Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме: "Понятие о бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Козулина Екатерина Алексеевна

Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме: "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе на тему: «Понятие о бессоюзном предложении»

Цели урока: дать понятие о БСП; формировать умения определять смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания, связывающие простые предложения в БСП; формировать умение правильно употреблять БСП в речи для решения определенных коммуникативных задач.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока: фронтальная, индивидуальная.

Технология: технология проблемного диалога

Методы: частично-поисковой,словесные, наглядные, проблемные вопросы, практические

Средства обучения: наглядные, опорные сигналы.

Оборудование:компьютер, проектор, карточки, рабочие листы

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности. (этап вхождения в урок)

(на проекторе выводится ребус, который учащиеся должны отгадать и в итоге прийти к ключевому слову темы) – ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

-Что такое предложение? Какие предложения вы знаете?По цели высказывания, по наличию грамматических основ, по структуре и т.д.

       4. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.

(на экран выведены предложения)

        - В небе светило яркое солнце. На земле все сверкало и слепило в глаза.

- Какие это предложения? Назовите грамматические основы.  Мы можем из них составить сложные? Каким образом?Давайте посмотрим, что получится. Нарисуйте схемы. (учащиеся выходят к доске и рисуют схемы к каждому предложению)

  1. В небе светило яркое солнце, и на земле все сверкало и слепило в глаза. (какой союз? предложение ССП)проговариваем!союз-связь!
  2. В небе светило яркое солнце, поэтому на земле все сверкало и слепило в глаза (какой союз? Предложение СПП)союз-связь!
  3. В небе светило яркое солнце, на земле все сверкало и слепило в глаза.(нет союза, предложение БСП)связь!

- На что вы обратили внимание в 3 предложении? Как такое предложение можно назвать? (бессоюзное предложение). Итак, тема нашего урока – БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

      5. Целеполагание.

     В связи с этим давайте сформулируем цели урока:

  1. Дать определение БСП;
  2. Понять, как связаны части БСП;
  3. Уметь находить в тексте;
  4. Уметь употреблять в речи.

6. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

- Откройте рабочие листы. На них, как вы видите,  изображена схема. Давайте отметим то, что мы уже знаем и занесем в пустые графы.  Виды сложных предложений делятся по какому принципу? (по виду связи).

Далее производится работа со схемой в рабочем листе, приложение 1: определяются виды связи в предложении, повторяются определения ССП и СПП, выводится понятие БСП).

Таким образом, БСП – это сложное предложение, части которого связаны между собой ТОЛЬКО! при помощи интонации и смысла, без союзов.

7. Работа с текстом (текст о Гагарине). Нахождение БСП и выделение знаков препинания, запись их в таблицу.

- Прочитайте текст, попробуйте найти БСП. Таким образом, раскроем определение БСП.

- Каким алгоритмом будем пользоваться для того, чтобы найти БСП?

- (после прочтения) Какие БСП вы нашли?

- Сделайте вывод, какими знаками препинания могут быть отделены части БСП. Зафиксируйте их в таблицу в первую колонку на рабочем листе.

- А теперь сравните эти предложения:

Стало холодно, подул ветер.

Стало холодно: подул ветер

- Как вы думаете, одинаково ли надо читать их? В чем разница? (в 1 предложении говорящий сообщает об изменениях природы, перечисляет их. Интонация перечисления; во 2 предложении говорящий указывает на причину, почему стало холодно, из-за ветра).

Вывод: - От чего зависит постановка того или иного знака препинания? (от интонации, в устной речи,  и смысловых отношений в предложении, т.е. по смыслу).

- Продолжаем работу с таблицей. Я раздаю вам опорные карточки-подсказки, затем на экран вывожу смысловые отношения между частями БСП, а ваша задача будет в том, чтобы соотнести правильно знак препинания,в таблице и смысловые отношения. НА ЗАМЕТКУ! Одному знаку препинания может соответствовать несколько смысловых отношений!РАБОТА В ПАРАХ!

