Чем отличаются слова - омонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе/ Тема: Чем отличаются слова - омонимы/ Разумовская 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lilii.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык. Класс: 5

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская и др. – М.: Дрофа, 2019. -  317 с

 Учитель: Павлова Лилия Васильевна

Тема урока: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Технология обучения: проблемное обучение.

Методы: словесный, демонстрационный, практический.

Оборудование:  доска, компьютер, презентация, экран, проектор, учебник «Русский язык. 5 класс.» М.М. Разумовская,  карточки-задания (тестовое задание), оценочные листы.

Межпредметные связи: география, биология, чтение (обогащение словарного запаса)

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, коллективная

Цель урока:  сформировать понятие об омонимах.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить омонимы в тексте;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • формировать умение использовать омонимы в речи;
  • развить умение различать омонимы в тексте;
  • определять виды омонимов;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно - деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку, уважительно относиться к слову.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, сличать результат с эталоном; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка; различать синонимы, антонимы, омонимы; подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли омонимов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Развиваемые УУД

1.Организационный этап.1 мин

 - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Проверьте  готовность к уроку. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учителя.

Речевое взаимодействие, с соблюдением  норм речевого этикета, психологический настрой и  готовность к учебной деятельности.  

2.Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация знаний

4 мин

- Откройте тетради. Запишите число,  «Классная работа».

Давайте повторим то, что мы уже знаем.

- Для начала вспомним, что значит ЛЕКСИКА в переводе с греческого?

-  Значит,  лексика – это… словарный состав языка, т.е. совокупность всех слов, которые содержаться в русском языке.

- А также лексика – это раздел языкознания, изучающий слово с точки зрения его лексического значения. (слайд 1)

- А что такое лексическое значение слова?

- Ребята, а где можно узнать о лексическом значении слова?

- Правильно, в словарях.

- Какие словари вы знаете?

- А если нет под рукой обычного словаря? -Каким образом можно узнать значение того или иного слова?

- Лингвист Анатоль Франс говорил: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Почему? Зачем?

- В нашей библиотеке хранится множество словарей. И мне очень хочется, чтобы они стали вашими верными спутниками! У нас в классе есть небольшая выставка словарей, которыми вы тоже можете пользоваться.

- А что значит лексикон?

Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Л. Барто. (слайд 2)

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

- Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

- Почему у всех он разный?

- Что надо делать, чтобы повысить свой лексикон?

Оценивайте свои ответы в листах-самооценки

Выполняют указания.

Отвечают на вопросы учителя.

(«слово, выражение»)

(главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово).

(в словарях)

(орфографические, толковые, фразеологические и др.)

(Обращаемся к электронным словарям: Википедия  и т.д.).

Почему? (слова в любых словарях расположены в алфавитном порядке).

Зачем? (чтобы было удобно пользоваться).

Лексикон – это словарный запас

Вывод: Мы тоже ничего не поняли

(у этого мальчика бедный словарный запас).

Когда человек много читает, он узнает много новых слов и обогащает свой словарный запас

Психологическая готовность и эмоциональная настроенность обучающихся на работу.

Использование жизненного опыта, умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности..

 Кратко и точно отвечать на вопросы.

Использование основных интеллектуальных  операций; формулирование гипотез, анализ и сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

3.Введение в тему.

6 мин

- Послушайте внимательно.

- Мы не будем бить баклуши ,

а одним махом и шутя справимся со всеми препятствиями и трудностями. Мы не ударим в грязь лицом и докажем, что мы не лыком шиты

- Что вы, сейчас услышали?

- Что такое фразеологизмы?

-  Фразеологизмы делают нашу речь красивой, выразительной

Стадия «Вызов»

1). Мотивация.

Послушайте стихотворение С. Долженко «Говорю своей сестрёнке» (слайд 3)

Говорю своей сестрёнке:

На воскресник мне пора.

Разобьём сегодня клумбу в центре нашего двора».

И быстрей на плечи куртку

Да на голову платок.

«Подожди, -

кричит сестрёнка. – Ты забыла … молоток».

2). Формулировка проблемы.

1.Что придаёт стихотворению шуточный диалог?

2. Почему девочка не поняла свою старшую сестру?

3. В каком значении в тексте употреблено слово «разбить»?

4. А что имела в виду младшая сестра?

- Какое заметили противоречие? Что удивило?

- Как такое стало возможно?

- Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить?

- Можно ли эти слова назвать многозначными?

- Найдите в учебнике на странице 114 как называются эти слова.

Как же будет звучать  тема нашего урока: «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы». (Слайд 4 ).

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Сравните, совпадают ли ваша цель с моей?

-Сформировать понятие об омонимах

- Правильно, в конце этого урока мы должны:

1).  Узнать, что такое слова-омонимы.

2).  Находить  омонимы в тексте.

3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.

4). Пополнить наш словарный запас.

5). Учиться  грамотно,  с использованием слов-омонимов, писать. (слайд 5)

(бездельничать),

(очень быстро),

(покажем себя с лучшей стороны),

 (не такие простаки, умеем не хуже других).

(Фразеологизмы)

(устойчивые сочетания слов).

Слово «разобьем», сестренка поняла все в буквальном смысле (разбить молотком), а старшая имела в виду другое – вскопать землю и посадить цветы.

Слово «разбить» имеет разное значение, т.е. оно многозначное слово.

Формулируют проблему: выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение

Тема нашего урока: «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы».

Цель:

1).  Узнать, что такое слова-омонимы.

2).  Находить  омонимы в предложениях.

3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.

4). Пополнить наш словарный запас.

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике

Давать определения ранее изученным понятиям,

Умение найти и сформулировать проблему

Умение определять тему урока, цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике

Физминутка  1 мин

Топайте-хлопайте»

-Если я называю пару синонимов – вы топаете, если пару антонимов – вы хлопаете…        

    С. - топ                                                        А.- хлоп

Весёлый - радостный          весёлый – грустный

Нежный – ласковый                         тихо – громко

Друг – товарищ                   молодость – старость

Холод – мороз                                     друг – враг

Обучающиеся выполняют упражнения

Обучающиеся внимательно слушают для того, чтобы различить синонимы, антонимы и  выполняют упражнения

4. Первичное усвоение новых знаний. 13 мин

- Отдохнули и с новыми силами к новой теме.

Стадия «Осмысления».

- Итак, мы переходим к изучению новой темы. Вы внимательно посмотрите, послушайте и постарайтесь определить, что такого необычного, а может даже странного в речи героев. Какие слова привлекут ваше внимание? (слайд 6)

Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю овсянку! – добавил Серёжа

– И я люблю! – сказал Денис.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа.

– Да так. А ещё  хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Денис.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

- Что имел в виду каждый мальчик?

- Почему они запутались?

- Есть такие слова в русском языке, которые пишутся и слышатся одинаково?

А чем же они различаются?

 (слайд 7) Омонимы – разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию

Стадия «Применение нового знания».

После таких активных действий  и верных ответов, подумаем,  обсудим с напарником и ответим: (слайд №8) Упр. 320

 Оценивайте ответы в листах-самооценки (взаимопроверка)

Внимательно смотрят, слушают и стараются  определить, что такого необычного, а может даже странного в речи героев. Определяют слова,  которые привлекли  их внимание.

(Овсянка каша и овсянка птичка).

(омонимы - пишутся одинаково, слышаться одинаково, но …… различия есть)

(лексическим значением)

-Обучающиеся обсуждают в парах, отвечают   на  вопросы задания

Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других

Отвечать на вопросы, вырабатывать свое собственное мнение на основе осмысления предлагаемых  задач, идей и представлений.

5.Первичная проверка понимания. 5 мин

- Так, что же такое омонимы?

