Урок русского языка в 10 классе по теме :"Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Урок разработан в соответствии с обновленным содержанием образования, предлагаются разнообразные виды работы , определены уровни разработаны критерии и дескрипторы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme_deeprichastie.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный план  урока русского языка

Школа: осш.им. А.Макаренко

Дата:31.01.2019

Ф.И.О. учителя: Карлаш Александра Васильевна

Васильевнап

КЛАСС: 10

Количество присутствующих: 8

Количество отсутствующих:

Тема урока

Деепричастие

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

Закрепить знания о деепричастии, о месте и  роли деепричастий и деепричастных оборотов в предложении, выработка умения правильно употреблять деепричастия в речи.

Цели урока

Все учащиеся смогут:

В.Г.Распутина «Уроки французского»

 Определять грамматические признаки деепричастия, находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте, определять  роль и выразительные возможности деепричастий

Большинство учащихся смогут

классифицировать грамматические признаки деепричастия и глагола; конструировать   предложения с деепричастными оборотами, правильно использовать  деепричастия в речи.

Некоторые учащиеся смогут:

сссмогут:проблемсмогут:цитатыаргументировать  ответы на

проблемный вопрос, приводя проблемный вопрос, используя цитаты

Объяснить способы образования деепричастий

Критерии успеха

(оценивания)

Учащиеся:

  1. Знают, что такое «деепричастие», «деепричастный оборот»; определяют их грамматические признаки
  2. Умеют  находить деепричастия в тексте, определять  их роль, выразительные возможности деепричастий, использовать деепричастия для создания текста
  3. Используют в ходе выполнения заданий навыки  синтаксического разбора предложения, анализа текстов художественного, разговорного, научного стилей

Ожидаемый результат:

К концу урока учащиеся  смогут конструировать предложения с деепричастными оборотами, правильно использовать  деепричастия в речи , расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом, определять грамматические признаки деепричастий

Языковые цели

Учащиеся могут использовать

Ключевые слова и фразы:

Деепричастие, деепричастный оборот, грамматические признаки, роль деепричастия, фразеологизмы

Полезные фразы для диалога/письма:

  • Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? Howdoweknow?
  • Has every learner’s choice been recorded? Howcanwecheck?
  • Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?
  • Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?

Вопросы для обсуждения:

Как вы считаете: какую роль выполняют деепричастия в тексте?

Можете ли вы сказать, почему…?

Можете ли вы сказать, почему поэты и писатели используют деепричастия в художественных текстах?

Письменные подсказки:

Привитие ценностей

Воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову;

Межпредметные связи

Литература, живопись

Навыки использования ИКТ

Составление слайдовой презентации, поиск необходимой информации в сети Интернет

Предварительные знания

Знают морфологические признаки деепричастия и способы его   образования, синтаксическую роль деепричастия и постановку знаков препинания в предложении с деепричастием и деепричастным оборотом.

План (Ход урока)

Запланированные этапы урока, время

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

5 мин.

1.Стадия вызова

1.Организационный момент.

      2.Психологический настрой

Сегодня, ребята, вы выступите в роли ученых-исследователей. Вам предстоит работа с группой очень интересных слов. Как они называются и чем  интересны – это секрет, который вам предстоит разгадать.

Вы, я думаю, обратили внимание, что на доске записано только число, но не записана тема урока.

 Её вам предстоит сформулировать самостоятельно.

    3.Целеполагание Стратегия «Отсроченная загадка»

Отгадать загадку (Слайд № 1)

Эпиграф (Слайд №2)

Определение темы  и цели урока вместе с детьми (Слайд № 3)

2. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем определить роль деепричастий в тексте и поучимся употреблять их  в речи. А для этого нам нужно узнавать деепричастия в лицо.

Работа в группах (Правило.)

