Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме "К. Симонов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._simonov.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе .

Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»

Тема урока: Отголоски Великой Отечественной войны в стихотворении К. М.Симонова  «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

1. Показать мастерство К.М. Симонова на примере стихотворения «Ты помнишь ,Алёша , дороги Смоленщины …» ;

2. Обучать анализу поэтического текста;

3.Уметь выразительно читать стихотворение;

4. Дать представление о Великой Отечественной войне как историческом событии, её отражении в стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», продолжить знакомство с биографией и творчеством К. М. Симонова .

Развивающие:

1. Развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

2.Развивать умение выделять главное, позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;

3. Развивать умение анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности; развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, краеведение).

Воспитательные: 

1.Способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

2.Воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;

3.Показать, что поэзия - это жанр, который соединяет высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями.

Оборудование :

Учебник , презентация , аудиозапись песни «Священная война».

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

Используемая методическая литература:

1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2012

2. Литература в таблицах 5-11 класс.АСТ "Астрель" Москва

3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2013

4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011

Предварительное домашнее задание:

1.Чтение текста стихотворения Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»

2.Знакомство с биографией К.М. Симонова по учебнику.

3.Один из учащихся готовит индивидуальное сообщение о биографии К.М. Симонова и о роли войны в его жизни.

Ход урока

Эпиграф:                                                

                                                          Весь под ногами мир земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

К. М. Симонов

I . Организационный момент .

- Здравствуйте , ребята ! Сегодня мы с вами приступаем к изучению  произведений о Великой Отечественной войне . На уроке мы поговорим о поэте Константине Михайловиче Симонове и его стихотворении «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …» .                                                                     Тема урока :  Отголоски Великой Отечественной войны в стихотворении К. М.Симонова  «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …» (Слайд №1).

Вступительное слово учителя

- Мы начнём урок с прослушивания песни «Священная война» , которое имеет прямое отношение к сегодняшней теме .

 ( Звучит песня «Священная война»)

II. Введение в тему урока . Беседа.

- Ребята , о чём эта песня? С какими событиями в истории нашей Родины связан этот фрагмент презентации? ( Предполагаемый ответ учащихся : «С событиями периода Великой Отечественной войны.»)

- Почему война названа «Священной»? Почему она народная? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война - за свободу родины, против захватчиков- оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она "священная" - потому что защита Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека .)

- Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока. (Нельзя забывать о том, какой ценой нашему народу досталась победа в Великой Отечественной войне.) (Слайд №2).

- Как защищали люди Родину в эти годы? (Сражались на фронте, трудились в тылу на заводах, в партизанских отрядах.)

- Верно, каждый по-своему защищал Родину. Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами. Сегодня мы с вами поговорим о Константине Симонове и его стихотворении «Ты помнишь, Алёша,…» .

III . Изучение нового материала

1.Индивидуальное сообщение учащегося о биографии Симонова и о роли Великой Отечественной Войны в его жизни  , подготовленное на материалах  данных учителем

С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

Более полувека отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые  могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны.

Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии ВОв.

- Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. Но именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.(1915-1979). (Слайд № 3).

Константин Михайлович Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.

Константин Михайлович Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на  лафете...»

Константин Симонов родился в годы Первой мировой войны. Его взросление и мужание пришлось на короткий — всего двадцать лет — промежуток между двумя войнами.

      До начала Великой Отечественной войны он успел закончить училище и стать токарем по металлу, работал токарем на авиационном заводе, затем на киностудии «Мосфильм». Работу он совмещал с учебой в Литературном институте им. М. Горького, где готовили и до сих пор готовят профессиональных литераторов.

      Когда в 1939 году началась война с Японией, Симонова отправили военным корреспондентом на Халхин-Гол, где велись боевые действия.

      Уже на третий день после начала Великой Отечественной войны Симонов выехал из Москвы для работы в газете «Боевое знамя» 3-й армии в район Гродно. Через месяц он стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», самой главной газеты военного времени, и оставался им до конца войны. За время войны он был почти на всех фронтах — от севера до юга.

