Фрагмент урока по русскому языку в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Фрагмент урока по русскому языку в 8 классе.

Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по русскому языку в 8 классе.

Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»

II. Объяснение нового материала.

Учитель: В какой колонке простые предложения, а в какой сложные?

1. Дома и стены помогают.

2. Друзья познаются в беде.

3. Всяк кулик своё болото хвалит.

1. Дитя плачет, а у матери сердце болит.

2. Глаза страшат, а руки делают.

3. Старое старится, молодое растет.

Ученик : В левой простые, а в правой сложные.

Учитель: Простые предложения в составе сложного обычно выделяются запятой. Союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчиненные. Сложносочиненные предложения  состоят из равноправных предложений. Они соединены сочинительными союзами и интонацией. Сложноподчиненные предложения состоят из неравноправных предложений. В них придаточные предложения зависят  от главного предложения и поясняют либо его в целом, либо какой-нибудь его член.

Простые предложения в сложносочиненном соединены подчинительными союзами и интонацией.

ССП

Знак

Пример

Два  простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

Запятая

День  выпал  теплый , и  кое-где  в последний  раз  зардела  рябина.

Предложения имеют один общий членобщую подчинительнуючасть, общее вводное слово.

 

Запятую не ставим перед союзами  и, да (= и),  или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

 

Предложения,  части которых – это два  восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

 

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

 

Во второй части  предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

Тире

С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).

 

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях. Объясните постановку знаков препинания и отсутствия тх.

(1)   Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый,  и кое-где  в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Расставьте знаки препинания и объясните их.

1. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь (ССП; и – соединительный союз). 2. Снегпохоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (простое предложение; и – соединительный союз, связывает однородные сказуемые и дополнения). 3. Верблюжье молоконепривычно сладкое, но пришлось выпить (ССП; но – противительный союз). 4. Барсук пытался уплыть, но был водворен на пятачок земли возле пня (простое предложение; но – противительный союз; связывает однородные сказуемые). 5. Умер от болезни отец, а мать после него от горя умерла (ССП; а – противительный союз). 6. Я тогда не здесь, а у бабушки жил(простое предложение; а – противительный союз; связывает однородные обстоятельства места). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (простое предложение; и – соединительный союз, связывает однородные сказуемые). 8. Прошлонесколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места (ССП; и – соединительный союз). 9. Парнишка упал, однако не был убит (простое предложение; однако – противительный союз; связывает однородные сказуемые). 10. Канонада стала слабее, однакотрескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (ССП; однако – противительный союз). 11. Пусть он перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда (ССП; или – разделительный союз). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (простое предложение; иль – разделительный союз; связывает однородные именные части сказуемого).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагменты уроков по русскому языку с применением ТКМЧП

Представлены фрагменты  уроков  по русскому языку   с использованием приемов  технологии критического мышления...

Подготовка к ГИА. Правописание корней с чередованием. Методическая разработка фрагмента урока по русскому языку в 9 классе.

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать правописание корней с чередованием, подготовить учащихся к выполнению задания А - 5 ГИА.       ...

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе. Мастер-класс «Обособление причастных оборотов».

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе "Обособление причастных оборотов"Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.Задачи:- активизиров...

Фрагмент рабочей программы "Русский язык. 5 класс"

Фрагмент рабочей программы по русскому языку в 5 классе с указанием планируемых результатов...

Фрагмент урока по русскому языку. ( лингвокультурологическая характеристика текста)

Фрагмент урока по русскому языку. ( лингвокультурологическая  характеристика текста)...

Модель фрагмента урока по русскому языку с учётом специфики тестовой формы контроля и формируемых компетенций.

7 класс   «Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий»...