Конспект урока РЯ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

 Кутенкова Милена Эдуардовна

Конспект урока РЯ "Обобщение по теме Глагол"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1

по дисциплине «Методика обучения и воспитания (русский язык)»

Конспект урока обобщающего повторения

Тема: «Обобщение по теме «Глагол»

студентки филологического факультета НФИ КемГУ 4 курса группы РЛа-17-1

Кутенковой Милены Эдуардовны

 

Класс: 6

Тип урока: урок обобщающего повторения

Тема: Обобщение по теме «Глагол»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • систематизировать знания о наклонениях глагола;
  • систематизировать знания о спряжении глагола;
  • совершенствовать умение определять переходность/непереходность глагола;
  • совершенствовать умение проводить морфологический разбор глагола;
  • совершенствовать умение правописания гласных в суффиксах глаголов;
  • повторить безличные и разноспрягаемые глаголы.

  1. Воспитательные:
  • формировать интерес к изучению русского языка через использование языковых примеров;
  • формировать интерес к художественной литературе через использование стихотворения Вадима Шефнера «Миг»;
  • воспитывать трудолюбие при помощи пословицы и стихотворения В. Звягиной «Лентяйка»;
  • воспитывать интерес к устному народному творчеству через использование пословицы.

  1. Развивающие:
  • развивать слуховое внимание через слуховой распределительный и выборочный, комбинированный диктанты;
  • совершенствовать имение давать полный, развернутый ответ по предмету;
  • развивать критическое мышление через оценивание работ одноклассников.

Оборудование: проектор, слайд – презентация, компьютер.

Список литературы:  

  • учебник (Русский язык : учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. Ред. Н. М. Шанский. – 29-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 354 с.),
  • дидактические материалы (Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 175 с.).

План и хронометраж урока:

Этапы урока:

Методы и приемы:

Хронометраж:

Организационный

Метод: слово учителя; Приём: приветственное, вводное, ведущее.

2 мин

Проверка домашней работы

Метод: слово учителя; Прием: ведущее.

Метод: диктант; Прием: выборочный. (7 мин)

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

10 мин

Закрепление (обобщение) изученного материала

Метод: кластер; Прием: составление кластера.

Метод: слово учителя; Прием: инструктивное слово.

Метод: слово учителя; Прием: обобщающее.

Метод: диктант; Прием: распределительный. (5 мин)

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

Метод: диктант; Прием: комбинированный. (10 мин)

Метод: лингвистический разбор; Прием: морфологический. (7 мин)

30 мин

Задавание домашнего задания

Метод: слово учителя; Прием: ведущее.

2 мин

Заключительный.

Обобщающий

Метод: беседа; Прием: обобщающая.

Метод: слово учителя; Прием: ведущее.

2 мин

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

  1. Организационный

Метод: слово учителя; Приём: приветственное, вводное, ведущее.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Откройте тетради и запишите дату, вид работы и тему.

Мы завершили изучение глагола как части речи, сегодня нам предстоит вспомнить и обобщить всю информацию по этому разделу для того, чтобы на следующем уроке вы справились с контрольной работой.

Образец записи:

Пятнадцатое ноября.

Классная работа.

Обобщение по теме «Глагол».

  1. Проверка домашней работы

Метод: слово учителя; Прием: ведущее.

Ребята, дома вы выполнили упражнение 589-тое, в котором вам необходимо было выписать сначала в неопределённой форме, затем глаголы изъявительного наклонения, и, наконец, условного наклонения.

Проверим, насколько вы усвоили данную тему.

Метод: диктант. Прием: выборочный диктант.

Сейчас мы проведем выборочный диктант: я прочитаю вам стихотворение В. Звягиной «Лентяйка». Вам необходимо подумать, о чем это стихотворение?

Проводила бы братишку

Я сегодня в детский сад.

Да не стоит: он под вечер

Все равно придет назад.

Я сходила бы за хлебом,

Чтоб не жаловался дед.

Да по – моему, без хлеба

В десять раз вкусней обед!

Я могла бы вымыть ложки

И тарелки в шкаф убрать,

Но тогда ведь нашей кошке

Будет нечего лизать.

Я учиться не на тройки,

На пятерки бы могла,

Но нельзя мешают очень

Мне домашние дела.