      Однажды ему пришлось выбираться из осажденной Одессы на подводной лодке. Экипаж из десяти человек знал, что им предстоит «или выжить вместе, или погибнуть вместе». Симонов читал подводникам стихи, выпустил стенгазету, и комиссар лодки сказал о нем: «Вот это настоящий писатель!»

      Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носили у себя на груди, — это факт, а не преувеличение, — носят потому, что строки эти отвечают тому, что у них на сердце.

      Одним из таких стихотворений Константина Симонова было «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Это стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.

Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии.

“Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище — эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен”.

Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».

27 июля — бои под Смоленском и отступление под Житомиром.

29 июля — новоржевское направление... И — как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.        

Стихи о любви и про любовь

3 .Беседа с элементами анализа

- Какие картины предстают перед вами? (Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.)

-Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания? (Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну. Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их.)

- Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какими словами он прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека? (  Отвечая на этот вопрос, ученики прочитают три последние строфы. )

4 . Работа с текстом стихотворения

- Обратимся вновь к началу стихотворения. Какие тропы вы знаете ?Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле? (Сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи эпитетов, метафор, сравнений .Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси». Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...» )

 -Как автору удаётся погрузить читателя в обстановку военного времени? (  Учащиеся приводят примеры из текста .  Многочисленные эпитеты: «усталые женщины», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик». Приём контраста: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и светлое в облике седых стариков в белом. Белое остро воспринимается на фоне черного, доброе противостоит злу).

- Какие еще средства выразительности показывают нам суровую горькую правду войны?(Эпитеты : усталые женщины , слезами измеренная чаща , вдовья слеза и т.д.)

- Найдите в тексте словосочетания, в которых автор призывает вспомнить свою историю, свои корни, в которых отражается вера в великое будущее нашей Родины. ( Родина – не дом городской, по - русски рубаху рванув на груди , по – русски три раза меня обняла и т.д.)

 5 . Словарная работа

- Теперь давайте обратимся к словам , значение которых вам непонятно . Встретились ли вам в тексте такие слова ? Назовите их .

Значения слов , неизвестных учащимся (Слайд №4).

Крынка - расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока. (Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю.)

Тракт - большая наезженная дорога [первонач. почтовая]

Погост - в старину - церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем.

Околица - изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. Выйти за околицу. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность

Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.

 Салóп — широкое женское пальто особого фасона.

 Плúсовый — сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

 Пáжить — пастбище, место, где пасут скот.

-   Как вы думаете , что означает выражение: тракт, измеренный верстами? ( В старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, обозначающие расстояние. )

- Почему тракт слезами измерен «чаще, чем верстами»?

- Для чего Симонов использует повторение: «...Деревни, деревни, деревни с погостами, / Как будто на них вся Россия сошлась...»?

 — Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины и избу под городом Борисовом?
      — О чем говорят поэту слова старухи?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

    ( Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли.)

6 . Чтение стихотворения учащимися

- Теперь давайте попробуем сначала прочитать текст стихотворения самостоятельно ,про себя , а после несколько желающих попробуют выразительно прочитать нам стихотворение.

Учащиеся самостоятельно прочитывают текст , а затем несколько учащихся выразительно читают его.

IV .Подведение итогов урока . Рефлексия .

- Автор показывает нам страшные реалии того времени, но в то же время надеется и верит в великое будущее нашей Родины.

- Почему это стихотворение стало популярным, любимым в народе? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, её трудностях. Это стихотворение лирическое - передает переживания, боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность .)

- Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны? ( Война сплачивает народ, учит видеть то, чего раньше, может быть, и не замечали .)

- Понравился ли вам сегодняшний урок ?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?

- Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?

V .Выставление оценок

VI .Домашнее задание

1 .Выучить наизусть отрывок из стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины…»(Слайд №5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...