1 группа «Универсальная шпаргалка» - составить опорную схему на тему « Деепричастие как часть речи»

2 группа составить таблицу « Образование деепричастия»

3 группа «Заполнить Диаграмму Венна»

Презентация

Оценивание

Уровни мышления

Критерии

Дескрипторы

За правильный ответ +

Знание

Знают морфологические признаки деепричастия

Перечисляют грамматические признаки деепричастия

Понимание

Анализ

Сравнивают признаки глагола и деепричастия

Составляют опорную схему и таблицу

Находят общие признаки у глагола и деепричастия

Выявляют способы образования деепричастия

Оценка

Обосновывают свой выбор

Объясняют,  что такое «деепричастие», «деепричастный оборот»; определяют их грамматические признаки и способы образования

Задание: Найти деепричастия, отметив их в 1 и 2 столбике ( Слайд 4,5)

Парная работа по перфокарте.

Цель: Умение отличать деепричастие от глагола и причастия

Оценивание:  Самооценивание

1) пол..жив, прикас..ясь                     +   +

2) ст..рая, выр..стающий                    +

3) забл..стев, заг..рая                           +   +

4) зам..реть, уб..раясь                              +

5) заст..лая, отд..рая                            +   +

=Какая орфограмма объединяет все эти слова?

Оценивание Лист самооценивания

Критерии

Дескрипторы

За правильный ответ +

Находят деепричастие

Выделяют деепричастия

Обосновывают выбор

Определяют признаки

Определяют вид орфограмм

Объясняют орфограммы

Слайдовая презентация

А4, фломастеры

Лист оценивания

Перфокарта, лист оценивания

Середина урока

30 мин.

Задание Произведя разбор предложения, найти деепричастие, определив его синтаксическую роль, расставив знаки препинания.

(Самостоятельная работа)

Цель : Навык  выделения деепричастия в предложении и определения его синтаксической роли

Зима, смеясь, от счастья плачет,

Весны качая колыбель.

Вопросы:

1) О чём эти строки поэта Игоря Северянина?

2) Что мы слышим, когда читаем эти строки?

3) Слова какой части речи помогли нам увидеть и услышать то, о чём пишет поэт?

Исследование- эксперимент. «Думай- объединяйся-делись»  ( работа в парах)

  • Замените деепричастия на глаголы. Что изменилось? (Слайд №6)

(Стихотворение потеряло живописность. Появился однородный ряд сказуемых, интонация перечисления)

  • Какую роль играют деепричастия в этих строчках?

(дополняют глагол другими действиями, украшают его. Они помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно, одновременно помогает увидеть образ зимы-матери, которая нянчит своё дитя - весну)

Оценивание : Самооценивание

Критерии

Дескрипторы

За правильный ответ +

Находят деепричастие в предложении, расставляют знаки препинания

Называют деепричастие в предложении и выделяют запятыми

Определяют синтаксическую роль деепричастия в предложении

Подчеркивают как обстоятельство образа действия, правильно задав вопрос

Определяют роль деепричастия в литературном тексте

Называют роль деепричастий в художественном тексте

Задания  для групповой работы (1 и 2 группы) 

(Тексты Пушкина и  Тургенева + карточка-инструкция)

Представление мини-презентаций.

Вывод: Деепричастия не просто дополняют, дорисовывают основное действие глаголов в прозаических и стихотворных текстах, но и являются ярким средством выразительности.

Взаимооценивание групп

Критерии

Дескрипторы

За правильный ответ +

Находят деепричастие и деепричастные обороты в тексте

Называют деепричастие и деепричастные обороты, их количество в текстах

Определяют роль деепричастия в художественном тексте

Объясняют роль деепричастия в художественном тексте

Обобщают свои наблюдения

Грамотно обосновывают свои наблюдения

Анализ текста № 2 (Приложение №2) 3 группа

  1. Какого стиля текст? (Разговорный)
  2. Какое средство выразительности используется в нём? ( Фразеологизмы с деепричастиями)

Задание: Найти фразеологизмы, объяснить их значения. (Слайды  № 12, 13 )

Парная работа. Составить предложения с 2 фразеологизмами.

