Открытый урок по русскому языку. 8 класс. "История марки в вопросах и ответах (на основе лингвистического анализа текста"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Цели урока:

Предметные:

- продолжать развивать умения работы с текстом;

Коммуникативные:

-  устанавливать рабочие отношения в группе,  развивать навыки  учебного сотрудничества  в ходе индивидуальной и групповой работы;

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме  речевых  высказываний  своих чувств, мыслей, обсуждений.

Регулятивные:

- проектировать  маршрут преодоления затруднений в обучении через включение  в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые процессы, связи и отношения , выявляемые  в ходе исследования текста; умение отбирать необходимую информацию, формулировать вопросы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_rya_8_klass_istoriya_marki.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска» Оренбургской области

Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: История  марки в вопросах и ответах (на основе лингвистического анализа текста)

Разработала учитель русского языка и литературы высшей

       квалификационной категории  Бритвина Ирина Владимировна

                       

2018 год

Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: История  марки в вопросах и ответах (на основе лингвистического анализа текста)

Цели урока:

Предметные:

- продолжать развивать умения работы с текстом;

Коммуникативные:

-  устанавливать рабочие отношения в группе,  развивать навыки  учебного сотрудничества  в ходе индивидуальной и групповой работы;

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме  речевых  высказываний  своих чувств, мыслей, обсуждений.

Регулятивные:

- проектировать  маршрут преодоления затруднений в обучении через включение  в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые процессы, связи и отношения , выявляемые  в ходе исследования текста; умение отбирать необходимую информацию, формулировать вопросы

Оборудование:

Компьютер, проектор, фрагменты видеофильмов, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Стадия вызова. Просмотр видео «День рождения почтовой марки»( приложение №1)
  2. Беседа по просмотренному фильму.

Вы просмотрели фрагмент фильма . И   начать наш разговор мне хотелось бы с того, чтобы вы подумали, зачем в наш век, век, когда можно общаться с помощью электронной  почты, мобильной связи, мы  говорим о письме.  Обратитесь, пожалуйста, к высказываниям о письме людей разных эпох, возрастов и национальностей. Выберите то, которое вам ближе всего, которое отражает вашу точку зрения на роль письма в жизни человека.

( у каждого ученика – распечатанный материал) (приложение №2)

«Пять минут письма значат больше, чем пятнадцать минут телефонного разговора». (Фридрих Торберг)

«В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресован». (Георг Лихтенберг )

«Невозможно солгать в письме. Можно притвориться при личном общении — обняв, спрятав лицо, чуть изменив голос. Но как скрыть правду в строчках? В письме полностью обнажается человеческая душа».( Елена Толстая. «Адмиралъ» )

«Как хорошо, что люди придумали почту…  Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в  другую душу – ждущую и мятущуюся»…( Тэффи)

«Письмо, оставшееся без ответа, — это рука, не встретившая руки». (Марина Цветаева. «Песня и формула» )

«Письмо — это стена, за которой можно спрятаться, отсрочка важных свершений, защитный талисман, заговоренный от жизни, это почти безошибочный способ воздействия на расстоянии (а также, нельзя отрицать, способ свалить с себя ответственность). Письмо дает возможность остановить мгновение». (Айрис Мердок)

«Когда кто-то исчезает из твоей жизни и ты больше никогда его не увидишь, но ты хотел бы сказать ему то, что не успел, что-то очень важное Ты берешь бумагу и карандаш И пишешь письмо. Оно может быть длинным, а может в одно слово Ты пишешь тому, кого уже нет Но не отправляешь, а просто складываешь, подносишь к огню и сжигаешь И ветер уносит пепел и ту боль , которая была внутри тебя (Цитата из «Три метра над уровнем неба» )— А помнишь, как люди писали письма от руки? — Так я написал свою первую книгу. Лучше дайте мне клавиатуру. — Да ладно, Росси. Так волнительно видеть конверт от друга в своем почтовом ящике. А теперь просто сигнал на компьютере». (Цитата из сериала «Мыслить как преступник» )

«Человек, который получает письма , богаче того, к кому письма не ходят. Если в почтовом ящике не водится ничего, кроме рекламных листовок и газет, такой почтовый ящик бесплоден. Скучно и безрадостно его существование . У человека, который получает письма, будущее не может быть совсем уж темным и пустым, ведь сам запечатанный конверт уже и весть, и утешение.» (Михаил Нисенбаум. )

