Доклад "Методы преподавания филологических дисциплин обучающимся, профессионально занимающимся спортом"
опыты и эксперименты по русскому языку

Перфильев Руслан Леонидович

Публикация из опыта работы в спортивном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на НПК19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методы преподавания филологических дисциплин обучающимся,

профессионально занимающимся спортом

                                                                   Перфильев Руслан Леонидович,

                                                                                      преподаватель русского языка и литературы                                                                                                                                                                        школы №473 г. Санкт-Петербург

ПЛАН ДОКЛАДА

- Введение

- Теоретические основы педагогического метода

- Практическая часть (апробация метода на уроке русского языка и литературы в спортивном классе)

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

ФЗ «Об образовании» предусматривает право каждого гражданина на получение образования, и образовательная организация должна создать надлежащие условия для реализации закона: комфортные помещения, компетентные кадры и, конечно, учёт индивидуальных особенностей обучающегося. Особенно сложно это сделать, если обучающийся – воспитанник спортивного интерната: профессионально занимается спортом, а образование получает в вечернее время. Для работы с таким контингентом школы используют особые методы:

- индивидуальный график занятий

- особое календарно-тематическое планирование

- система внеурочных занятий

Ввиду ежедневных тренировок обучающиеся спортивных интернатов на уроках в общеобразовательной школе имеют дефицит внимания, недостаток концентрации, отсутствие мотивации, и учителя-предметники выстраивают урок особым образом, ориентируясь на педагогический опыт и ФГОС.

Для тотального включения обучающихся в ход урока актуальна технология системно-деятельностного обучения: метод проблемного диалога. В своём докладе я хотел бы продемонстрировать функциональность этой методики на уроках русского языка и литературы в спортивном классе.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Проблемный диалог – мощное средство для мотивации познавательной деятельности учащихся. К работе на уроке подключается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала, приучает учащихся критически мыслить, развивает интеллектуальные способности и активность. Сила его – в противоречии между уже изученным и тем, что только предстоит узнать. Учитель, в ходе подачи материала, обозначает эту грань, и у детей активизируются пытливость ума, любознательность, желание разобраться, «ведь все любят загадки».

Этапы урока проблемного диалога:

1) Постановка проблемы (учитель путём наводящих вопросов обозначает границу между тем, что узнано, и тем, что предстоит изучить. Ученики ориентируются в теме урока, задачах);

2) Поиск решения – этап формулирования гипотезы решения проблемы, а значит, формулирования нового знания (ученики осознали противоречие, сформулировали проблему, находят ответ путём проб и ошибок)

3) Закрепление открытого знания на практике, организация коррекции, необходимой в случае затруднений

В ходе этих этапов учитель помогает ребятам обозначить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока. Затем, с помощью наводящих вопросов, организует поиск решения. Когда оно найдено, происходит «инсайт» (открытие нового знания). Это гарантирует почти стопроцентное усвоение материала, так как «нельзя не понимать то, что сам открыл».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I.  Апробация метода на уроке русского языка в 10 «С» классе:

Тема урока: «Классификация орфограмм в приставках»

Первый и второй этапы – постановка проблемы с помощью противоречия между узнанным и новым и формулировка гипотез решения с обнаружением нового знания:

На доске предложен список слов: «вырасти», «макать», «озарение», «уравнение», «касательная», «сгореть», «поднести», «блистать», «выскочить», «приклеить», «зарница», «истратить», «выложить», «промокашка», «растение». Среди них – слова с уже изученной классификацией (орфограммы в корнях с чередованием) и слова с ещё не узнанным принципом.

Ребятам предлагается задача заполнить таблицу этими словами, догадавшись, в какой колонке какие из них должны разместиться:

В ходе заполнения таблицы ребята обнаруживают, что несколько слов («истратить», «приклеить», «поднести») не удалось распределить. Возникает проблемная ситуация: «что не так? Почему лишние?» Учащиеся предлагают гипотезы и приходят к мнению, что это слова, которые нужно классифицировать иначе. Учитель всячески наводит ребят к разрешению противоречия. Например, приписывает к этим словам ещё несколько с подобным принципом, например: «превеликий», «надпись», «восход», «раздать», «прибрежный», «приехать», «подросток», «сбежать», «чересчур». Итогом этой деятельности будет сформулированная (самими ребятами или учителем) тема урока и сформулированный принцип классификации орфограмм в приставках.

Приставки на З/С

Приставки, пишущиеся всегда одинаково

Приставки ПРЕ и ПРИ

Истратить

Восход

Раздать

Чересчур

Поднести

Надпись

Подросток

Сбежать

Приклеить

Превеликий

Прибрежный

Приехать

Третий этап – для закрепления используются задания теста или предлагается расширить таблицу, приведя свои примеры.

Примечание: урок был проведён 01.04.21 и не дал желаемого результата. Активность проявляли всё те же ребята, что и всегда, когда как другие включены не были. Проверочная работа по этому материалу показала, что качество знаний по этой теме такое же, как и по темам традиционных уроков. СБ = 3,1 КЗ = 19%

II.  Апробация метода на уроке литературы в 8 «С» классе:

Тема урока: «Творческое своеобразие Ивана Сергеевича Шмелёва»

Первый и второй этапы: постановка проблемы с помощью противоречия между узнанным и новым и формулировка гипотез решения с обнаружением нового знания. Учащимся предлагается раздаточный материал с текстом рассказа «Страх» (в учебнике его нет) и ответить на вопросы:

Что происходит?

Кто наблюдает?

Действующие лица?

Цитаты?

И предлагается сделать вывод: какое событие нашло художественное отражение в этом произведении.

Затем ребята изучают ещё один небольшой отрывок из романа «Лето Господне» («Запуск птиц» или «Святки») и делают вывод, что писатель отражал в своих произведениях культуру и быт России, после чего составляют кластер по биографии писателя (выписывают основные вехи жизни).

Третий этап (закрепление). В качестве закрепления ребята заполняют таблицу по рассказу «Как я стал писателем» (который предложен в учебнике):

Детство

Гимназия

Зрелость

Дома же пишут эссе на тему «Наиболее яркие эпизоды рассказов Шмелёва».

Примечание: не все ребята справились с домашней работой. Большая часть пересказали произведение, не обозначив нужные для характеристики творчества писателя эпизоды и не обобщив, или списали сочинение из источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение в общеобразовательной школе учеников, профессионально занимающихся спортом, - важная веха в развитии отечественного образования. Процесс такого обучения нелёгкий и требует актуальных педагогических разработок.

ФГОС предлагает целый спектр инновационных подходов. Задача учителя – найти такой, с которым работа была бы наиболее продуктивной. Метод проблемного диалога – актуальная технология, но, как показала практика, срабатывает не во всех случаях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин

О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы  связано   прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...

Некоторые особенности невротических расстройств у подростков, профессионально занимающихся спортом

В статье подробно рассмотрены клинические феномены невротического уровня, которые может встретить в своей педагогической практике учитель, описаны формы психологической защиты, к которым может пр...

Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин

Статья о том, что использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы  помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность...