антонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дивии Айрана Орлановна

урок русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_po_teme_anonimy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Антонимы»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: урок усвоения нового материала

Цели урока: познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, использовать при описании изображённого на рисунке.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

Оборудование: презентация по теме «Антонимы», карточки с заданиями, словари синонимов и антонимов.

                                                                Ход урока.

 1. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.

- Ребята, сегодня каждый из вас будет работать по максимуму, то есть вы должны показать себя с лучшей стороны. И от того, насколько вы будете активны,  зависит ваш успех.

Итак, ребята, давайте проверим, как вы усвоили темы прошлых уроков.

 2. Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

Задание для 1-ой группы: распределить слова по столбикам: многозначные слова, синонимы, слова с переносным значением, с прямым значением.

Земля, двигаться-ходить, золотые руки, золотые часы, жемчужные зубы, ручка, шляпка, хороший-добрый, лист, груша, ледяной взгляд, строить мост, синее море, море пшеницы,  играет на гитаре, играет на нервах, красный-алый, храбрый-мужественный, мокрый-сырой, бежать-мчаться..

Задание для 2-ой группы.

Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимами.

  1. Смелый, храбрый, мужественный.
  2. Глупый, неумный, дурацкий.
  3. Добрый, жадный, щедрый.
  4. Вечный, бессмертный, временный.
  5. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
  6. Злой, грубый, недобрый
  7. Красивый, большой, огромный
  8. Смеяться, хохотать, улыбаться
  9. Еда, пища, блюдо

- А пока они выполняют задания, давайте устно ответим на несколько вопросов.

  1. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
  2. Лексическое значение слова можно узнать по…
  3. Какие слова мы называем однозначными?
  4. А какие слова многозначными?
  5. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
  6. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

 3. Определение темы урока.

. – А теперь внимание на экран. (Слайд ). Притча о добре и зле:

- О каких двух понятиях идёт речь в этой притче? (Добро и зло.)

- Что вы о них узнали?

- Как вы понимаете последнее предложение? (Если ты будешь совершать только хорошие добрые поступки, то победит добро. Все зависит от нас самих).

– Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Они противоположны по смыслу).

- О каких же словах пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Противоположных по смыслу или об антонимах).

Запись темы урока в тетрадь – «Антонимы».

 Постановка целей и задач.

- Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ нашего занятия:

- Я УЗНАЮ …..

- Я НАУЧУСЬ ….

Итак, сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

Сопоставим наши выводы с учебником  (стр. 166).

 4. Закрепление изученного материала.

- Если понятие усвоили, перейдём к заданиям. На столе у каждого лежат слова.

1 задание: сосед по парте должен подобрать антоним

День-ночь

Утро-вечер

Белый-черный

Грустный-радостный

Сидеть-стоять

Уйти-вернуться

Включить-выключить

Бежать-ходить

Красивый-уродливый

Высокий-низкий

Широкий-узкий

Умный-глупый

Близко-далеко

Небо-земля

Быстро-медленно

Жарко-холодно

Шумно-тихо

Ленивый-трудолюбивый

Трудный-легкий

2 задание

А теперь такое задание: перед вами антонимические пары, первый ряд выписывает антонимы, относящиеся к явлениям и времени. Второй ряд антонимы в которых происходит действие, третий ряд выписывает антонимы выражающие цвета, размер

Явление,  время

Действие

Цвет, размер

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Исходя из этого задания какой вывод мы можем сделать? (Антонимическая пара обязательно должна быть одной части речи)

5. Творческое задание. 

Следующее задание у нас творческое.

На слайде текст:  

  Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тучи.  Тускло светит зимнее солнце.  Дует холодный северный ветер.  Длинные  ночи, короткие дни.

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? ( О зиме)

-Учитель: Какие слова говорят, что это зима? Подберите к этим словам  антонимы. А сейчас ваша задача придумать небольшой противоположный текст с помощью подобранных антонимов.

-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (Лете)

Давайте сейчас выполним задание из учебника.  Упражнение 370

6.Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли.

  1. Сегодня на уроке мы познакомились с …..
  2. Антонимы – это …..
  3. Еще какие признаки вы узнали?

7.Домашнее задание: упр 372 стр.

 

Земля, двигаться-ходить, золотые руки, золотые часы, жемчужные зубы, ручка, шляпка, хороший-добрый, лист, груша, ледяной взгляд, строить мост, синее море, море пшеницы,  играет на гитаре, играет на нервах, красный-алый, храбрый-мужественный, мокрый-сырой, бежать-мчаться.

Земля, двигаться-ходить, золотые руки, золотые часы, жемчужные зубы, ручка, шляпка, хороший-добрый, лист, груша, ледяной взгляд, строить мост, синее море, море пшеницы,  играет на гитаре, играет на нервах, красный-алый, храбрый-мужественный, мокрый-сырой, бежать-мчаться.

Земля, двигаться-ходить, золотые руки, золотые часы, жемчужные зубы, ручка, шляпка, хороший-добрый, лист, груша, ледяной взгляд, строить мост, синее море, море пшеницы,  играет на гитаре, играет на нервах, красный-алый, храбрый-мужественный, мокрый-сырой, бежать-мчаться.

Земля, двигаться-ходить, золотые руки, золотые часы, жемчужные зубы, ручка, шляпка, хороший-добрый, лист, груша, ледяной взгляд, строить мост, синее море, море пшеницы,  играет на гитаре, играет на нервах, красный-алый, храбрый-мужественный, мокрый-сырой, бежать-мчаться.

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

Белый-черный, бежать-ходить, высокий-низкий, широкий-узкий, бездельничать-работать утро-вечер, отказываться-соглашаться, день-ночь, яркий-тусклый, грусть-радость, добро-зло, терять-находить, смех-слезы, короткий-длинный, молчать-говорить, молодость-старость, бледный-румяный,

День

Утро

Белый

Грустный

Сидеть

Уйти

Включить

Бежать

Красивый

Высокий

Широкий

Умный

Близко

Небо

Быстро

Жарко

Шумно

Ленивый

Трудный

Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимами.

1.Смелый, храбрый, мужественный.

2.Глупый, неумный, дурацкий.

3.Добрый, жадный, щедрый.

4.Вечный, бессмертный, временный.

5.Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

6.Злой, грубый, недобрый

7.Красивый, большой, огромный

8.Смеяться, хохотать, улыбаться

9.Еда, пища, блюдо

Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимами.

1.Смелый, храбрый, мужественный.

2.Глупый, неумный, дурацкий.

3.Добрый, жадный, щедрый.

4.Вечный, бессмертный, временный.

5.Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

6.Злой, грубый, недобрый

7.Красивый, большой, огромный

8.Смеяться, хохотать, улыбаться

9.Еда, пища, блюдо

Многозначные слова

Синонимы

Прямое значение

Переносное значение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Антонимы

Презентация урока очень красочная...

Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:   "Лексика. Синонимы. Антонимы."...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...