«Снова пятница, прошла еще неделя. Время сжимается и растягивается, как испорченный аккордеон, и только твои письма напоминают о нашем милом прошлом, вносят порядок и смысл в мою сумбурную жизнь «. (Бел Кауфман. «Вверх по лестнице, ведущей вниз» )

«Хорошо, когда есть кому написать. Как это прекрасно — сесть за стол, взять ручку и писать, перенося на бумагу свои мысли» . (Харуки Мураками. «Норвежский лес» )

«Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией». (Джордж Гордон Байрон)

«Мой любимый вид общения — потусторонний: сон: видеть во сне. А второе — переписка. Письмо как некий вид потустороннего общения, менее совершенное, нежели сон, но законы те же. Ни то, ни другое — не по заказу: снится и пишется не когда нам хочется, а когда хочется: письму — быть написанным, сну — быть увиденным». (Марина Ивановна Цветаева)

Вы знаете, мой друг – Бывает, как сегодня:
До странности легко
Строка целует лист;
Трепещет в клетке рук,
Как птичка, ветер поздний -
И мысли далеко,
А разум – странно чист.
Я вам пишу письмо -
Зачем мне повод лишний?
Перо бежит само
Извивами строки,
А дома по весне
Цветет шальная вишня,
Роняя, будто слезы, лепестки.

(Канцлер Ги - Романс Квентина Дорака)

«Телефон неличностен, сиюминутен, – говорил Стив, – он не связан ни со временем, ни с человеком. Голос рассыпается в момент произношения, его невозможно закрепить во времени. Кроме того, из-за все той же скоротечности голос не продуман, неискренен, слишком поверхностен. Он не может передавать глубоких эмоций, только секундное настроение, не говоря уже о чувстве. Но главное – он не остается с тобой.

Письмо – другое дело. Оно требует времени и обдумывания и помимо того, что оно вечно, оно еще и личностно, его можно много раз перечитывать и сохранять. К тому же почерк. Он как запах для собаки, как отпечатки пальцев, по нему можно многое распознать. А потом, письмо не пишется мгновенно, оно требует много времени, порой нескольких дней. А это значит, что человек думает о тебе, ему не жалко своего эмоционального напряжения. Каждое письмо по сути является произведением, созданным для одного человека. Не случайно публикуют письма знаменитых людей. Письмом не отмахнешься, как телефонным звонком...

... В меня заложили с детства, что, когда человеку наплевать, он звонит, а когда важно – пишет». (Анатолий Тосс. Фантазии женщины средних лет)

  1. Ответы детей . Защита цитаты.

Как хорошо, что люди придумали почту…  Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в  другую душу – ждущую и мятущуюся…- мне кажется, эти слова Тэффи  могут в полной мере служить ответом на вопрос, зачем нужно писать письма.  

Конечно,  век Интернета необходимость в отправке писем уже не столь большая, как это было еще несколько лет назад. Ведь сейчас письмо электронное дойдет в раз быстрее, чем обычное. Но, несмотря на это ,письма по-прежнему ежедневно отправляют больше миллиона людей. И все они особенные. И не только по своему содержанию, но и по внешнему виду. На конверте обязательно присутствует маленький цветной прямоугольник, а порой и не один. Обычная почтовая марка гарантирует, что письмо будет отправлено именно тем способом, который предполагал отправитель. Ведь марка-  это не просто почтовый атрибут, но и важный символ. Наш сегодняшний урок посвящен марке.

И начнем с ее истории. «История марки в вопросах и ответах» - эту информацию подготовили для вас ваши одноклассники

(выступают учащиеся, которые собрали материал по истории марки и составили презентацию)(приложение №3)

Рассказ легенды о возникновении марки (слайд №2)

В Англии до сих пор живет традиционная легенда о трогательной заботе, которую якобы проявил сэр Ролланд Хилл по отношению к простым людям. В 1836 году, путешествуя по Ирландии, он увидел, как почтальон вручил письмо служанке местной гостиницы. У девушки не оказалось шиллинга, чтобы оплатить доставку письма, и она вынуждена была возвратить письмо обратно.

—        От кого же письмо? —поинтересовался Хилл.

—        От моего жениха, — ответила юная ирландка.