Сейчас я прочитаю его еще раз, вам нужно выписать в одну колонку глаголы изъявительного наклонения, во вторую - условного.

У кого есть вопросы?

Итак, какую часть речи мы называем глаголом? Какие глаголы относятся к изъявительному наклонению, а какие – к условному?

Образец записи:

Первая колонка - не стоит, придет, не жаловался, будет лизать; вторая колонка - проводила бы, могла бы вымыть и убрать, сходила бы, учиться могла бы.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы относятся к изъявительному наклонению, если обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Глаголы в условном наклонении обозначают действия возможные при определенных условиях или желаемые.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

А сейчас прочитаем стихотворение Вадима Шефнера «Миг».

О чем это стихотворение?  

Глаголы какого наклонения чаще всего встречаются в нем?

Выпишите их в третью колонку таблицы.

Не привыкайте к чудесам, -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повторится.

Итак, что означают глаголы в повелительном наклонении?

Образец ответа:

Глаголы повелительного наклонения: не привыкайте, дивитесь, тянитесь, приглядывайтесь, прислушивайтесь, прикладывайтесь.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

Ребята, какие грамматическое признаки помогают нам определить наклонение глагола?

Образец ответа:

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам: имеют форму прошедшего, настоящего или будущего времени. Глаголы условного наклонения образуются с помощью суффикса -л- и частицы бы (б). Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам.

  1. Закрепление (обобщение) изученного.

Метод: слово учителя; Прием: инструктивное слово (порядок составления кластера).

Для того, чтобы систематизировать все наши знания о глаголе, по ходу урока мы будем заполнять кластер.

Для этого вам розданы специальные листы, которые потом вы вклеите в тетради.

Итак, запишите в кластер наклонения глаголов.

Образец записи:

Раздать листы с макетом кластера:

(кластер заполняется самостоятельно каждым учеником, но на слайде учитель показывает пример того, что можно в него вписать).

Метод: слово учителя, беседа; Прием: обобщающее, репродуктивная.

Итак, мы вспомнили, что глаголы изменяются по наклонениям: изъявительному, условному и повелительному.

А теперь посмотрите на слайд. Перед вами глаголы. Скажите, как мы называем эти глаголы и почему? В чем особенность предложений с такими глаголами?

Образец ответа:

Эти глаголы мы называем безличными, поскольку они обозначают действия, происходящие без действующего лица (предмета).

В предложении с такими глаголами нет подлежащего.

Глаголы на слайде: нездоровится, смеркается, взгрустнулось, рассвело, потеплело.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

Молодцы. Сделайте необходимые записи в кластере.

У глагола есть такая грамматическая категория, как переходность/непереходность. Какие глаголы мы называем переходными? А какие непереходными?

Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Все остальные глаголы – непереходные.

Метод: слово учителя, диктант; Прием: инструктивное, распределительный.

Сейчас для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы умеете разграничивать переходные и непереходные глаголы, мы проведем распределительный диктант.

На слайде вы увидите глаголы, а ваша задача распределить их в два столбика «Переходные глаголы» и «Непереходные глаголы». Сверху над глаголом подписываем вопрос, который мы можем задать от этого глагола.

Например, глагол различать мы запишем в первый столбик и подпишем вопрос что?, т.к. он сочетается с существительным признаки.

У кого есть вопросы, как мы сейчас будем работать?

Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с записью на слайде.

За безошибочную работу поставьте соседу по парте 5, за одну ошибку – 4, за две – 3, работы с большим количеством ошибок не оцениваем.

Образец записи:

Переходные:

везти санки

увидеть мальчика

учу уроки

написать письмо

Непереходные:

стоять на мосту

бродить по лесу

помогать маме

руководить командой

Глаголы на слайде.

Правильный ответ на слайде.

Метод: слово учителя; Прием: обобщающее.

Итак, мы вспомнили, как отличить переходные глаголов от непереходных.

Метод: слово учителя; Прием: инструктивное.

Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами глаголы с пропущенными гласными в суффиксах. Ваша задача – определить, какие гласные в суффиксах глаголов мы напишем, а также объяснить почему. При пояснении ответа пользуйтесь правилом в учебнике на странице 136-ой.