= Выделяются на письме запятыми фразеологизмы?

Вывод: Предложения с фразеологизмами более выразительны, более живописны.

Задание

Анализ стихотворения Р.Саути «Лодорский водопад» (Слайд №7,8)

  1. В чем необычность этого стихотворения?
  2. Сколько предложений?
  3. Сколько деепричастий?
  4. Деепричастия какого вида? Почему? (Незаконченное действие)
  5. Какой художественный эффект достигается таким количеством деепричастий? (Водопад мы слышим, видим)

Групповая работа: (Слайд № 9)

1-я группа. Найти деепричастия по слуховым впечатлениям (журча, шипя, шурша, шумя и др) Как называется данный художественный прием? (Аллитерация)

Найти деепричастия по зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь  )

2-я группа. Найти деепричастия по движению воды ( струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь)

Найти деепричастия по аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя)  Как называется данный художественный прием?

 (Олицетворение)

Вывод: Мы проанализировали, как удалось поэту создать образ водопада, с помощью деепричастий показать его могущество и великолепие.

Критерии

Дескрипторы

За правильный ответ +

Определяют роль деепричастия в стихотворении

Находят деепричастия пго слуховым, зрительным впечатлениям, движению, аналогии с человеческими качествами

Определяют художественные средства

Знают средства аллитерации и олицетворения

Творческая работа.  Работа по картине

Цель: Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты в творческих работах

 А теперь обратимся к произведению живописи и посмотрим, какое впечатление произвёл водопад на известного художника И.К.Айвазовского. Картина «Ниагарский водопад» (Слайд №10 )

Задание: Вставить в предложения вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты.

(Слайд № 11 ) Перед нами картина Айвазовского «Ниагарский водопад». Огромная лавина воды,..................., падает с высокой скалы. Мощные потоки воды,..............., устремляются вниз. Они, …..........., неостановимо бегут наперегонки. Эта стихия веками удивляет человека.

Вопрос. Как изменилось содержание предложений, когда мы включили в них деепричастия и деепричастные обороты?

Редактирование предложений. Игра «Корректор» (Приложение № 2).

Слово учителя: К сожалению, не всегда деепричастия употребляют в предложениях правильно. Наша задача — научиться видеть такие ошибки и уметь их исправлять.

Задание : (Работа со слайдами  № 14, 15, 16, 17)

Работа с интерактивным тестом (3 задания)

Слайд

Лист оценивания

Карточки +  инструкции

Лист оценивания

Слайд, инструкция к выполнению задания

Лист оценивания

Слайд, карточка с заданием

Слайд

Слайд

Конец урока

5 мин.

Подведение итогов урока.

Краткость и выразительность — эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.( Обращение к эпиграфу)

Домашнее задание (Разноуровневое)

1-я группа - Сочинение-миниатюра «Первое впечатление о докторе Старцеве» с использованием деепричастий.

2-я группа — Выбрать 5 предложений из рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»

3-я группа — Упр. № 420

Рефлексия.

Рефлексия деятельности на  уроке «Лестница успеха»

Напишите на стикерах что знаете, понимаете и умеете

 

Слайд

Слайд

Стикеры

Флипчарт с изображением лестницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по русскому языку в 7 классе на тему «Деепричастие»

Презентация к итоговому уроку по теме «Деепричастие» в 7 классе...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие"

Урок содержит материал для закрепления и обобщения по теме "Деепричастие". Материал имеет приложение в виде презентации, что позволяет вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Деепричастие и деепричастный оборот"

Разработка урока по программе М.М. Разумовской. Урок закрепления  с применением технологии субективизации Г.А. Бакулиной на материале стихотворений и сказок А.С. Пушкина.  Сопровождается пре...

Контрольная работа по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие"

Контрольная работа составлена к учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой "Русский язык. 7 класс". Работа рассчитана на 2 урока...

урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»

Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...