Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи» для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

электив

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя школа № 9»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол №

от “___”  _________20__ г.

Утверждено

приказом по школе

               ОД №____ от ______20__г.

Директор школы  ___________(С.Л.Барбаков)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса "Искусство устной и письменной речи "

(базовый уровень)

10    Б          класс

                                       Харламенкова Ирина Юрьевна

 (Ф.И.О. разработчика)

2018 г.

  (год составления программы)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана для  обучающихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.        Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне              

2.        Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя  школа №9» на 2016-2017 учебный год

 3 .Календарного учебного графика на 2016-2017 учебный год

4. Рабочая программа элективного курса  «Искусство устной и письменной речи» реализуется в 10  классе. Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И.Львовой «Искусство устной и письменной речи для 10–11классов» (М.: «Мнемозина», 2011).

Особенности реализации в школе

На изучение элективного курса в 10 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны уметь:

•        строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом;

•        грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;

•        вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;

•        создавать тексты различных стилей и жанров;

•        владеть различными видами монолога;

•        свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;

•        соблюдать нормы построения текста;

•        адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•        соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);

•        уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль;

•        оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;

•        совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.

Содержание  курса

Функциональные разновидности русского языки 

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной  литературы  как функциональные разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение.

Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности

научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности  делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-дет вого общения (устная и письменная формы).

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочинение экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические синтаксические особенности публицистического стиля. Основные  жанры публицистического стиля.

Понятие публичной речи. Основные жанры публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность,  логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование  изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Виды речевой деятельности

Речь как деятельность.

Фазы речевой деятельности: мотивационно-ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных иидов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет-ресурсы.

Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей  и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.

 Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.

Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.

Особенности устной и письменной речи

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.

Основные требования к содержанию, построению и языковому  оформлению устного высказывания.

Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы),конспект, план, реферат и т. п.

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.

Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс; электронная почта и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Тематическое планирование и средства контроля

Форма

контроля

Кол-во  

часов

Защита проектов/

Практическая работа

Функциональные разновидности русского языки

16

Виды речевой деятельности

6

Особенности устной и письменной речи

12

1/1

Календарно – тематическое планирование

урока

Название раздела

и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Аргументация

изменений

План

Факт

Функциональные разновидности русского языки

16

1

Функциональные стили

1

2-3

Научный стиль

2

4-5

Официально-деловой стиль

2

6-8

Публицистический стиль

3

9

Понятие публичной речи

1

10-12

Разговорная речь

3

13-16

Язык художественной литературы

4

Виды речевой деятельности

6

17

Речь как деятельность

1

18

Виды речевой деятельности

1

19

Чтение как вид речевой деятельности

1

20

Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности

1

21

Говорение как вид речевой деятельности

1

22

Письмо как вид речевой деятельности

1

Особенности устной и письменной речи

12

23-25

Особенности устной речи

3

26

Формы устных высказываний

1

27

Основные требования к содержанию, построению и языковому  оформлению устного высказывания

1

28

Риторика как искусство мыслить и говорить

1

29-31

Особенности письменной речи

3

32

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания.

1

33

Речевая культура использования технических средств коммуникации

1

34

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета

1

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

1. Вагаков Д. Риторика. — М., 2010.

2.Баранов А. Н. Я вас слушаю. — М., 2011.

3.Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 2011.

4.Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М., 2009

5.Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзъко М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 2011.

6.Кохтев Н. Н. Риторика. — М., 2009.    

7. Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащих¬ся. — М., 2009.

8.Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2012.

9.Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 2011.

10. Розенталь Д. Э.  А как сказать лучше? — М., 2014.

11.Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 2013.

12.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью

Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...

Особенности устной и письменной речи. 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе....

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"

Настоящая  программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы электи...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 11 класс"

Настоящая  программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по ру...

Программа элективного курса "Культура устной и письменной речи" 10 класс

«Культура устной и письменной речи» как элективный курс предполагает расширение знаний  о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области орфоэпии, словообразования,...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...