Запишите эти глаголы в тетрадь, укажите рядом с каждым в скобках форму настоящего или будущего времени, выделите суффикс и подчеркните гласную, которую вы вставили в суффикс.

Образец ответа.

В суффиксе глагола горевал мы напишем букву , поскольку в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ую (-юю), значит в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ова-(-ева-).

В суффиксе глагола докладывать мы напишем букву , поскольку в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на –ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ыва- (-ива-).

Глаголы горевать, докладывать.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

Ребята, вы уже знаете, что глаголы можно разделить на глаголы первого и второго спряжения. Скажите, в какую форму мы должны поставить глагола, чтобы определить его спряжение? Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму?

Образец ответа.

Чтобы определить спряжение глагола, мы должны поставить его в форму 3 лица, мн. ч.

К І спряжению относятся
глаголы с окончаниями:
-ут (-ют). 

Ко ІІ спряжению 
относятся глаголы с окончаниями:
-ат (-ят).

Метод: диктант; Прием: комбинированный.

Хорошо, сейчас мы проведем комбинированный диктант, чтобы повторить и обобщить сведения о спряжении глаголов. Сначала я прочитаю предложение вслух, мы вместе определим спряжение глагола, и тогда вы запишите это предложение в тетрадь.

С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа…т весна.

Ребята, какого спряжения глагол наступает? Как вы это определили? Какую букву мы напишем в окончании этого глагола? Запишите предложение в тетрадь, рядом с глаголом в скобках напишите форму 3 лица, мн. числа, подпишите спряжение над глаголом, выделите окончание.

Образец ответа.

Глагол наступает – глагол І спряжения, поскольку в форме 3 лица мн. числа он имеет окончание -ют. Если это глагол І спряжения, тогда в окончании мы пишем букву
-е – наступает.

Метод: диктант; Прием: комбинированный.

Сейчас мы запишем предложение, а ваша задача – перед написанием окончания глагола определить его спряжение и сказать, какое окончание мы напишем у этого глагола. Начинаем.

Деревья голы, но уже живут, дыш...т.

Итак, Маша, скажи, как мы напишем глагол и к какому спряжению отнесем?

Хорошо, Маша, ты молодец. Подписываем над глаголом, что это глагол исключение, относящийся ко ІІ спряжению.

Глагол дышат – глагол исключение, поэтому мы отнесем его к ІІ спряжению, напишем окончание -ат.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

А какие еще глаголы мы относим к глаголам-исключениям, и к каким спряжениям они относятся?

Образец ответа:

Глаголы-исключения, относящиеся к І спряжению: брить, стелить.

Глаголы-исключения, относящиеся к ІІ спряжению: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть смотреть, держать, слышать, гнать, дышать.

Метод: диктант; Прием: комбинированный.

Следующее предложение вы запишете самостоятельно, затем мы проверим его вместе.

Солнце свет….т  ярко и своими лучами купа….тся в лужах вместе с воробьями. 

Итак, к какому спряжению мы отнесем глаголы, которые мы встретили в этом предложении?

Молодцы. Не забудьте в тетради подписать спряжение над глаголом, а также выделить окончание.

Образец ответа:

Глагол светит мы отнесем к ІІ спряжению, потому что в форме 3 лица, мн. числа он имеет окончание -ят.

Глагол купаются мы отнесем к І спряжению –
окончание
-ют.

Метод: слово учителя; Прием: обобщающее.

Итак, мы потренировались в определении спряжения глаголов.

Метод: слово учителя; Прием: инструктивное.

Ребята, вы помните, что кроме глаголов І и ІІ спряжения, есть глаголы, которые мы называем разноспрягаемыми. Назовите эти глаголы и попытайтесь объяснить, почему мы их так называем. Можете опираться на таблицу на странице 106-ой в учебнике.

К разноспрягаемым глаголам мы относим глаголы хотеть, бежать, поскольку глагол хотеть в форме ед.ч. имеет окончания І спряжения (с гласной Е), а в форме мн.ч. – окончания ІІ спряжения (с гласными И, Я).

Глагол бежать во всех формах имеет окончания ІІ спряжения и только в 3-ем лице мн.ч. имеет окончания глаголов ІІ спряжения -ут.

