Конспект урока по русскому языку в 6 классе: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- »
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Анастасия Владимировна Абраменкова

Тема урока: «Гласные в приставках  ПРЕ- и ПРИ- »
Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: знакомство с условиями выбора гласных е-и в приставках ПРЕ-ПРИ и её графическим обозначением на письме; формирование умения правильно писать приставки ПРЕ-ПРИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район Смоленская область

Конспект урока по русскому языку в 6 классе:

«Гласные в приставках  ПРЕ- и ПРИ- »

Учитель: Абраменкова

Анастасия Владимировна

первая квалификационная

 категория

2018 г.

Тема урока: «Гласные в приставках  ПРЕ- и ПРИ- »
Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: знакомство с условиями выбора гласных е-и в приставках ПРЕ-ПРИ и её графическим обозначением на письме; формирование умения правильно писать приставки ПРЕ-ПРИ.
Задачи:

 обучающие: 

  • научить различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-

развивающие: 

  • формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; 
  • совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; развивать готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность к речевому самосовершенствованию;

воспитывающие: 

  • развивать внимание к лексическому значению слова, формировать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные – осуществляют выбор приставки пре- или  при- в зависимости от значения.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия, объективно воспринимают оценку учителя.

Технологии, используемые на уроке: развитие критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения, ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.


Методы обучения: исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, коммуникативно-ситуативный.
Оборудование: дидактический материал,  интерактивная доска,
презентация урока в программе Power Point.


                                                 Ход урока

1. Организационный этап.

( Приветствие, которое позволяет проверить готовность к уроку, создаёт положительный эмоциональный настрой; запись даты, тема на доске не записана, её сформулируют учащиеся самостоятельно на этапе Целеполагания).

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима морозом в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.
2. Актуализация знаний.
На доске записаны слова
рассматривать, пришила, издавать, пришкольный, подмигнуть, пришёл, зарасти, приоткрыл, посмотрела, премилый, преступник.
- Какие знакомые  группы приставок  вы видите в этих словах?
(1группа:  -
под, -за, - по – неизменяемые приставки, которые надо запомнить;
 2 группа: - рас, - из изменяемые приставки на –з-с , которые регулируются правилом « Звонкий - перед звонким, глухой - перед глухим»)
- Какие слова не вошли в эти группы? Почему? (3 группа: пришила, пришкольный, пришёл, приоткрыл, премилый, преступник.  Приставки в этих словах нельзя назвать неизменяемыми, т.к. в них может писаться то гласная и, то е; не подходят они и под правило на –з-с ).
- Как произносятся гласные в этих приставках? ( Они произносятся одинаково, т.к. находятся в слабой позиции,  т.е. в безударном положении)
- Какой вывод вы можете сделать? ( При написании слов с приставками ПРЕ-ПРИ в безударном положении можно допустить ошибку)
- А сможете ли вы объяснить правописание гласных в этих приставках?
( Ребята затрудняются, т. к. у них не хватает  знаний. Таким образом,  учитель создаёт проблемную ситуацию, для решения которой нужно добыть необходимые знания).
3. Целеполагание. Мотивация. Самоопределение к действию.
-
Какая проблема возникла перед нами? (Мы не знаем, от чего зависит правописание  гласных в этих приставках).
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? ( Узнать, от чего зависит выбор гласных в этих приставках, научиться распознавать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-).
- Тогда давайте вместе сформулируем и запишем ТЕМУ урока ( ученики формулируют, учитель корректирует их формулировки, тему записывают ученики в тетради, учитель - на доске « Гласные в приставках  ПРЕ- и

ПРИ-»).
4. Работа по теме урока. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
- Ребята, посмотрите на третью группу слов. От каких условий зависит выбор букв е-и в данных приставках? ( На проблемный вопрос дети не могут пока ответить, поэтому учитель помогает им, выдвигая предположения)
- Может быть, от того, к какой части речи относится слово? (Анализируем и видим, что предположение не подтверждается, т.к. среди слов есть и существительные, и прилагательные, и глаголы)
- Может быть, от того, в каком положении находятся гласные -  ударном  или безударном? (Анализируем и видим, что во всех случаях гласные находятся в безударном положении и произносятся одинаково)
- А давайте попробуем определить значение приставок в этих словах.
Работа в тетрадях.
Дети записывают  в два столбика слова и значение их приставок; учитель помогает определять значение приставок, употребляя в речи ключевые слова, например:
                                - ПР
И-
- Мама
присоединила пуговицу к ткани с помощью иголки и нитки.
ПРИШИЛА –
присоединение;
- Как называется участок, который находится
близко к школе?
ПРИШКОЛЬНЫЙ
близость к чему-либо;
- Поезд шёл, шёл, и наконец, он
приблизился к станции.
ПРИШЁЛ –
приближение;
- Вы открыли дверь, но не совсем, не до конца совершили действие.
ПРИОТКРЫЛ
неполное действие