—        Очень жаль, что вы лишены возможности прочитать письмо любимого человека, — посочувствовал Хилл и предложил шиллинг

Но, к его удивлению, она отказалась от денег. Почтальон положил письмо в  сумку и ушел.

— Не беспокойтесь, сэр, — сказала девушка Хиллу. — Я уже знаю, о чем было написано в письме. Надеюсь, вы Не будете осуждать моего жениха, но письма, собственно, Не было. Конверт был совершенно пустым. Зато на конверте имелись незаметные для других условные значки, по которым я узнала все, что он хотел мне сказать. Я, в свою очередь, поступаю точно таким же образом. Ведь платить за письмо шиллинг — это слишком дорого для нас.

Сэр Хилл великодушно простил эту маленькую хитрость бедных влюбленных. Действительно, они не в состоянии платить такие большие деньги за доставку письма. Но в таком же положении находятся и все простые люди.

И вот сэр Хилл внес в парламент закон о почтовой реформе. Закон был принят, и теперь за письмо весом в пол-унции1 (это чуть побольше 14 граммов) стали повсеместно брать единую плату — одно пенни. Такая сумма не обременяла даже простолюдинов, и они начали широко пользоваться услугами почты. От этого выиграло и государство: оно не потерпело никаких убытков, потому что благодаря своей массовости и общедоступности почта стала приносить значительные доходы.

Тогда, естественно,  возник вопрос о  какой-то квитанции,  которая удостоверяла бы оплату почтовых услуг. Такую квитанцию предложил английский книготорговец Чалмерс. Нет ничего проще, рассуждал он, как купить эту квитанцию в любом отделении почтового ведомства и наклеить На  конверт.

Идея Чалмерса понравилась почтовому ведомству своей предельной простотой, исключающей сложные расчеты и облегчающей технику  оплаты.

И такая квитанция — в виде той самой марки, которую и по сей день наклеивают на конверт во всех странах мира — впервые появилась на свет 1 мая 1840 года (официально—6 мая)

Сэр Роуланд Хннп, изобретатель почтовой марки, изображен на марках некоторых стран мира

. Какой была первая официальная почтовая марка?(слайд 3)

Первая марка была выпущена в Англии, в 1840-м году и получила название «Чёрный пенни». Она   считается одной из первых официальных почтовых марок, которые имеют клеевую оборотную сторону. На марке изображена английская королева Виктория. Всего было напечатано около 68 миллионов таких марок, до наших дней сохранилось значительное их количество. Хотя эта марка редкой никак не является, её стоимость обуславливается тем, что это просто первая марка. Если гашеный «Чёрный пенни» можно приобрести от 10 до 200 долларов, то непогашенная марка стоит десятки тысяч.

Почему на почтовых марках Великобритании нет названия страны?(слайд 4)

На любой почтовой марке стоит название выпустившей ее страны латинскими буквами. Если названия нет — значит, это марка Великобритании. На сегодняшний день Великобритания является единственной страной в мире, которая не печатает свое название на почтовых марках. Всемирный почтовый союз, устанавливая требования к маркам в разных странах, обязал все страны указывать наименование страны-эмитента на почтовой марке. Великобритания же, как первая страна, выпустившая марку в оборот, была освобождена от этой обязанности.

Какая марка считается самой редкой? (слайд5)

«Святой Грааль» (Z-Grill) — это почтовая марка номиналом в 1 цент с изображением первого почтмейстера США Бенджамина Франклина, изготовленная в 1868 году. На сегодняшний день существует лишь два экземпляра этой марки. Первый находится в публичной библиотеке Нью-Йорка, а второй принадлежит известному американскому коллекционеру Биллу Гроссу. В 1988 году марка была продана за 1,5 млн долларов.  

Кто в истории собрал самую большую коллекцию марок? (слайд 6)

Филипп Феррари собрал самую большую коллекцию марок. Его называли Королём почтовых марок. Собирать их он начал в возрасте 10 лет, в 1859 году. После его смерти знаменитая коллекция была продана в Париже и Цюрихе в 1921-1925 гг. Сумма, вырученная от продажи, составила свыше 23 млн французских франков. На сегодня самая большая коллекция почтовых марок находится в Американском филателистическом обществе, при котором существует специальный музей. Общая коллекция до сих пор не может быть окончательно подсчитана, так как экспозиции и временные выставки общества постоянно пополняются.

