Урок-путешествие «Притяжательные прилагательные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Капушева Джаннет Сафаровна

Цели:

. познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, их    образованием и правописанием;

. развивать навыки правильного написания имен прилагательных;

. уметь применять прилагательные в речи;

. воспитывать внимание, любовь к родному языку, родной природе, слову, положительные качества.

 

Оборудование: маршрутные листы (Приложение 1), опорная таблица «Имя прилагательное», карта путешествия по городу «Прилагатинску»  (Приложение 2), экран, ИТК, проектор, раздаточный материал, сигнальные карточки.

 

                                                     Ход урока

 

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок. Сегодня мы пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните все, что знаете, и мы начнем.

2. Слово учителя. Сообщение целей урока.

Мы находимся в большом городе Прилагатинске, по которому совершим сегодня на электропоезде путешествие, в котором познакомимся с притяжательными прилагательными, узнаем, как они образуются, и обратим внимание на их  правописание. Во время путешествия мы сделаем несколько остановок. Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен посадочный билет. Начальник станции любезно согласился на наше путешествие по железной дороге без каких-либо материальных затрат, от нас требуются только знания.

Итак, первое задание: что такое имя прилагательное?

Молодцы! Посадочный билет у нас на руках, у каждого из вас есть маршрутная карта. Мы отправляемся в путешествие. (Приложение 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_prityazhatelnye.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие

«Притяжательные прилагательные»

                                                                             

Цели:

. познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, их    образованием и правописанием;

. развивать навыки правильного написания имен прилагательных;

. уметь применять прилагательные в речи;

. воспитывать внимание, любовь к родному языку, родной природе, слову, положительные качества.

Оборудование: маршрутные листы (Приложение 1), опорная таблица «Имя прилагательное», карта путешествия по городу «Прилагатинску»  (Приложение 2), экран, ИТК, проектор, раздаточный материал, сигнальные карточки.

                                                     Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок. Сегодня мы пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните все, что знаете, и мы начнем.

2. Слово учителя. Сообщение целей урока.

Мы находимся в большом городе Прилагатинске, по которому совершим сегодня на электропоезде путешествие, в котором познакомимся с притяжательными прилагательными, узнаем, как они образуются, и обратим внимание на их  правописание. Во время путешествия мы сделаем несколько остановок. Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен посадочный билет. Начальник станции любезно согласился на наше путешествие по железной дороге без каких-либо материальных затрат, от нас требуются только знания.

Итак, первое задание: что такое имя прилагательное?

Молодцы! Посадочный билет у нас на руках, у каждого из вас есть маршрутная карта. Мы отправляемся в путешествие. (Приложение 2).

3. Урок-путешествие.

Внимание! Станция «ПОЭТИЧЕСКАЯ».

На этой станции нам предлагают выполнить следующие задания, для этого вспомним уроки литературы: давайте обратимся к маршрутным листам.

(Приложение 1).

Вопросы:

Прочитайте выразительно получившееся стихотворение.

Правильно ли вставлены пропущенные прилагательные?

Назовите автора.

Чем объединены эти стихотворения? (Описание зимней природы.)

Какую роль играют прилагательные в тексте? (все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки-становится серым, однообразным)

Осторожно! Двери закрываются, следующая станция «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ».

Давайте вспомним, что мы знаем о правописании прилагательных. Обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Читаем задание № 2, вспоминаем правило: в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением — о, без ударения -е. (Проверка по цепочке.)

Молодцы! Мы отправляемся на станцию «Разрядная».

Внимание! Станция «Разрядная».

Вот мы и в гостях у Трех Разрядов. По значению и форме прилагательные делятся на три разряда. С двумя разрядами вы уже знакомы. Расскажите о качественных и относительных прилагательных.

Задание № 3. Кодовый диктант. (Диктуются словосочетания, учащиеся определяют разряд).

Перед вами сигнальные карточки с буквами «К» и «О». Я вам буду диктовать словосочетания, а вы определите разряд прилагательного, и свой ответ подтвердите соответствующей сигнальной карточкой.

Добрый человек

интересный рассказ

декабрьское утро

индийский чай

увлекательная работа

морская вода

красивые цветы

глубокое озеро

смешной мальчишка

А теперь мы познакомимся с третьим разрядом.

Лингвистическая сказка «Образование притяжательных прилагательных» (инсценировка)

Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца", "платок бабушки", "хвост лисы". Вперед выступило слово "пиджак":
– Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться. Помогите нам, замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса –
-ов и -ин– да несколько окончаний. Присоединили -ов к основе слова "отца" – получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" – получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий – "лисий". А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Выполняем задание № 4.

Проверка.

Задание № 5.

Просклонять словосочетания:

1-й ряд — волчья пасть

2-й ряд- лисий хвост

3-й ряд- птичье перо

Вывод: во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий (-й) перед окончанием пишется ь, кроме м.р. ед. ч. И. И В. п.

