Урок по теме "Виды сложноподчиненных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Шинова Евгения Игоревна

Открытый урок проводился в 9классе, можно использовать и в 10, и в 11 классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-проект русского языка в 9 классе

по теме «Виды сложноподчиненных предложений»

совершенствование знаний учащихся о типах сложноподчиненных

предложений и умения определять виды придаточных предложений; подготовка к

ОГЭ по русскому языку.

1 Мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на

решение учебных задач; создание на уроке мини-проекта;

2 Образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить

СПП, определять его вид, ставить знаки препинания в СПП с целью

подготовки к ОГЭ;

3 Развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать,

классифицировать, систематизировать материал по синтаксису сложного

предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через

применение компьютерных технологий, развивать творческие способности;

4 Воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; интерес

к русскому языку и литературе; коммуникативные умения в групповой

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-презентация мини-проектов.

компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная

презентация, карточки для групповой работы.

ХОД УРОКА:

1 Организационный момент:

Психологический настрой:

- Начинался новый рабочий день. Пусть он принесет вам радость и удачу!

Здравствуйте, садитесь.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу,

Улыбнитесь друг другу, себе.

Приятного вам учебного дня!

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Давайте вспомним, о чем мы говорили на протяжении нескольких уроков 1

четверти. Я думаю, что вам нетрудно будет самим сформулировать тему

сегодняшнего обобщающего урока. Давайте сделаем это.

Если на протяжении нескольких уроков мы говорили о СПП: о придаточных

определительных, изъяснительных, обстоятельственных, а сегодня урок

обобщения, значит говорить мы будем о… (СПП с разными видами

придаточных)

- Правильно, запишем тему урока.

- Итак, цель нашего урока: повторить все, что знаем о СПП, обобщить и

закрепить эти знания.

- А какие задачи нам предстоит решить в связи с целью урока? …(говорят уч-ся)

Задачи: (не читать, на экране)

- уметь применять основные знания по теме;

- находить СПП по его признакам;

- определять границы главного и придаточных предложений, задавать вопросы от

главного к придаточному;

- различать союзы и союзные слова;

- умело пользоваться правилами постановки знаков препинания в СПП.

Верны ли утверждения: цифровой диктант, где 1 – это да, 0 – нет.

   1. Союзы что, если, где  подчинительные
2. Придаточные определительные  отвечают на вопрос
когда?
3. Предложение – это синтаксическая единица.
4. Слово
который – это относительное местоимение.
5. Союз
однако – подчинительный.
6. Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос какой?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
8. В предложении
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение
9. [ … ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

Результат.

Переходим к основной части работы над видами придаточных. Давайте

проверим, насколько вы готовы к предстоящей работе. Итак, теоретическая

разминка:

1.Теория по СПП.

Практика.

2.Укажите сложноподчинённое предложение.

3. Расставьте запятые.

4. Словарный диктант.

Материнское горячее сердце, самые добрые и ласковые руки, светящиеся нежностью глаза, всепрощающий взгляд, любовь, доходящая до самозабвения.

Задание:

- Как вы понимаете эти выражения? - Объясните значение слова «самозабвение» - Послушайте письмо писателя Л. Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.

Этот документ - свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия : «Милая моя мамочка! Ты все думаешь, что это шутки, а я серьезнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…. Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймет меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за все твое добро, и я это сознаю».

- Используя данные словосочетания, напишите небольшое письмо своей маме, желательно, чтобы в них были СПП.

ФИЗМИНУТКА

- Сейчас нам с вами предстоит серьезная работа, и для большей

результативности давайте проведем физминутку для усиления кровоснабжения головного мозга.

- В знак согласия с утверждением делаем так… (2 кивка), в знак несогласия - так

(в стороны). Попутно повторим материал к ОГЭ.

1 Метафора – скрытое сравнение? (да)

2 Фразеологизм – художественное определение? (нет)

3 Приставка с- - постоянная, неизменяемая? (да)

4 Гипербола – художественное преувеличение? (да)

5 В слове «стеклянный» -н- - суффикс? (нет)

6 Слово «конечно» всегда вводное? (нет)

7 Чтобы, что, если – сочинительные союзы? (нет)

8 А, но, да но, однако, зато – противопоставительные союзы? (да)

5. Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

6. Составьте предложения по схемам.

7. Продолжите предложение.

8. Определите вид придаточного.

Рефлексия.

Обозначь свое участие в уроке.

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

Домашнее задание: составить кроссворд на тему СПП, сказку только из СПП, сочинение из СПП.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему:"Сложноподчиненные предложения"

Урок-презентация на тему : "Сложноподчиненные предложения" построен с целью закрепления изученного материала о сложноподчиненных предложениях, навыков пунктуации в сложноподчиненных предложениях, восп...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

план урока по теме: "Сложноподчиненные предложения"

Тема урока: Сложноподчинённые предложения. Цели:- углубить знания о сложноподчинённом предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточ...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными...

Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»

Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение» (на материале пословиц  народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими)...

Разработка урока "Понятие о сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с учетом средств субъективизации при обучении русскому языку...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".

Углубить знания обучающихся  о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....