Какая марка считается самой дорогой в мире?(слайд 7)

 «Жёлтый Трескиллинг» считается одной  из самых дорогих и редких марок во всём мире. Это первая марка, которая была опубликована и выпущена правительством Швеции ещё в 1855 году. Во время изготовления марки допустили ошибку, от которой голубая марка стала жёлтой. Вышло таких марок всего несколько штук, поэтому они и стали самыми редкими. Выставленная в последний раз цена составляла 4,6 миллиона долларов, однако марку выкупили за 2,3 миллиона. Страховка марки составляет 15 миллионов.

Какая российская марка считается самой дорогой? (слайд 8)

 «Тифлисская уника» считается самой дорогой российской маркой. Она была выпущена для городской почты Тифлиса еще в 1857 году. Марка стоила 6 копеек. На марке изображен герб Тифлиса, над которым с опущенными крыльями расположился двуглавый орел. Марка была в обороте всего около 10 лет. К началу Первой мировой войны было найдено всего три таких марки. Их владельцем стал Агафон Фаберже, затем уники часто меняли своих владельцев в ходе аукционов. На одном из них эта марка была оценена в 700 тысяч долларов, сделка прошла в 2008 году. 

Какие существуют нестандартные марки?(слайд 9)

Голубая Александрия была в ограниченном обращении в 1847 году. Эта круглая марка стоила 5 центов. Марка нашлась на письме, который влюблённый житель города отправил своей возлюбленной. Обнаружила уникальный предмет их дочь спустя 28 лет. В 1907 году она смогла продать раритет за 3000 долларов коллекционеру. В настоящее время известно о семи марках Александрии, шесть из них напечатаны на жёлтой бумаге и лишь одна — на голубой. 

В Австрии в марте 2008 года появилась необычная круглая марка из того же материала, что и футбольный мяч. На марке размещен логотип известной фирмы Adidas. Всего было выпущено порядка 490 тысяч специальных марок номиналом в 3,75 евро.

Почему «Перевёрнутая Дженни» вызывает особый интерес у филателистов?(слайд 10)

Редкой и дорогой считается «бракованная» марка «Перевёрнутая Дженни». Эту американскую марку выпустили с браком — перевернутым изображением аэроплана «Кертис-Дженни». Благодаря этому, блок из четырёх марок стал уникальным, и теперь его стоимость составляет около трёх миллионов долларов.

Кто выпускает «вкусные марки»? (слайд 11)

1960-х гг. во Франции были выпущены так называемые «вкусные» марки, где в клей добавлялись лимонный сок, мята, ванилин. И даже была выпущена марка с добавкой перца. А в 2013 году в Бельгии поступила в продажу серия почтовых марок, которые изображают шоколад в различных видах — от шоколадного крема до пралине. Они издают запах сладкого лакомства, а если лизнуть их с оборотной стороны, то можно почувствовать шоколадный вкус.

Существуют ли мультимедийные марки?(слайд 12)

В сентябре 2009 года почтовая служба Китая выпустила первыую мультимедийную в мире марку. Касаясь марки специальной ручкой, называемой пером Aigo, можно прочитать некоторые из величайших стихов периода династии Тан, в том числе работы Ли Бо, Ду Фу и Бо Цзюйи, изображенных на марках.

Перо - это уникальный гаджет, который сочетает в себе инфракрасную систему распознавания, систему хранения больших объемов данных и MP3-плеер.

  1. Просмотр фрагмента фильма «История русской марки» (приложение № 4)
  2. Работа с текстом.

Итак, мы очень коротко познакомились с историей марки. Но  на этом знакомство с маркой не закончено. У каждого из вас  - текст. Познакомившись с его содержанием, мы должны выполнить ряд заданий, аналогичных экзаменационным. Кроме того, вы постараетесь сами создать задания по предложенным фрагментам. Эта работа будет проводиться по группам.

