Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

5 класс "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_chasti_rechi.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Русский    язык 5 класс.                                

Тема: Части речи.

Тип урока: повторение ранее изученного.

Цели урока:    1. Научить учащихся различать части речи по грамматическим и морфологическим признакам, показать синтаксические признаки частей речи, ввести в лексикон учащихся понятия самостоятельных и служебных частей речи.                                                                                

2.Развивать у учащихся память, внимание, мышление.                                        

3.Воспитывать любовь к родному  языку.        

Оборудование:                                                                                        

                                                        Ход урока:                                                

I. Организационный момент:                                                        

II. Повторение раннее изученного:                                                                

Диктант с последующей взаимопроверкой:                                        

Объединиться, гигантский, солдатский, окрестность, посчастливиться, брошюра, необъятный, объём, терраса, вьюга, из-за угла, чащоба, солнечный.                                        

III. Повторение частей речи, изученных в начальной школе.        

Задания:     1.Укажите среди слов диктанта имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.                                                

2. Назовите другие известные  вам части речи.                                                

3. Вспомните стихотворение О.Высотской «Веселая грамматика»:                                

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом 
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Все ли части речи названы в стихотворении?                                        

4. Составление схемы:                                        

Части речи:

знаменательные
(самостоятельные)

служебные

междометия

называют предметы, признаки, действия, кол-во и являются в предложении его членами;

не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения, служат для связи слов в предложении.

особые части речи, которые выражают, но не называют различные чувства и побуждения, не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, не изменяются и не являются членами предложения.

                                                                                                        

Название

Значение

Вопрос

Имя существительное

обозначает признак предмета

кто? что?

Имя прилагательное

обозначает признак предмета

каков? чей?

Имя числительное

обозначает количество, порядок при счете

сколько? который?

Местоимение

указывает предмет, признак или количество.

кто? что? чей? сколько?

Наречие

обозначает признак действия или другого признака

как? когда? где? почему?

Глагол

обозначает действие предмета, состояние

что делать? что сделать?

 

Формы глагола

Причастие

обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?; в предложении – определение.

 

Деепричастие 

обозначает добавочное действие к основному; отвечает на вопросы делая? что сделав?; не изменяется; в предложении бывает обстоятельством.

  

Служебные части речи:

1) предлоги (в, за, в течении(месяца) и др.),

2) союзы (и, а, но, чтобы, если и др.),

3) частицы (бы, ли, же и др.).

5. Чтение грамматической сказки «Как Морфология порядок навела».                

Было это давным – давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!                

Попытались как – то слова построиться. Становились и так и этак- все плохо получается. «Без командира не обойтись,- решили слова.- Призовем – ка на помощь Морфологию!»                                        

- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология к слов.                

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.                                                

- А какие формы у вас есть?                                                                        

- Род, число, падеж.                                                                                

- А что вы умеете делать?                                                                        

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.                        - Становитесь под знамя «Имя существительное!»- приказала Морфология.                                        

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова.                                

- Становитесь под знамя «Глагол!»- ответила Морфология.                        

        Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.                                

Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функции объединились под своими знаменами.                                                        

Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королева – мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Союз, Междометие.                        

6.Упражнение 268.                                                                        

7. Закрепление изученного.                                                                

Упражнение 269 – устно.                                                

IV. Итог урока

V.  Домашнее задание: п.36, упр. 270, выучить словарные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...