Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

5 класс "Синонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_5_kl.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока

(УМК по русскому языку Л.М. Рыбченковой)

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема «Синонимы»

Цель:        научить выявлять синонимы и использовать их  в речи.

Задачи        

Образовательные:

  • расширить знания обучающихся по теме «Синонимы».

Развивающие:

  • формировать коммуникативные свойства личности;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать языковое чутьё.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и  любовь к родному слову.

     Самообразовательные:

  • формировать навыки планирования учебной деятельности;
  • формировать у учащихся умение использовать методы поиска решений.

     Стимулирующие:

  • повышать интерес к изучаемому предмету;
  • совершенствовать умения грамотно выражать собственную позицию;

- стимулировать  стремление к самостоятельному изучению дополнительной литературы.

   

УУД:         Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, учебно-познавательный интерес, осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни, самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, познавательная инициатива, коррекция, самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, осуществление самоконтроля по результату и способу результатов действия, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, классификация, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, построение речевых высказываний, подведение под понятие, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы, постановка познавательной цели, установление причинно-следственных связей, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, способов и условий действия, оценка результатов деятельности.

Планируемые результаты        

Предметные

Знать  условия нахождения синонимов.

Уметь отличать синонимы от других лексических понятий.

Основные понятия: лексикология, синонимы, синонимические пары, синонимические ряды.        

Ресурсы: ноутбук, экран, проектор, презентация, распечатанные тексты.


ХОД УРОКА

Мотивация к учебной деятельности.

          Учитель:

          - Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем уютном классе. Посмотрите друг на друга и пожелайте удачи. Мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране – стране знаний русского языка.

Откройте тетради и запишите число.  

(Названия этапов урока обучающиеся записывают в тетради.)

   

   Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

1. Проверка домашнего задания.

Терминологический диктант«По следам выученных правил».                 (Коммуникативные УУД) 1 чел. у доски, остальные в тетрадях.

Вывод. (Отвечающий у доски проговаривает  правила, учащиеся лушают ответы друг друга, исправляют недочеты в ответах.  Ответ полный, материал изложен последовательно, грамотно, даны четкие определения.)

- Какой раздел лингвистики изучает словарный состав языка? (Лексикология.)

-  Большинство слов выражает определенный смысл, то есть имеет…(Лексическое значение.)

- Какая лексика характерна для устной и письменной речи?

(Разговорная, книжная, нейтральная.) 

- Как называются слова, имеющие одно значение? (Однозначные.)

- Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные.)

- Какие значения могут иметь многозначные слова? (Прямое и переносное.)

- Как называется наука о языке? (Лингвистика, языкознание, языковедение.)

Вывод. (Обучающиеся проговаривают  правила.  Слушают ответы друг друга, исправляют недочеты в ответах.  Ответ полный, материал изложен последовательно, грамотно, даны четкие определения.)

Учитель:

- Дайте развернутый аргументированный анализ выполненного задания товарища. (Строят высказывания, контролируют правильность ответов.)

Оценка: -Ребята справился ли отвечающий у доски, есть ли у вас замечания? Спасибо

Сегодня мы продолжаем изучать лексику русского языка, работать со словомия предлагаю вам прослушать текст.

Выявление  места и причины затруднения

СЛАЙД №1

 Все ли вас устраивает в этом тексте? ( нет, повторяется одно и то же слово блестит. Это речевая ошибка).

Задание. Запишите это слово и подберите к нему такие слова, которыми можно было бы его заменить.

Учащиеся читают слова.

-Молодцы! А теперь давайте  посмотрим, подходят ли ваши слова. Перед вами текст, который создал  детский писатель Марк Семенович Ефетов

СЛАЙД№2

Учитель6

-Что изменилось? Каким стал текст? (Стал ярче, выразительнее. Теперь он точнее передает то, что хотел сказать автор)

Задание.

1ряд  Определите  тему текста

2 ряд Определите основную мысль текста,

3 ряд Определите тип речи

( Перед нами текст, т.к. все предложения связаны по смыслу и грамматически. Мы можем определить тему –«Зимний день», осн. мысль_: «День был чудесен»Автор хотел передать все великолепие солнечного зимнего дня, его блеск и сияние

 Это текст-описание. Автор описывает состояние природы.)

Учитель

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Но мы  еще так и не  сформулировали с вами тему сегодняшнего урока! А поможет нам это сделать следующее задание.

СЛАЙД №3

 

                  Интересный

               Написать

            Интеллектуальный

         Сострадание

      Обнаружить

   Нужный

Максимальный

                   

Построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 4.

                   Максимальный, наибольший

                Интересный, занимательный

       

             Написать, создать

          Обнаружить, найти

       Нужный, необходимый

     

   Интеллектуальный, умный

Сострадание, сожаление

1. Установка на выполнение задания.

- Вашему вниманию предлагается игра «Кто быстрее?». Ваша задача – выполнить ее и попытаться сформулировать тему и цели урока.

2. Формулировка задания.

(«Лестница» проецируется на экран.)

- На экране изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого необходимо выполнить задание.

