий.

Вечный огонь – вековой памятник, каменный век – каменистая дорога, единый экзамен – единичный случай, злой человек – злостный нарушитель, ближние холмы – близкий человек.

  1. Беседа:

- Почему необходимо говорить ближние холмы, а не близкие? (Потому что эти слова разные по значению. Близкий – находящийся неподалеку, в небольшом расстоянии; коротко знакомый, связанный дружескими отношениями, взаимной симпатией. Ближний  – указывает на небольшое расстояние по отношению к месторасположению чего-либо, кого-либо: села, окрестности, дороги.

- Как называется ошибка неверного употребления рассмотренных слов? (Смешение паронимов.)

- Откройте и ознакомьтесь с §5 (чтение параграфа). Что же такое паронимы? (Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Паронимический ряд составляют слова одной части речи.)   

V. Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним

Упр.18.Доска. (Задание: из слов в скобках выберите нужное).

1. На девочке было (одето, надето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Окружность  и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 4. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг. 7. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 8. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 9. (Лесные, лесистые) озёра очень красивы.

        Следующее упражнение вы выполните самостоятельно.

Упр.19. Самостоятельно. (Задание: Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому прилагательному.)

   Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок). Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, директор, погоны, уборка квартиры). Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм). Защитительный, защитный (речь, панцирь, приспособление, аргумент, насаждение). Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль). Ледовый, ледяной (покров, крыша, ветер, взгляд, голос).  

VI. Проверочная работа.

  1. В каком предложении вместо слова представлена необходимо употреблять предоставлена?
  1. Её работы представлены на выставке.
  2. Аня была представлена новому руководству.
  3. Справка должна быть представлена в суд.
  4. Ему была представлена возможность поехать на стажировку.
  1. В каком предложении вместо слова органический необходимо использовать органичный?
  1. Органические соединения образуют земную кору.
  2. Вундеркинды отличаются органической тягой к знаниям.
  3. Органическая связь теории с практикой.
  4. Его поступки вызывают органическое отвращение.
  1. В каком предложении вместо слова будничный необходимо употреблять будний?
  1. В будничный день было тяжело добраться до центра города.
  2. Анна была погружена в будничные заботы.
  3. Её будничный костюм на этот раз казался необычным.
  4. Будничная жизнь Алексея протекала спокойно.

Ответы: 1) 4; 2) 2; 3).

VII. Домашнее задание. 

VIII.  Итог урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали, что паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию, а также то, что паронимический ряд составляют слова одной части речи.)

IX.  Выставление оценок, их комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...