Урок русского языка в 7 классе Тема урока: Разряды наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Дронова Юлия Петровна

Цели урока:

  1. уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;
  2. отработать умение определять разряды наречий по значению;
  3. грамотно применять наречия в речи;
  4. продолжать развивать устную и письменную речь;
  5. обогащать словарный запас учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7kl1.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Разряды наречий

Дата проведения 

Цели урока:

  1. уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;
  2. отработать умение определять разряды наречий по значению;
  3. грамотно применять наречия в речи;
  4. продолжать развивать устную и письменную речь;
  5. обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к  обучению.
  • развивать интерес к изучению русского  языка.
  • формировать интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждение, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы).

Метапредметные:

Умение:

  • структурировать материал; сжато воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
  • уметь работать с различными источниками информации,  включая электронные;
  • видеть взаимосвязи русского языка и  литературы;
  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать,  давать определения понятиям;
  • применять полученные знания, умения, навыки  на  межпредметном  уровне;
  • работать совместно в атмосфере  сотрудничества.

Предметные:

Умение:

  • группировать имена прилагательные по лексико-грамматическим признакам;
  • проводить морфологический разбор прилагательных;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать языковую интуицию.

Содержание урока

1.Организационный момент

Давайте поприветствуем, друг друга и подарим  свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало. Проверьте осанку. Помните:  люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны.

2.Сообщение темы и цели. Игра «Составь слово»

  1. Четвертая буква в слове кузНец
  2. Эта буква пишется в корне слова прилАгательное
  3. Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» -Р 
  4. Эта буква пишется в окончании слова  в деревнЕ
  5. Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч
  6. Эта буква пишется в корне слова собИрались  
  7. Эта буква пишется в окончании слова борЕтся

- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи. А для начала небольшая ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

  • К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)
  • Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)
  • Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)
  • Главный морфологический признак? (неизменяемость)
  • Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)
  • Синтаксическая роль? (обстоятельство)

3.Устная работа

Учитель: Послушайте стихотворение и подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий)

Не заслуга быть белым,

Не достоинство – русым,

Очень трудно быть смелым,

Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

Ради собственной славы,

Знает: трудно быть смелым,

Знает: просто быть слабым.

Знает: трудно жить крупно,

Проще – жить осторожно.

Добрым – сложно и трудно,

А недобрым – несложно.

Учитель: Прошу проверить себя (раздаточный материал)

Учитель: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?

В дали голубой замелькал парус.

Вдали послышался шум.

В начале лета было жарко.

Вначале разговор не клеился.

С начала весны установилась солнечная  погода.

Сначала надо выучить правило.

 Я шел на встречу с писателем.

Я шел навстречу ветру.

 Учитель: Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

Учитель: Как называются слова   одинаково звучащие, но разные по значению?  (омонимы)   

  1. 4. Исследовательская работа. Актуализация нового материала

Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Громко, быстро, шёпотом

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

Очень, слишком, чересчур

Результат самостоятельной работы заполненная схема.

Физкультминутка. Игра  “Волшебный мячик”. 

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и  отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
  • Бежать (откуда?) издалека.
  • Бежать (как?) быстро, медленно.
  • Бежать (зачем?) специально.
  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

5. Упражнения на закрепление

Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры  и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Битый час

долго

наречие времени

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия

Учитель: А сейчас пододвиньте к себе ноутбуки и выполните предложенное задание.(учащиеся работают с электронным модулем, учитель проверяет правильность выполнения).

Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)

  1. На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.
  2. Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.
  3. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.
  4.  (где?) Дома и стены помогают.
  5. Едет не скоро, да (как?) споро.
  6. Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.
  7. На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня про наречие? За работу на уроке получают оценки следующие учащиеся…

Домашнее задание - §14 упр.206


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...