К каждому слову подберите близкое по значению слово. Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное слово. Поняли? Начинаем? (Познавательные и регулятивные УУД)

Есть ли те , кто уже догадался какое слово зашифровано?

- Проанализируйте данные примеры. Что их объединяет? Какое лексическое явление проиллюстрировано этими примерами? Связаны ли  лексически эти слова, с вашей точки зрения, ребята? Какую роль они играют в речи?

Ребята, с каким лексическим явлением мы сегодня встретились, когда вспомнили разные названия языкознания, исправили текст, построили лесенку? Что за слова нам встретились? Связаны ли  лексически эти слова     ( Слова лексически связаны.Синонимы)

-Верно! Итак, тема нашего урока СИНОНИМЫ. Данная тема вами уже изучалась в начальной школе. Как вы думаете, зачем мы опять возвращаемся к ней? Чему будем учиться?

( Без синонимов речь становится беднее, появляются речевые ошибки. Должны научиться правильно подбирать синонимы, понимать чем они отличаются друг от друга, определять их роль в тексте)

Запишите тему урока.

Работа с учебником.

-На что важно обратить внимание? (Вывод: чтобы подобрать синоним к слову, нужно выяснить, какая часть речи перед нами, определить его смысл и значение и записать.)

СЛАЙД №5 – Закрепление понятия

СЛАЙД №6

Посмотрите внимательно на слова на слайде. Как вы думаете, почему в одних рядах по 2 слова, а в других несколько?

- К некоторым словам можно подобрать  только один синоним, и тогда образуется синонимическая пара, а если мы можем подобрать несколько синонимов, то образуется синонимический ряд. Ряды синонимов используют для выразительности речи

СЛАЙД №7

-Ребята, что изменилось в записи? (Слова поменяли местами).  

- Перечитайте ряды синонимов, как изменяются в них оттенки значения?         ( смысловое значение усиливается)

- Молодцы.

СЛАЙД №9 Это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, отрезков предложения, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся  (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему  создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Называется градация. Русский язык богат синонимами. Они накапливались в процессе развития языка и черпались из разных источников – диалектов, старославянского языка, иностранных языков. Синонимы уточняют и разнообразят нашу речь. Запомните, ребята. Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определенной ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным.

ФИЗМИНУТКА

Мы писали, мы писали,

А теперь мы тихо встали.

Потянулись, повернулись,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Теперь пальчики сожмем

И опять писать начнем.

Сели-поморгали, глазки вверх подняли, опустили, как Бармалей, повращали, закрыли.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

СЛАЙД№9 Мини-тест

Задание

Ответы на тест запишите в тетрадь.

К зад. 3 из теста вопрос:

-Могу ли я сказать , что в этом ряде наблюдаем градацию?( Да, т.к.усиливается признак невесомости, легкости)

Работа с учебником

       Работа в парах.

С. 83, упр. 179. Обучающиеся в учебнике проводят стрелки к нужному слову в паре.

Опыт  -  эксперимент

Финал -  конец

Заражение – инфекция

Диспут – спор

Атмосфера – воздух

Комната - каморка

- Чем отличаются слова в каждой паре? (Одно нейтральное, другое книжное.)

- Чем же еще могут различаться синонимы? Прочитайте правило на стр.83

Слайд 10.

 Синонимы могут различаться:

-  оттенками значений: заражение - инфекция;

- стилистической окраской: конец - финал;

- оттенками значений и стилистической окраской: комната – каморка.

Слайд 11.

Прочтите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужной форме.

1.Звание  обязывает ко многому.

2. Для написания учебника был создан коллектив  . (Автор, писатель.)

1. Из окна открывался красивый на море.

2.   в романах И.С. Тургенева играет важную роль. ( Пейзаж, вид.)

(Вывод: не все синонимы взаимозаменяемы. Надо помнить о лексической сочетаемости)

А теперь обратимся к тексту, т.к. только в тексте мы сможем увидеть, как велика роль синонимов.

У вас на партах лежит распечатанный текст на синей бумаге

СЛАЙД 12

Выразительное чтение  текста.

Задания у вас на листочках напечатано.

(тема –Береза  морозной зимой, береза в лютый мороз.

Осн.мысль – И деревья могут учить людей дюбить жизнь, стойко выносить трудности, уметь радоваться .

Работу с этим текстом мы продолжим на след. уроке. Сохраните тексты. Мы будем говорить о контекстуальных синонимах, словарях синонимов.

       Рефлексия. (Личностные УУД)

Учитель:

- Близится к концу наш урок, потому что в кругу друзей время летит незаметно. Сегодня вы хорошо поработали, а знакомство  с синонимами, которые придают изложению яркость, точность, эмоциональность, была ненапрасной.Умение разграничивать синонимы, выбирать из них наиболее уместный и точный – важный стилистический прием. 

Предлагаю выполнить последнее задание

У вас на столах лежат смайлики, заполните их, пожалуйста .

Домашнее задание:

1. Теория: п. 24  (составить устное монологическое высказывание).

2. Практика: упр. 186 (1,2 з-е) – А, 186 (составить 5 предложений, закончить сказку) – Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...