- Мы выяснили, что главное различие – ЗНАЧЕНИЕ.

- Оказывается, слова-омонимы могут различаться не только значением, но и…            чем ещё отличаются слова-омонимы друг от друга мы узнаем, когда выполним упр. 322.

Оценивайте ответы в листах-самооценки (взаимопроверка)

-Обучающиеся работают в 3-х группах, обсуждают в группах, распределяя слова-омонимы по графам таблицы, отвечают   на  вопросы задания

Развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, синтез. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.  Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других

Отвечать на вопросы, вырабатывать свое собственное мнение на основе осмысления предлагаемых  задач.

Зарядка для глаз

А сейчас дадим возможность отдохнуть нашим глазкам.

- Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, быстро поморгайте

Обучающиеся выполняют упражнения

6.Первичное закрепление новых знаний. 7 мин

 Работа со словарями.

Омонимы зафиксированы в толковых словарях.

Существуют специальные словари омонимов (Слайд 9).   

- Давайте посмотрим, как оформлены омонимы в толковых словарях? (учебник, стр. 308)

А сейчас для контроля полученных знаний вам предстоит выполнить тест.

Оценивайте ответы в листах-самооценки (взаимопроверка)

Открывают учебник на с. 308, находят слова-омонимы.

Обучающиеся получают задание на карточках и выполняют тест.(5 мин.)

Выполняют тест, выполняют взаимопроверку. Оценивают выполнение работы. Листы с проверенными заданиями передают учителю.

Осмыслить и конкретизировать  первичные знания по новой теме для выполнения  тестовых задач.

Оценка умений использовать научный язык для объяснения полученных результатов.

Выявление  причинно-следственных связей, поиск верных решений.

7.Иформация о домашнем задании.

1 мин

(слайд 10) 1. Найдите в толковом словаре омонимы, составить предложения или упр. 325 (по выбору) (1 уровень).

2. Упр. 321 или 323 (по выбору) стр. 114, 115 выуч. (2 уровень).

3. Сочинить сказку или загадку, шуточное стихотворение на основе омонимии (3 уровень).

Записывают домашнее задание (по выбору)

Анализировать и оценивать полученную информацию,

соотносить полученную информацию со своей деятельностью

8.Рефлексия (подведение итогов занятия).

2 мин

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Составьте, пожалуйста, кластер.

Что вызвало затруднение?

Сравните с моим кластером (Слайд 11).

Оцените свою работу на уроке.

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? Покажите свое настроение на нашем букете.

(слайд 12)

Прощаться настала пора...

Книгу закрывать пора.

С нею мы узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен.

Ребята, спасибо вам за урок.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

-проговаривают, что было выполнено.

Работают в группах. Составляют кластер.

Отвечают.

Выставляют себе оценку в листе самооценки.

Оценивают своё эмоциональное состояние: выбирают цветочек соответствующего своему настроению цвета и прикрепляют его к букету.

Анализировать и оценивать полученную информацию.

соотносить полученную информацию со своей деятельностью на уроке, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Анализ, оценка результатов и способов работы над заданием, высказывание оценочного суждения по итогам урока. Строить понятные высказывания для окружающих; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, обобщать имеющиеся знания по теме, выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно новое  узнать на следующих уроках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

Презентация к уроку в  5 классе по программе Разумовской. Тема: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? Цель: Развивать внимание, память, правильность и выразительность речи, логическое мыш...

Методическая разработка урока. Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Занимательный урок "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры" поможет учащимся различать многозначные слова от омонимов. Интересный материал, разнообразные задания, возможность инсценирования понравятся...

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....

Конспект урока в 5 классе "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"

Конспект урока в 5 классе "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"...

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Технологическая карта урока...

Урок русского языка в 5 классе "Чем отличаются слова-омонимы"

Урок открытия нового знания.Цель урока: сформировать понятие об омонимии....