употребление имен прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок в 6 классе, в ходе которого у учащихся формируется умение определять роль прилагательных в тексте, речи; совершенствуются умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка. Развивается эмоциональное восприятие слова, художественного текста, мышления, творческого воображения; развивается устная и письменная речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_imen_prilagatelnyh_v_rechi.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Употребление имен прилагательных в речи

Цели урока:

Обучающие

Формирование умения определять роль прилагательных в тексте, речи;

Совершенствование умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка.

Развивающие

Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения;

Развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные

Формирование духовно развитой личности;

Формирование интереса к родному языку, его богатству, желания пользоваться средствами выразительности, говорить красиво и образно.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация,  индивидуальные листы.

1. Организационный момент. (1 мин.)

Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас интересная тема. Интересная, потому что мы изучаем необычную и удивительную часть речи, а какую, вы скажете, отгадав загадку:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. ( О прилагательных.)

2. Лингвистическая разминка. (5 мин.)

– А начнем мы наш урок с лингвистической разминки. Поработайте в парах и найдите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

Д

О

Б

Р

Ы

Й

Р

Е

Ш

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

У

М

Н

Ы

Й

Ж

И

З

Н

Е

Р

А

Д

О

С

Т

Б

О

Д

Р

Ы

Й

А

К

Т

И

В

Н

Ы

Й


1) Самый вкусный сок.
2) Исполненный твёрдости, непреклонности
3) Много-много знающий.
4) Тот, который весел, счастлив
5) Полный сил, энергии.
6) Деятельный, по значению противоположный пассивному.

– Кто уже готов? Озвучьте, что получилось. (Cлово дружба)

– Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Cплоченность, коллективизм, поиск идей, ведь именно дружба, сплоченность помогли вам найти в кроссворде ключевое слово)

- Ребята, а еще  дружба, сплоченность людей, помогают находить правильные решения в экстремальных ситуациях. Наша сплоченность на уроке поможет нам достичь хороших результатов.

– А какая часть речи помоглиа найти ключевое  слово? (Прилагательные)

- Ребята, в своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие нас предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремится не только дать предметам названия, но и показать его свойства и признаки.

           Давайте подумаем, что мы должны сделать в течение урока?

Каких результатов достичь? Дополните начало моих предложений

  1. Определить роль…….
  2.  Научиться применять…..
  3.  Учиться………………….свои ответы.
  4.  Воспитывать……………. к родному языку. 

3. Синтаксическая разминка (3 мин.)

Обратите внимание на картину. Какие вопросы мне задаст 6А класс? (У какой реки? Какой (чей) дом?).

Распространите предложение (У реки стоит дом), используя прилагательные. Какое предложение вам нравится больше?

4 Лингвистический эксперимент (4 мин.)

-Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык?

Прочитайте тексты, сравните.

Текст 1.

С утра небо ясно; Заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман..

Текст 2.

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время зной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное, мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в ее лиловый туман. (И.С. Тургенев «Бежин луг»).

-Какое описание утра более приветливое и красивое? Почему?

-Что помогает Тургеневу сделать утро таким привлекательным? (наличие большого числа прилагательных).

-Итак, в чем мы убедились в результате лингвистического эксперимента? Что узнали? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и выразительной).

-Что меняется в нашей речи с появлением прилагательных? (речь становится точной, выразительной, образной).

5. Комплексный анализ текста (4 мин.)

- Наш урок сегодня мы посвящаем природе. Природа обогащает нас духовно, доставляет нам радость своей красотой и является источником творческого вдохновения. Так как мы говорим сегодня о прекрасном, ваша задача: красиво мыслить, отвечать ясно и полно и активно работать.

Текст.

Над глубокими свежими снегами огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом и зеленым бором. (И.А. Бунин)

Задания к тексту:

1.Тип речи – описание, повествование, рассуждение?

2. Какую картину автор рисует в тексте? (образную картину зимнего утра)

3. Какие слова нам помогают ярче представить эту картину?

4. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Выпишите их.  Какой частью речи они являются?

6. Физминутка. (1 мин.)

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вдохните 3 раза поглубже. Теперь представьте, что вы идете по мягкому, пушистому снегу, который нежно поскрипывает под ногами. Посмотрите вверх:  над вами по прозрачно-голубому небу  проплывают пушистые облака. Медленно откройте глаза, улыбнитесь друг другу и продолжим наш урок.

7. Введение термина. Эпитет (5 мин.)

- Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Каких только нет форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, пурпурные, золотые.

– Да, именно прилагательные делают нашу речь разнообразной, живописной.

 – Спросите кого-нибудь: «Какая елка? Луна? Снег?» - и вам ответят: «Ель зеленая. Луна желтая. Снег белый».

 – А всегда ли снег белый?

 – откройте учебник стр.51, зад 316 прочитайте текст и выпишите все прилагательные к слову «снег».

Учащиеся зачитывают.

 – Какое огромное количество прилагательных только для описания снега.

 – Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы всегда хотим не только назвать предметы, но и оценить его, определяя качественную сторону предмета.

- Употребление каких имен прилагательных придает речи особую выразительность?

- Какие прилагательные являются средствами выразительности? (прилагательные-эпитеты).

Эпитет – художественное (образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

-По меткому выражению критика 19 века Боткина, эпитеты обладают способностью «озарять предметы». Как вы понимаете это выражение?

8. Вспомни и допиши эпитет (3 мин.)

- Вспомните строчки пушкинских стихотворений. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы, прилагательные – эпитеты (работа по вариантам):

  1. Сквозь___________туманы

      Проб…рается луна

     На_______________п…ляны

     Льёт п…чально свет она.

     2)_______пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя_______краса-

     Люблю я __________природы увяданье,

     В багрец и золото одетые леса.

- Проверьте себя (взаимопроверка) (слайд9) (Ребята проверяют друг у друга выполненное задание).

-Какую роль в поэтическом тексте выполняют прилагательные-эпитеты?

(прилагательные-эпитеты в предложении выполняют роль определений и употребляются в составе поэтических обращений).

9.Словарная работа(слайд10.) (5 мин.)

-Мы продолжаем наш разговор о природе. И из мира художественного слова перенесемся в мир изобразительного искусства.

Перед вами репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Зимний пейзаж».

-Как вы думаете, какое время суток изобразил художник?

-Какие краски помогают художнику передать вечерний пейзаж?

(слайд11).

-Запишите новые слова (работа в группах – каждая зачитывает толкование 1 прилагательного)

Лазоревый - Светло-синий, цвета ясного неба; небесно-голубой.

 Лиловый - Светло-фиолетовый, имеющий цвет сирени или фиалки.

 Сапфировый -  Синий, цвета сапфира.

 Коралловый - Образованный известковыми отложениями кораллов, розово-оранжевый цвет.

- Вспомните, где можно узнать лексическое толкование слова?

(Работа с толковыми словарями).

-Запишите к каждому слову синоним. Что называется синонимами?

11. Творческая работа (слайд12).(5 мин.)

Вставьте в предложения прилагательные, используя новые слова, чтобы получилось описание картины.

В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, -праздник… неба, … берёз, … веток и … теней на …снегу.

12. Рефлексия (2 мин)

Без имён прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.

- Ребята, охарактеризуйте наш урок, используя имена прилагательные.

-Посмотрите друг на друга и подарите снежинку тому однокласснику, который помог вам на уроке, благодаря которому мы смогли достичь цели урока.

13. Домашнее задание (2 мин.)

На «4» - Выписать из художественного текста 3 предложения с именами прилагательными, обозначить их род, число, падеж.

На «5» - Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимняя сказка», используя эпитеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Употребление имен прилагательных в речи.

Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления...

Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).

Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....

Употребление имен прилагательных в речи 6 класс

Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи». С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? – во...

Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)...