Итак, приступаем к работе над текстом.( у каждого  ученика – распечатанный текст) (приложение №5)

              (1) 1840 год. (2) Англия.
            (3) Наверное, самым невезучим предшественником почтовой марки оказался проект выпуска почтовых конвертов, называемых «конвертами Малреди» (по фамилии автора рисунка, известного английского графика Уильяма Малреди). (4) В Англии готовились к почтовой реформе. (5) Подготовка шла полным ходом, и было решено для подтверждения факта оплаты использовать два способа. (6) Первый – с помощью особой квитанции, которая должна наклеиваться на отправление. (7)Второй – путем использования специально изготовленных конвертов

             (8) Вот так выглядели «конверты Малреди». (9)В верхней части фигура Британии, сидящей на скале. (10)У ног ее лев, рядом щит с изображением флага Великобритании. (11) По обе стороны от головы Британии располагаются летящие ангелы – символ добрых новостей. (12)В отдалении парусные корабли и оленьи упряжки.  (13) Здесь же изображения индусов на слонах, китайцев с косичками, индейцев, приветствующих миссионеров, купцов с товарами и сцены чтения писем. (14)Вся эта помпезная композиция должна была символизировать развитие почтовой связи на обширных землях, подвластных британской короне. (14)Конверты печатались на лучших сортах бумаги с шелковыми нитями и соответствовали по цвету и номиналам почтовым маркам. (15)У одного с рисунком черного цвета было написано: «Конверт Малреди»
             (16) «Конверт Малреди» и почтовая марка вышли в свет в один день -1 мая 1840 года.  (17)И хотя королевский почтмейстер Роуленд Хилл надеялся на «конверт Малреди» больше, чем на свое изобретение – почтовую марку, на практике вышло другое. (18) Конверты при всей их помпезности не пользовались популярностью у населения.(19) Более того, в газетах стали появляться карикатуры и анекдоты по этому поводу. (20)Наибольшей критике подвергся рисунок Малреди. (21)Он был воспринят как выражение колониальных устремлений Великобритании.  (22)Стали распространяться многочисленные выпуски конвертов с сатирическими вариациями на тему рисунка Малреди.  (23)Позднее коллекционеры насчитали 47 карикатурных вариантов «конверта Малреди». (24)Встретив такой прохладный прием , «конверты Малреди» просуществовали очень недолгое время. (25)Вскоре их изъяли из обращения.

              (26)Почтовая же марка начала свое триумфальное шествие по планете…
Задания, предложенные учителем.

1. Определите стиль и ведущий тип речи данного текста.

2. Подберите синонимы к слову «помпезный».

3. Дайте лексическое толкование слова «номинал» .

Задания по группам  ( 3 группы)

Используя демоверсию регионального экзамена, проанализировав задания к текстам, по аналогии составьте задания к данному тексту ( 1 группа – к первому  абзацу(1-7 предложения), 2  группа– ко второму(8-15 предложения)–, 3 группа – к третьему(16-24 редложения)).

После коллективного обсуждения ребята формулируют вопросы по тексту, адресуя их представителям другой группы, которые  оценивают точность формулировки   и находят ответы на поставленные вопросы.

Примерные вопросы:

К первому абзацу:

 1) Найти односоставные назывные предложения (№№1,2)

2) Найдите предложение с вводным  словом (№3)

3)Найти предложение с распространенным приложением (№3)

4) Найти односоставное  неопределенно-личное предложение (№4)

5) Найдите сложное предложение , в состав которого входит односоставное  безличное предложение. (№5)

6) Найдите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от звонкости-глухости последующего согласного (использовали)

Ко второму абзацу.

  1. Найдите предложение с обособленным  определением (№9)
  2. Найдите слово с чередующейся гласной в корне ( располагаются)
  3. Из предложения  8 выпишите словосочетание со способом связи примыкание.
  4. Найдите предложения с однородными членами. Укажите их номера

К третьему абзацу.

  1. Выпишите грамматическую основу из предложения 22.
  2. Найдите односоставное неопределенно-личное предложение (№26)
  3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. (№24)
  4. Найдите прилагательное,  правописание НН в котором объясняется тем, что оно образовалось с помощью суффикса ЕНН (многочисленные)

Последнее задание, которое предлагается всем:

Сформулировать по данному тексту вопрос, ответ на который  предполагается написать  в виде сочинения-рассуждения  (Например, « Почему  конверты Малроди просуществовали недолго?» или «Почему марка триумфально шествует по планете?»)

Другой вариант : написать письмо другу «Что нового я узнал (а) на уроке русского языка «История марки в вопросах и ответах.

6.Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"

Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

Открытый урок по русскому языку. Комплексный анализ текста.

Урок по литературе в 7 классе. Метод технологии развития критического мышления. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ОГЭ. 15.1. Учитель: Шапинская И. А...

открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ» Цели: - расширить и углубить представление обучающихся ...

Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс

                Цели: воспитывать интерес  к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...

Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе

Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к ...