Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_0.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык

Класс/курс: 5

Тема: «Наречие»

Основные цели:

  • сформировать  представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;
  • выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;
  • выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;
  • научить опознавать наречие в тексте и отличать его от омонимичных частей речи в составе словосочетаний, предложений, в тексте;
  • совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст, сжимать текст;
  • содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.

Развивающие цели и задачи:

  • развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
  • развивать умение правильно произносить наречия;
  • развивать умение сопоставлять, сравнивать и противопоставлять языковые явления;
  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные цели и задачи:

  • способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;
  • воспитывать интерес к изучению предмета.

       - тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умения   работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Дидактические материалы: 

Учебник «Русский язык», Л. М. Рыбченкова. О. М. Александрова, 5 класс.

1) Демонстрационные материалы:

1. Задание на актуализацию знаний;

2. Задание на внимательность, образец для проверки;

3. Задание для пробного действия;

4. Шаги плана действий;

5. Эталон.

2) Раздаточные материалы:

1. Карточка для задания на пробное действие;

2. Задание на первичное закрепление во внешней речи;

3. Основа для выполнения самостоятельной работы (тест);

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку  

Краткая аннотация к работе:   конспект представляет собой урок ОНЗ с соблюдением необходимых 9 этапов. Данный урок разработан к учебно-методическому комплекту  «Русский язык 5 класс. Авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков. А. Г. Лисицын.  Количество часов на изучение темы «Наречие» отводится 2 часа.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас с вами новая достаточно непростая, объемная тема, но если вы сами построите план работы, то вам будет проще работать и пользоваться им в дальнейшем. В свое время известный итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель Леонардо да Винчи сказал: «Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок».                                 Слайд 1
  • Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Только знания, добытые самим в ходе работы, могут приносить тебе пользу в дальнейшем, помогут избежать множества ошибок.)
  •   Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)
  •   Молодцы, желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  • С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
  • Запишем словарную диктовку.

  Забор, чувствуешь, кристалл, бриллиант, прийти, придешь, футбол, вкусно, парикмахер, беречь, ошибка, немножко, истолчешь.  

 Определим части речи, подчеркнем орфограммы.  Как вы определяли части речи? Вспомним 3 кита.                                                                                                              Слайд 2

1 кит – общее грамматическое значение

2 кит – морфологические признаки

3 кит -  синтаксическая роль

  Каких самостоятельных частей речи нет в диктанте, но мы их изучали? (числительное, местоимение) А какое слово лишнее? (вкусно и немножко) Какая это часть речи? (наречие - в начальной школе говорили о наречии)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка проводится фронтально, при необходимости проводится коррекция ошибок.

                                                                                                                                             Слайд 3

  • Молодцы! Что вы повторили? Самостоятельные части речи.
  • Кто не смог найти наречие? Что вы не можете сделать? (Я не могу...)
  • У кого есть ответ? Вы можете назвать эталон, который помог вам ответить на поставленный вопрос? (Я не могу назвать эталон, который помог мне ответить на поставленный вопрос.
  • Как вы поступаете, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Нужно остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
  • Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Выписать наречия и доказать что это наречие.)
  • В каком месте возникло затруднение? (При определении части речи – наречия.)
  • Почему у вас возникло затруднение? Почему вы испытали затруднения? (У нас нет правила, по которому мы можем определить наречие.)
  • Что дальше делать?
  • Построим проект выхода из затруднения

 4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Сформулируйте цель своей деятельности? (Выделить отличительные признаки наречия как части речи)  
  • Сформулируйте тему урока. (Наречие) Записать в тетрадь и на доске.                 Слайд 4
  • Сегодня при открытии нового правила используем  знания, которые есть для выхода из затруднения. Мы вспомнили  план изучения других частей речи (три кита).

На какие вопросы отвечает наречия из словарной диктовки ? (немножко и вкусно- как?)

- Попробуйте определить средства преодоления затруднения. (Мы повторили план изучения частей речи, поэтому будем наблюдать за наречиями в  словосочетании и  предложении, что обозначают и каким членом предложения являются)

− Чтобы вы смогли сами открыть новый способ, я вам предлагаю поработать по плану в группах. Прошу вас сначала повторить про себя правила работы в группе.              Слайд 5

-  Согласуем план.