                                - ПР
Е-
- Замените два слова одним:
очень милый- ПРЕМИЛЫЙ – очень
- Человек переступил закон – ПРЕСТУПНИК – пере

Подводится итог  записи:
- От каких условий зависит правописание гласных в приставках ПРЕ- и

ПРИ-?
( От значений).
-Гласную
и пишем в приставке с каким значением?
-Гласную
е  пишем в приставке с каким значением?
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.111, параграф 40.
  Сравните свою запись с таблицей учебника. Правильно ли мы определили значения приставок ПРЕ- и ПРИ-?
- Пользуясь либо записью  тетради, либо таблицей учебника, сформулируйте правило правописания гласных в приставках ПРЕ-и ПРИ- ( дети отвечают)
- Сравните свой ответ с правилом на стр.112 ( читают самостоятельно)
- Сколько в нём частей? (две)
- Каковы условия выбора гласных
е-и в приставках ПРЕ- и ПРИ-? ( вновь проговаривают правило)
- Как выделяется изучаемая орфограмма?
5. Обучение применению изученного правила.
Работа с учебником.
Читаем образец рассуждения на стр.112.
Работа у доски.
Вставляем пропущенные буквы в слова, записанные на доске:
пр…остановить ( 1-ый пример объясняет учитель :
-  Слово обозначает « остановить на короткое время, произвести неполное действие», поэтому нужно писать букву
и );
пр…отличный ( 2-ой пример объясняет у доски ученик);
пр…лепить ( 3-ий пример выполняет ученик с места, комментированное письмо);
пр…морский ( 4-ый пример выполняют все самостоятельно, обязательно проверить!)
6.  Первичное закрепление изученного правила.
Упр. 203 ( задание по вариантам):
1 вариант - выписать слова с приставкой –ПРИ- в значении «присоединение»;
2вариант - выписать слова с приставкой –ПРИ- в значении «приближение»;
3 вариант - выписать слова с приставкой –ПРИ- в значении « находиться близко к чему-либо», привести 3 своих примера;
4 вариант - выписать слова с приставкой –ПРЕ- в значении «очень».
( после выполнения упражнения провести фронтальную проверку)
- На какое значение приставок ПРЕ-ПРИ нет примеров? Приведите по 2-3 своих примеров (самостоятельная работа, проверить!)
7. Этап продуктивного использования полученных знаний. Трудные случаи написания.

Работа с толковым словарём учебника.
- Ребята, обратите внимание на слово
превозносить
 с условным обозначением *.
- Какое лексическое значение имеет это слово?

Словарная работа (орфоэпия).

- А теперь обратимся к словам в рамочке на стр. 112. Произнесем их вместе.
(Дети хором произносят, учитель наблюдает за произношением. Обязательно проговорить примеры употребления этих слов в  устной речи).
Также поработать со словами в рамочке на стр. 113: обратить внимание на то, что правописание  гласных в приставках зависит от значения слов, которое раскрывается в словосочетании или предложении. Обязательно записать в тетрадях примеры употребления этих слов в письменной речи.
Лингвистическая физкультминутка.
Учитель произносит слово, от которого надо образовать однокоренное со значением « неполное действие». Произношение  новых слов сопровождается действием:
                                               Не топнуть, а ПРИтопнуть,
                                               Не хлопнуть, а ПРИхлопнуть,
                                               Не гнуться, а ПРИгнуться,
                                               Не сесть, а ПРИсесть.