Смысловые отношения:

  • Перечисление
  • Причина                                              Отметьте +, если выполнили легко.
  • Пояснение                                             +-, если затруднялись.
  • Дополнение                                            -, если не справились.
  • Противопоставление
  • Время
  • Условие
  • Следствие

8. Первичное закрепление(в рабочем листе!)

Задание 1. Установить соответствие между БСП предложениями и значениями.

9. ФИЗМИНУТКА (погружение в музыкальную мелодию, 1 минута)

 - А теперь немного отдохнем. Закройте глаза, уважаемые коллеги, расслабьтесь, вслушайтесь в музыку.

10.Творческое задание

Задание 2. По картинкам на слайде создать связный текст (4-5 предложений) с БСП с разными знаками препинания (3 минуты)

11. Рефлексия. Самоконтроль в форме задания ОГЭ.

(Пунктуационный анализ. ОГЭ. Задание 3). Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Горы Шиханы (1) уникальный и неповторимый природный памятник в Башкирии, беспристрастные свидетели процессов, которые происходили на этой территории миллионы лет назад. Шиханы состоят из четырёх гор-одиночек (2) Торатау (3) Шахтау (4) Юрактау и Куштау (5) образующих узкую цепочку (6) вытянутую вдоль реки Белой на 20 км. Несомненно одно (7) горы Шиханы представляют ценность и для градообразующего предприятия (8) и для истории (9) потому что подобные горы остались только в Австралии.

12. Д\З. Представьте, что вы открываете магазин бытовой техники и вам нужно составить рекламное объявление. Ваша задача: составить это  рекламное объявление, используя БСП.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П ,, д

Слайд 2

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 3

В небе светило яркое солнце. На земле все сверкало и слепило в глаза.

Слайд 4

1. В небе светило яркое солнце, И на земле все сверкало и слепило в глаза . 2. В небе светило яркое солнце, ПОЭТОМУ на земле все сверкало и слепило в глаза. 3. В небе светило яркое солнце, на земле все сверкало и слепило в глаза.

Слайд 6

Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, части которого связаны между собой ТОЛЬКО! по смыслу и интонации, БЕЗ СОЮЗОВ или союзных слов.

Слайд 7

1) 12 апреля 19… года , 60 лет назад, началась космическая эпоха. 2)В этот день нашу планету потрясла неожиданная весть – «Человек в космосе!». 3) Мечта людей о полете в космос сбылась: первый космонавт ____?___совершил полет в космос. 4) Его полет длился __?__ минут, корабль выполнил один оборот вокруг Земли и в 10:55 завершил полет. 5)Никто не знал, как поведет себя человек в космосе; были серьезные опасения, что, оказавшись за пределами родной планеты, космонавт сойдет с ума от ужаса. 6) Поэтому задания давали Гагарину простые. 7) Он пробовал есть и пить в космосе, все свои наблюдения произносил вслух, чтобы они были записаны на бортовой магнитофон. 8) Из этих же опасений внезапного безумия была предусмотрена сложная система перевода корабля на ручное управление: космонавт должен был вскрыть конверт и вручную ввести на пульте оставленный там код. 9) Звездное небо всегда привлекало взоры людей - люди мечтали узнать о космосе как можно больше. 10)Так началось время космических ракет, спутников, луноходов. 11) Покорение космоса Юрием Алексеевичем Гагариным – одна из тех страниц истории нашей страны, которыми мы безоговорочно можем гордиться.

Слайд 8

СТАЛО ХОЛОДНО, ПОДУЛ ВЕТЕР. СТАЛО ХОЛОДНО: ПОДУЛ ВЕТЕР.

Слайд 9

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Перечисление Причина Пояснение Дополнение Противопоставление Время Условие Следствие Одновременность действия

Слайд 10

ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ [ ] , [ ] Последовательность [ ] ; [ ] Одновременность действия [ ] : [ ] Причина, пояснение, дополнение [ ] - [ ] Время, условие, следствие, противопоставление

Слайд 11

1. 2.

Слайд 12

Домашнее задание: Представьте, что вы открываете магазин бытовой техники и вам нужно составить рекламное объявление. Ваша задача – составить это рекламное объявление, используя БСП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...