Метод: слово учителя; Прием: обобщающее.

Молодец. Итак, мы вспомнили, какие глаголы мы называем разноспрягаемыми.

Теперь нам необходимо вспомнить, какие же постоянные и непостоянные морфологические признаки можно определить у глаголов. Для этого потренируемся выполнять полный морфологический разбор данной части речи.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

В учебнике на странице 133-134-ой есть план морфологического разбора. Прочитайте его и ответьте, какие постоянные признаки мы определяем абсолютно у всех глаголов?

А какие непостоянные признаки?

Какую роль в предложении обычно выполняет глагол?

Образец ответа:

К постоянным признакам относится вид, переходность, возвратность, спряжение.

К непостоянным: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть).

В предложении обычно бывает сказуемым.

Метод: лингвистический разбор; Прием: морфологический.

Хорошо. Сейчас потренируемся применять эти знания на практике. Прочитайте предложение на слайде. О чем в нем идет речь?

Любишь кататься – люби и саночки возить.

К какому малому жанру народного поэтического творчества его можно отнести?

Найдите в предложении любишь и произведите его полный морфологический разбор, опираясь на план в учебнике. Катя идет работать на закрытой доске.

Ребята, правильно ли разобрала глагол Катя? У кого не так? Катя, ты верно выполнила разбор, молодец – «5».

Образец ответа:

В этом предложении говорится: чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Данное предложение является пословицей.

Любишь – глагол.

  1. Любишь (что делаешь?) Н.ф. – любить.
  2. Пост. – несоверш. вид, невозвратный, переходный, ІІ спряжение; непост. – изъявит.  накл., наст. вр., ед. ч., 2-ое лицо.

В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Пословица на слайде.

  1. Задавание домашнего задания

Метод: слово учителя; Прием: ведущее.

Ребята, сегодня мы с вами готовились к контрольной работе, одним из заданий в которой будет морфологический разбор глагола, поэтому запишите домашнее задание:

Выполнить морф. разбор глаголов из пословицы, записанной в тетради (кататься, люби, возить).

Образец записи:

Морф. разб. гл. (кататься, люби, возить).

  1. Заключительный. Обобщающий.

Метод: беседа; Прием: обобщающая.

Итак, давайте еще раз вспомним, какая часть речи называется глаголом?

Какие постоянные и непостоянные признаки присущи этой части речи?

Какую синтаксическую роль играет глагол?

Какие наклонения бывают у глаголов?

Как определить переходность/непереходность глагола?

Как определить спряжения глагола? Какие глаголы мы называем разноспрягаемыми?

Образец ответа:

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол в предложении обычно играет роль сказуемого.

К постоянным признакам относится вид, переходность, возвратность, спряжение.

К непостоянным: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть).

Глаголы относятся к изъявительному наклонению, если обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия возможные при определенных условиях или желаемые.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Все остальные глаголы – непереходные.

Чтобы определить спряжение глагола, мы должны поставить его в форму 3 лица, мн. ч.

К І спряжению относятся
глаголы с окончаниями:
-ут (-ют). 

Ко ІІ спряжению 
относятся глаголы с окончаниями:
-ат (-ят).

К разноспрягаемым глаголам мы относим глаголы хотеть, бежать.

Метод: слово учителя; Прием: ведущее.

Надеюсь, вы записали всю эту информацию в кратком виде в свои кластеры. Они пригодятся вам при подготовке к этой контрольной работе и на последующих уроках.

Спасибо за работу, урок окончен.

Образец кластера:

Резерв

Осложненное списывание

Вариант 1

1)Каждый год возвраща..тся журавли из д .лёких тёплых стран на р..дное б..лото.

2)Над м..рями и ш..рокой степ..ю, над светлыми реками и синими л..сами л. тят на св..ю родину в..сной жур..вли.

3) В самых недоступных местах устраива.т гнёзда жур.вли.

Вариант 2

1) Соберут.ся в круж.к на б.лоте, маш.т крыл.ями, танцу.т.

2) Курлы, курлы, курлы! по всему лесу разнос.тся их шумные г.лоса.

3) Скоро выв.дутся на болоте длин(н)оногие, (не)уклюжие журавлята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...