Работа в парах.
Задание на карточках. Запишите слова, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
1.
Пр..бить к стене, пр..фронтовая полоса,  пр..интересный собеседник,  пр..стегните ремни, пр..сечь зло.
2. Пр..рвал отпуск, пр..держи дверь, пр..станционный трактир, пр..уменьшить опасность, пр..мчаться домой.
(Взаимопроверка.  Ключ ответов на обратной стороне карточки: на карточке 1-ого варианта ключ для 2-ого варианта и наоборот. Заранее оговорить критерии оценок, например: «5»- грамотное письмо, правильное объяснение выбора  гласных в приставках, знание правила; « 4» - 1  орфографическая ошибка, неточности в объяснении и т.д.)
Словарная работа (орфография).
- Ребята, обратите внимание на словарное слово на стр.114. Что в нём надо запомнить? ( Й)
- Выполните морфемный разбор этого слова  (комментированное письмо  ученика: приставка ПРИ-, корень Й, окончание ТИ).
- Запишите его в свой словарик и составьте с ним словосочетание или предложение  (проверить запись, заслушать примеры сл/соч. или предложений).
Лингвистическая игра.
Задание. Используя приставку  ПРЕ-, придумайте прилагательные для описания котёнка (можно показать иллюстрацию забавного животного).

8. Проверка полученных знаний (тестирование).
     1 вариант                                                                            
1. Укажите неправильное  объяснение значения приставки.
А) ПРИклеить (присоединение);
Б) ПРИгорела (неполное действие);
В) ПРЕуспевать (неполное действие).
2. Выписать слово,  в котором значение приставки  определено правильно.
   Вставить пропущенную букву.
А) пр..бежал (неполное действие);
Б) пр.. горок ( близость к чему-либо);
В) пр..интересный ( = пере).
3.Буква И пишется в слове:
А)  пр..забавный щенок;
Б) пр..градил дорогу;
В) пр..сесть на стул.
4. Буква Е пишется в слове:
А) пр..задумался на уроке;
Б) пр..волжский округ;
В) пр..сложная задача.
5. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку  ПРЕ-
А) пр..милый, пр..бывать( на отдыхе), пр..рвать;
Б) пр..тронулся, пр..плыла, пр..неприятное;
В)  пр..цепить, пр..крутил, пр..светлый.

2 вариант                                                                            
1. Приставка  ПРИ-  обозначает « неполное действие» в слове:
А) прилечь;
Б) приземление;
В)  приморский.
2. Выписать слово,  в котором значение приставки  определено правильно.
    Вставить пропущенную букву.
А) пр..катить ( близость к чему-либо);
Б) пр..градить ( = очень)
В) пр..тормозил ( неполное дйствие).
3.Буква И пишется в слове:
А) пр..глушить звук ;
Б) пр..добрый ребёнок ;
В) пр..ломление света.
4. Буква Е пишется в слове:
А) пр..поднять;
Б) пр..амурский;
В) пр..успевать.
5. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку  ПРИ-
А) пр..храмывал, пр..тупился, пр..быть ( на вокзал);
Б) пр..делать, пр..скверный, пр..близить;
В) пр..крикнул, пр..скакал, пр..искусно.

(После выполнения задания учитель показывает ключ к тесту (можно написать ответы с обратной стороны доски), и ученики осуществляют самоконтроль).
9. Подведение итогов.
- Над какой темой мы сегодня работали? ( Вновь проговаривают)
- Какие задачи ставили перед собой? Выполнены ли они? (Вновь проговаривают).
- Что надо знать, чтобы правильно определиться с выбором гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ? ( Значение приставок)
- При каких значениях приставки пишется
 ? ( Перечисляют)
- При каких значениях приставки пишется
 ? ( Перечисляют)
10. Рефлексия.
- Понравился ли урок?
- Что нового узнали?
- В чем испытывали затруднения при изучении нового материала?
- Какие качества помогли вам добиться успеха? (Целеустремленность, любознательность, упорство, самостоятельность, дружба, взаимопомощь и т.д.)
11. Оценки за урок (с комментарием).
12. Домашнее задание.
Задание для всех: выучить  орфограмму « Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»; (орфограмму № 29, параграф 40)
Задание 1 уровня  сложности: выполнить упр.204, стр.114.
Задание 2 уровня сложности: выполнить упр.204, стр.114 + составить 3 предложения со словами из упражнения.
Задание 3 уровня сложности: выполнить упр.204, стр.114 + записать свои примеры на каждое значение приставок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"

Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"...