Конспект урока по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

"Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse_po_teme_frazeologizmy.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока   по  русскому языку  в 5 классе

разработан в  соответствии  с требованиями ФГОС   с  использованием современных образовательных технологий  (технологии проблемного обучения, технология групповой  деятельности,  информационно-коммуникационных технологии).

Разработала Кожевникова Ольга Викторовна. учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средней школы №30»

        Дзержинск 2017г

Тема: Фразеологизмы и их употребление в речи

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока:  ввести новые понятия, термины; формировать устойчивую мотивацию к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организовать деятельность обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты:

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными).

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения.

Задачи:

1.Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

2.Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая; беседа, объяснение, практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.

Средства обучения: ПК,; учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014. Раздаточный материал. Презентация. Выход в интернет.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Ход урока

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Записи даты в тетрадях. Рассказ учителя о незадачливом иностранном художнике, который нарисовал иллюстрацию  к рассказу о том, как один студент водил за нос своего преподавателя.

Слайд  № 2.

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

- Объясните,  что обозначает словосочетание «бить баклуши», можно ли его заменить синонимичным словом? (ответы учеников)

- Запишите  оба предложения  в тетради.

- Чем является это словосочетание в предложении? (ответы учеников)

Подчеркните  в тетрадях. 

Слайд 3,4

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. Фронтальный вопрос.

  • 1) расширить и углубить знания о…;
  • 2) учиться находить и правильно писать….;

III.  Выявление затруднения.

-Объясните значения этих выражений одним словом. Фронтальный опрос.

Слайд № 5

раскинуть умом-

 пятое колесо в телеге-

 вверх тормашками-

кот наплакал-

 бить баклуши –

с минуты на минуту –

 с булавочную головку-

подумать

лишний

навзничь

мало

бездельничать

скоро

маленький

  • садиться на мель – «попадать в крайне затруднительное положение»,
  •  нажимать на все педали – «прилагать все усилия для достижения или выполнения чего-либо».

- Возможно ли  это для всех словосочетаний?

Делаем вывод: Значения одних выражений  можно заменить словом, есть и такие, которые приравниваются к целому описательному выражению.

Слайд №6

- В чем схожесть этих словосочетаний со словом?  Сначала слушаем предположения учеников. Затем выводим надписи на экран. 

Слайд №7, Слайд №8

- Такие словосочетания употребляются  в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке, какими их удерживает наша память. Продолжите   фразы:

 Закадычный …

 Заклятый …

 -А если мы скажем: Закадычный знакомый. Заклятый вредитель. Будет ли это привычно для нас?

Это свойство сочетаний называется воспроизводимостью.

 Слайд № 9

-В  их состав нельзя произвольно включать какие-либо элементы.

Так, зная фразеологизм потупить взор, мы не вправе сказать "низко потупить взор", "еще ниже потупить взор", "потупить печальный взор».

Слайд № 10

- Замените множественное число существительных на единственное.

Делаем вывод:  Каждый  член сочетания воспроизводится в определенной грамматической форме, которую нельзя произвольно изменять.

Слайд № 11

- Поменяйте местами  слова в словосочетаниях. Меняется ли от этого их смысл, привычно ли нам это слышать?

Все течет, все изменяется; ни свет ни заря;кровь с молоком.

- Поменяйте местами  слова в словосочетаниях : набрать в рот воды, не  оставить камня на камне. В рот воды набрать; камня на камне не оставить.

     Делаем вывод:   Закрепленный  порядок слов.

   Слайд № 12

   - Сформулируете отличие и сходства устойчивых сочетаний от свободных         словосочетаний.

  Запишите таблицу в тетради.

Словосочетания

1) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.

2) Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

3)Любое из слов можно заменить другими словами.

Фразеологизмы

1) Слова теряют свою самостоятельность (семантическая неделимость).

2) Как и слова, используются готовыми, запоминаются (воспроизводимость).

3)В их составе нельзя заменять одно слово другим  (непроницаемость).

4) Закрепленный  порядок слов.

5) Грамматическая устойчивость формы из частей.

Слайд № 13

- Сформулируйте свое определение фразеологизма.

- Посмотрите какое определение дает словарь .

- Откройте учебники прочитайте определение  в учебнике.

Слайд № 14

Дается этимология слова фразеология, определение фразеология как науки.

IV. Самостоятельная работа и проверка по эталону

Слайд № 15, Слайд № 16

Индивидуальная работа  с карточками,   с последующей взаимопроверкой  в парах.

V. Новое  знание.

Слайд № 17

- Сравните  фразеологизмы.

VI. Первичное закрепление нового знания

 Слайд № 18

- Подберите  антоним к фразеологизму  «засучив рукава».

Слайд № 19

Объясните  значение, подберите антонимы к следующим фразеологизмам. Коллективная работа устно.

Время не ждет

Нет времени

Время терпит

Время есть

Нестись во весь опор

Быстро передвигаться

Плестись, как черепаха

Медленно передвигаться

VII.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Слайд № 20, Слайд № 21

-Спишите, подобрав к фразеологизмам антонимы.

Душа  в душу (очень дружно, ладно)- … ,

гнуть свою линию(упрямо стоять на своих позициях) - … ,

кот наплакал - … ,

бить баклуши- … ,

трезвонить во всю ивановскую (очень громко кричать) -

Совместная проверка.

VIII. Новое  знание.

 Слайд № 22

 -Что обозначают оба устойчивых словосочетания. Стрелянный воробей, Тертый калач.

IX. Первичное закрепление нового знания

Слайд № 23

Объясните  значение, подберите синонимы к следующим фразеологизмам.

Вывести из себя  -

 Все как один  -

Яблоку  негде упасть -

довести до белого каления

от мала до велика

как сельдей в бочке

X. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Слайд № 24,25

- Спишите, определите к какому стилю относится каждый фразеологизм, соотнесите стрелками.

Камня  на камне не оставить

Учинить  расправу

Задать  перцу

Общеупотребительное

Книжное

Разговорное

XI.Новое  знание.

Слайд № 26

Оттенки в значениях.

За  тридевять земель означает – очень далеко.

 Куда Макар телят не гонял- в самые отдаленные, глухие места, куда ссылают в наказание.

XII.Самостоятельная работа и проверка по эталону

Слайд № 27

-Спишите, подобрав к фразеологизмам синонимы, пользуясь справкой.

Засучив рукава, во все лопатки. Для справок: не покладая рук, повесив нос, забросить удочку, сломя голову.

XIII.Новое  знание.

Слайды № 28,29 Чтение,  обсуждение источников возникновения фразеологизмов.

Слайд № 30 Чтение,  обсуждение роли в речи. Можно рассмотреть многозначность на примере фразеологизма «взять себя в руки».

Слайд  № 31  Фразеологические словари.

1 ученик находит значение фразеологизма в  онлайн -словаре,  все записывают в тетрадях.

XIV. Включение в систему знаний и умений

Слайды № 32,33

Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах:

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.

О них обычно говорят: водой …

* * *

Мы исходили городок буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге, что еле …

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…

* * *

Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши …

XV. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Слайд № 34

Что нового мы узнали на уроке?

-Чему научились? - О чем вспомнили?

XVI. Домашнее задание.

Слайды № 35

Выпишите  из «Школьного толкового словаря русского языка»  1  фразеологизм  и его значение, укажите его стилистическую принадлежность.  Составьте предложение с ним. Подберите, если возможно, синоним и антоним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...