План работы в группах для выхода из затруднения

Каждая группа работает с карточкой и заполняет таблицу, но только свой столбик.

Таблица для всех групп одинаковая                                                                                Слайд 6

Часть речи

На какие вопросы отвечает

Что обозначает, от каких слов зависит

Морфологические признаки

Каким членом предложения может быть

             1   группа  

                Распределить словосочетания в 3 столбика по схеме (гл+  …,           сущ+….,   …+прил)

  1. Заполните таблицу второй и третий столбик
  2. Сделайте вывод.

3. Создайте эталон.

  1. Группа

Выделите окончание в словах. В каких словах вы не смогли это сделать?

  1. Заполните таблицу четвертый столбик
  2.  сделайте вывод.
  3. Создайте эталон.

  1. группа  

Составьте предложение с 1 из словосочетаний. Определите члены предложения.

  1. Заполните таблицу пятый столбик.
  2.  сделайте вывод.
  3. Создайте эталон.

  1. группа  

Допишите определение: Наречие – это…. часть речи, которая обозначает…. Отвечает на вопрос…. В предложении является….

При необходимости воспользуйтесь учебником, стр. 68-70 и карточкой

Шаги плана:

1. Установить закономерность

2. Сделать вывод

3. Создать эталон

5. Реализация построенного проекта.

Работа в группах.  Каждая группа получает таблицу и  задания

                                   1 группа

                                   Распределить словосочетания в 3 столбика по схеме (гл+… , сущ+...,     …+прил)

Распределяют  словосочетания в 3 столбика, выделяют окончания у всех слов, указывают главное слово в словосочетании   и задают от него вопрос к зависимому слову.      Слайд 7

Пришел издалека, тропинка вниз, пел красиво, взгляд исподлобья, слишком высокий, поразительно красивый, говорил тихо,  пальто нараспашку, немного широкий.

–Работа в группе подразумевает: по какому признаку будем распределять словосочетания? ( в зависимости от главного слова) Как связать первое задание и общее грамматическое значении? ( наречие обозначает признак глагола, предмета и признака)                    

Пришел издалека

тропинка вниз

слишком высокий

пел красиво

взгляд исподлобья,

поразительно красивый

говорил тихо

пальто нараспашку

немного широкий

                                                                                                                                             Слайд 8

Заполняется таблица, определенный столбик

Часть речи

На какие вопросы отвечает

Что обозначает, от каких слов зависит

Морфологические признаки

Каким членом предложения может быть

Наречие

издалека,  вниз,  красиво,  исподлобья, слишком, поразительно, тихо,   нараспашку, немного

Как куда откуда

насколько

Признак,

От глагола

Существительного

Прилагательного

  1. группа  

Выделите окончание в словах. В каких словах вы не смогли это сделать? Прежде уточнить, что такое окончание? (изменяемая часть слова). Как находим окончание? (просклонять или проспрягать слово)

Пришел издалека, тропинка вниз, пел красиво, взгляд исподлобья, слишком высокий, поразительно красивый, говорил тихо,  пальто нараспашку, немного широкий.

Часть речи

На какие вопросы отвечает

Что обозначает, от каких слов зависит

Морфологические признаки

Каким членом предложения может быть

наречие

Как где почему

Не имеет окончаний

Не изменяется

  1. группа

Составьте предложение с одним из словосочетаний. Определите члены предложения, заполните таблицу. Обстоятельство на какие вопросы отвечает?

Наш герой пришел издалека.  Говорил он тихо. Поразительно красивый голос заворожил всех.

Часть речи

На какие вопросы отвечает

Что обозначает, от каких слов зависит

Морфологические признаки

Каким членом предложения может быть

наречие

Как где почему когда куда откуда

Второстепенным

обстоятельство

  1. группа

Допишите определение: Наречие – это…. часть речи, которая обозначает…. Предмета или ….. действия. Отвечает на вопрос…. В предложении является….

При необходимости воспользуйтесь учебником, стр. 68-70 или текстом

                                                                                                                                       Слайд 9

Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

   И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу, существительному  и прилагательному: примыкая к ним, поясняю, уточняю , придаю  четкость.

   Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

   Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

Учащиеся работают в группах, реализуя план. Затем каждой группе предлагается озвучить результат своей работы. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости. Выводится новый эталон.

Заполненная общая таблица на доске

Часть речи

На какие вопросы отвечает

Что обозначает, от каких слов зависит

Морфологические признаки

Каким членом предложения может быть

Наречие

 издалека,  вниз,  красиво,  исподлобья, слишком , поразительно, тихо,   нараспашку, немного

Как где почему когда куда откуда

Признак,

От глагола

Существительного

Прилагательного

Не имеет окончаний

Не изменяется

Второстепенным

обстоятельство

  • Молодцы, ребята! Кто сможет дать определение?    Вы правильно сформулировали правило.
  •  Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета и признака. Отвечает на вопрос  где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как. В предложении является обстоятельством чаще всего                                                  Слайд 10

  • Теперь, можете выполнить пробное задание? (Да.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Что вы должны теперь сделать? (Потренироваться видеть наречия в тексте, опознавать и доказывать…)

Фронтальная работа

Карточки на столах у каждого

Подчеркните наречия, задайте вопросы.

Радостно и отрешённо пели вокруг птицы. За домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. Её голос был печален и светел.

                                                                                                                                           Слайд 11

-Прочитайте текст без наречия.   А если бы не было наречии?  

После работы учащиеся проверяют задание по образцу для самопроверки, при необходимости проводится коррекция. Правило проговаривается.

        Пели птицы. За домом журчало горло дрозда-дерябы. Цвинькали синички.   Куковала кукушка. Её голос был печален и светел.

                                                                                                                                     Слайд 12 -13

Ответ учеников:

- Наречия «украшают» текст, «живописуют» действие, уточняют значения других частей речи, в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством

Физминутка с наречими.

Встаньте прямо, поверните голову налевонаправо, посмотрите вверх, внизслегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, посмотрите вдаль, сядьте правильно, слушайте внимательно, пишите аккуратно.

                                                                                                                                           Слайд 14

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  • Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)                                                   Слайд 15-16

Ученики выполняют самостоятельную работу в форме теста, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по эталону для самопроверки.

1.Какие слова являются наречиями?

А) третий

Б) тройка

В) трижды

Г) три

2.Отметьте словосочетания с наречиями:

А) думать о многом

Б) умный брат

В) действовал уверенно

Г) пришел в школу

3.Отметьте, где выделенная буква не является окончанием

А) братство

Б) окно

В) быстроо

Г) богатство

4. Отметьте главный грамматический признак наречия:

А) отсутствие окончания

Б) неизменяемая часть речи

В) является обстоятельством

Г) самостоятельная часть речи

Ответы: 1 – В, 2 – В, 3 – В,  4 – Б                                                                                 Слайд 17

Ученики выполняют работу в тетрадях.

-У кого не было ошибок?

Ученики поднимают руки.

- Поставьте на полях знак «+». Молодцы

 8. Включение в систему знаний и повторение.

  • Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу морфологическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь правильно, понятно говорить и писать.)
  • Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение изученного и включить в него материал сегодняшнего урока.)

Упр. 412 стр. 69

Учащиеся зачитывают предложения, дают обоснование с опорой на новый эталон.

9. Рефлексия учебной деятельности.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какую цель поставили в начале урока?
  • Вы достигли поставленной цели?
  • В чем было затруднение?
  • Как вы открывали новое знание?
  • Что вы использовали при построении нового знания?
  • Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, поставьте себе отметку по нашей шкале. 

Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.  Работали (как?)…

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!  И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!                           Слайд 18

                                                                                                                                           Слайд 19

Домашнее задание (разноуровневые задания):

Упр. 413 или 421 (1 и 2 задание)

Использованная литература:

1. Русский язык. Учебник для 5-го класса общеобразовательной организации / Под ред. Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2015

2. Материалы он-лайн занятия от 14.01.2016г. «Психолого-педагогический анализ программ и уроков в соответствии с требованиями нового профессионального стандарта».

3. Международный педагогический конкурс «Учу учиться». Варешкина Е.Ю. Конкурсная работа «Именительный и винительный падеж имен существительных» (2014-2015 учебный год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...