Открытый урок "НЕ с прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Торжу Чаяна Айдамировна

урок русского языка НЕ с прилагательными 6 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_otkr.uroka_ne_s_pril._6_kl_vkrattse.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Класс: 6

Цель деятельности учителя

Актуализировать знания о написании НЕ с прилагательными, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, составление алгоритма правила, наблюдение над языком, ИКТ, здоровьесбережение; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке.

Оборудование

Компьютер (ноутбук).

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем.

Учебные пособия

Учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Основные понятия

Прилагательное, приставка не, частица не.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Ребята, а вы знаете, что одними из самых интересных птиц, населяющих нашу планету, являются пеликаны. Наиболее яркая особенность пеликанов — клюв. Клюв большого размера. Он может вырасти до 47 сантиметров в длину. В свой клюв мама-пеликан складывает рыбу и приносит своим птенцам-пеликанам. Птенцы- пеликаны едят рыбу из клюва мамы-пеликана. Учителя тоже своего рода мамы-пеликаны. Почему? А потому что мы, учителя, своим детям-ученикам, как мама-пеликан своим птенцам приносит рыбу в своем клюве, даем знания.

- На этом уроке давайте, ребята, превратимся с вами в пеликанов. Я буду мамой-пеликаном, а вы птенцами-пеликанами. Я, как птица пеликан, буду давать вам пищу, но пищу не простую, нет не рыбу, а зна-ни-я! Ну, ПОЛЕТЕЛИ!!!

(раздать детям эмблемы с изображением пеликана)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

II. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности.

- Внимательно посмотрите на фотографию и охарактеризуйте пеликана, отвечая на вопрос какой (белый, большой...)

- Слова какой части речи вы использовали для характеристики пеликана. (имена прилагательные)

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

III. Ориентирование

1) Повторение тем прошлых уроков.

   Разгадывание кроссворда «Повторенье - мать ученья»

Разгадайте кроссворд:

  1. Часть речи, которая  обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?
  2. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени.
  3. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени, обозначают материал, из которого сделан предмет.
  4. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо лицу или животному.
  5. В большинстве случаев чем является прилагательное в предложении?

Итоги заносим в ЛИСТ ОЦЕНКИ

(если справился , то ставим лайк)

  1. Задание «Угадай!»

Класс делится на 2 команды (можно по рядам). Каждой команде дается карточка с заданиями.

- Раскройте   скобки, обозначьте орфограмму.

(Не)ряшливый мальчик;

(не)большая программа;

(не)редкий, а частый лес;

далеко (не)спокойный;

ничуть (не)легкое задание.

Какие получили результаты? (разные)

– Ребята, задание было у всех одно, а почему получились разные результаты?

– Какое возникло затруднение?

- Мы не можем точно сказать, как написать НЕ с именами прилагательными

Разгадывают кроссворд.

Выполняют задания на карточках (групповая работа).

IV Выявление проблемы.

- Давайте определим тему урока.

(Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными”.)

- Какую проблему нам предстоит решить на уроке? Какие цели мы поставим перед собой?

(научиться правильно писать НЕ с прилагательными.)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока.

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

1. Наблюдение с помощью презентации.

   Объяснение правила (на слайде).

Раздать учащимся алгоритм (правило) «НЕ с прилагательными»

- Ребята, открываем тетрадки и записываем сегодняшнее число.

- Ребята, вернемся к заданию, с которым вы не справились и постараемся выполнить его заново, используя правило (таблицу).

   Групповое выполнение задания на карточке.

   Взаимопроверка.

- Сколько условий слитного написания НЕ с прилагательными?

- Сколько условий раздельного написания НЕ?

Под руководством учителя работают с правилом.

Записывают в тетрадь правило написания НЕ с прилагательными, выполняют задание, делают выводы.

Физминутка

Видео физминутка.

Выполняют упражнения.

VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и

правописных умений.

  1. Упр. 357 – развивается умение писать не с именами прилагательными с опорой на алгоритм (правило), объяснять условия выбора написания.

 Проверка коллективная.

  1. Выполнение индивидуального задания на карточках «Верно –неверно». Если верно, поставить ЛАЙК, если же неверно, ЛАЙК не ставить.
  1. Не с прилагательными пишется слитно, если слово без не   не употребляется. +
  2. Не с прилагательными пишется слитно, если есть слова далеко не, вовсе не. -
  3. Не с прилагательными всегда пишется слитно. -
  4. Не  с прилагательными пишется раздельно, если есть противопоставление союзом  а. +
  5. Не с прилагательными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без не. +

   Взаимопроверка.

  1. Выполнение задания «Подбери синоним» (на слайде).
  1. Невысокое (дерево) - ... (низкое)
  2. Нездоровый (человек) - ... (больной)
  3. Несмелый (заяц) - ... (трусливый)
  4. Недорогая (по цене игрушка) - ... дешевая
  5. Нелегкое (задание) - .... трудное

(если правильно, то ставим лайк, если неправильно, не ставим лайк)

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?

- В каких раздельно?

– Оцените свою работу на уроке

(учащиеся берут лист оценки, считают лайки и ставят себе оценку).

– Ребята, если вам все понятно, вам понравился сегодняшний урок, то ставим лайк уроку, прикрепляя сердечки на ватман. Если вам что-то не понятно, то вы не клеете сердечко на ватман. Но вы не расстраивайтесь. Мы можем с вами договориться о дополнительном занятии.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

VIII. Домашнее задание.

1. § 62. Повторить правило (алгоритм).

2. Выполнить задание на карточке (тест).

Записывают в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Имя прилагательное 5 класс

Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки....

Открытый урок "Имя прилагательное как часть речи"

Открытый урок для 5х классов по теме "Имя прилагательное как часть речи"...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

Открытый урок" Имя прилагательное как часть речи"

Урок с целью повторения грамматических признаков имен прилагательных , пополнение практического опыта учащихся в употреблении в речи имен прилагательных....

Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"

Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки...

План открытого урока "Роль прилагательных в речи"

Урок разработан для обучающихся с УО (ИН) 8 класса....