Внимание! Станция «ЛЕКСИЧЕСКАЯ».

Задание № 6: попробуйте дать определение самому себе.

Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Добрый

отзывчивый

честный

искренний

верный

заботливый

внимательный

Я хочу, чтобы такими качествами обладали вы все.

Внимание! Станция «НОВОГОДНЯЯ»

Приближается Новый год. Все отделения связи переполнены поздравительными открытками, письмами, телеграммами. Пришли поздравления и нашим прилагательным. Да вот незадача: давно Дед Мороз учился в школе, подзабыл разряды прилагательных и попросил нас помочь ему. Поможем? Кто быстрее определит разряд?

Задание № 7. (тест)

Итог урока.

Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Что нового узнали вы? Какие задания, на ваш взгляд, были интересными? Вы так активно работали, и я Вам хочу вручить сувениры — буклеты, чтобы этот урок запомнился Вам надолго.

Домашнее задание: параграф 52, задание на выбор: написать сочинение — миниатюру «Зимний лес» (использовать прилагательные всех разрядов).

P. S. Мы с Вами еще на станции «НОВОГОДНЯЯ». (стук)

Входит Дед Мороз.


Приложение 1

                                                    Маршрутный лист

Станция «ПОЭТИЧЕСКАЯ»

1. Вставьте пропущенные прилагательные, укажите авторов и названия стихотворений.

                   

                 1 вариант                                                                2 вариант

………….….. береза                                                           Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

                Под моим окном,                                                На ……………….  небе мгла носилась;

Принакрылась снегом,                                                       Луна, как ………………… пятно,

Точно серебром.                                                                 Сквозь тучи ……………… желтела,

На ……………..  ветках                                                     И ты …………………. сидела-

……………… каймой                                                        А нынче погляди в окно:

Распустились кисти                                                           Под …………………. небесами

………………. бахрамой.                                                  …………………… коврами,

И стоит береза                                                                    Блестя на солнце, снег лежит;

В …………... тишине,                                                        …………….. лес чернеет,

И горят снежинки                                                               И ель сквозь иней зеленеет,

В …………….. огне.                                                          И речка подо льдом блестит.

Станция «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»

2. Вставьте пропущенные буквы. Какое правило нужно использовать, чтобы правильно написать слова?

        На свеж...м воздухе, к старш...му брату, в больш...м дремуч...м лесу, по горяч...му следу, у могуч...го дуба, в чуж...м доме.

Станция «РАЗРЯДНАЯ»

3. Работа с сигнальными карточками.                х

4. Образуйте от данных словосочетаний «сущ.+сущ.» другие словосочетания по схеме

      х

 «притяж.прил.+сущ.». Выделите суффикс, с помощью которого образовали притяжательные прилагательные.

       х

Платье мамы -

   х

след зайца-

     х

шапка деда-

5. Просклоняйте данные словосочетания.

      1 ряд- волчья пасть

      2 ряд- лисий хвост

      3 ряд- птичье перо

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Станция «ЛЕКСИЧЕСКАЯ»

6. Попробуйте дать определение самому себе.

    Я какой? (какая?)………………………………………………………………………………………

Станция «НОВОГОДНЯЯ»

7. Тест

                                                Обведите номера правильных ответов

1. Качественные имена прилагательные:

   1) обозначают признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени;

   2) образуют степени сравнения;

   3) не имеют краткой формы.

2. Относительные имена прилагательные:

    1) обозначают признак предмета, который может быть в предмете в большей или меньшей     степени;

    2)  обозначают материал, из которого сделан предмет;

    3) обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.

3. Притяжательные имена прилагательные:

    1) обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному;

    2) имеют краткую форму;

    3) имеют суффиксы  -ов (ев), -ин (ын),- ий.

4. Качественным является имя прилагательное:

    1) меховой

    2) вечерний

    3) соленый.

5. Относительным является имя прилагательное:

    1) серебряный (колокольчик);

    2) куриное (мясо);

    3) сестрин (платок).

6. Притяжательным является имя прилагательное:

    1) январская (стужа);

     2) девичий (смех);

     3) материнская (любовь).

7. Можно выделить суффикс -ий в имени прилагательном:

     1) синий;

     2) лисий;

3) охотничий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Притяжательные прилагательные"

Материал данного урока можно использовать на уроке русского языка в 5 классе....

презентация "Притяжательные прилагательные"

презентация к уроку "Притяжательные прилагательные" 6 класс...

Притяжательные прилагательные.

Класс6 Тема и номер урока в темеПритяжательные прилагательные.5 урок по теме «Имя прилагательное»  Базовый учебникУМК В.В. Бабайцевой...

конспект фронтального логопедического занятия:"Образование и употребление притяжательных прилагательных"

Представляю развернутый конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Образование и употребление притяжательных прилагательных".  Мониторинг устной и письменной речи учащихся II эт...

Презентация "Урок-путешествие в страну Прилагательных"

Презентация "Урок-путешествие в страну Прилагательных"...