Урок в 7 классе “Роль частиц в тексте”
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Кузьмина Ольга Петровна

Урок обобщение материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_chastits_v_tekste.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Роль частиц в тексте” 7 класс

Цели: 

  • Показать возможности частиц, как при помощи частиц формулируется     мысль, выражается чувство.
  • Учить находить частицы в тексте.
  • Развивать навыки логического мышления, выразительное чтение.
  • Воспитывать интерес к родному языку, любовь к русскому слову.

Задачи урока:

Образовательные:

  • показать морфологические особенности частицы и ее отличие от самостоятельных частей речи;
  • развивать умения работать с тестами;
  • практически применять изученный материал.

Развивающие:

  • развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  • развить навыки определения разрядов частиц и определение ее роли в предложении;
  • формировать умение отличать частицу от других частей речи.

Воспитательные:

  • развить познавательный интерес, воспитать информационную культуру;
  • воспитать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи;
  • сформировать умение пользоваться полученными знаниями на письме.

Тип урока: урок обобщения материала.

Форма урока – интегрированный урок

Оборудование урока: 

  • УМК Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение, 2007
  • доска;
  • компьютер, проектор, экран.
  • Текст Л. Андреев “Кусака”,  А. Сент-Эзюпери “Маленький принц”, таблица “Разряды частиц” (у каждого учащегося) на партах

Ход урока.

---  Мы на уроке проведем исследование по теме: «Роль частиц в речи».                                                                                

--- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

-- Что мы знаем о частице? (кластер)

--- Какие цели мы ставим на уроке?

I. Вы прочитали рассказ “Кусака”. Сколько частей в рассказе? (5)

Краткий пересказ  каждой части. Выделение частиц.

1. Какие частицы встретились в I части? (же, не, даже)

Что подчеркивает частица НЕ? (отрицание)

Что не нравится собаке? (1 предложение: одиночество, нет имени, голод, бесприютность, страх, злоба)

Что можно сказать о жизни собаки, используя данные слова?

Используя частицы, напишите одно или несколько предложений о том, как живется собаке. Пользуясь табличкой, скажите: какие частицы можно употребить? (отрицательные, вопросительные, выделительно-ограничительные, усилительные)

2. Какие частицы встретились во II части? (же, не, ну)

Почему НЕ осталась? (у собаки осталось недоверие к людям)

Какая частица чаще всего встречается? К какому разряду она относится? Какова ее роль? (же, ну – смысловая, усиление) Частица НУ - призыв поверить человеку.

3. Какие частицы встретились во III части? (не, разве, вот, же)

Частица НЕ, по отношению к Кусаке, показывает, что вина за ее поведение лежит на человеке. Как изменилась собака? (поверила людям, нет одиночества, злобы, есть имя)

4. Какие частицы встретились во IV части? (же, не, ну, только)

Какова их роль? (НЕ относится к людям, они поступают неправильно, безнравственно)

5.  V часть. Частиц меньше, чем в предыдущих частях. Почему? (опустошение в доме, в душе)

Вывод: какова роль частиц в этом тексте? (помочь автору раскрыть образ)

II.  Учащимся предлагается отрывок из сказки “Маленький принц”. Задание: вставить пропущенные частицы, объяснить их роль в тексте (употреблены смысловые частицы, которые усиливают смысл слов, выделяют). Один ученик работает на интерактивной доске.

Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик,  точно  такой же,  как сто тысяч других мальчиков.  И ты мне не нужен.  И я тебе тоже не нужен.  Я для тебя всего только  лисица,  точно такая  же,  как  сто тысяч других лисиц.  Но если ты меня приручишь,  мы станем нужны друг другу.  Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете...

   Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.  Потом сказал:

     - Пожалуйста... приручи меня!

     - Я  бы  рад,  -  отвечал  Маленький  принц,  -  но у меня так мало

времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

     - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис.   -

У людей  уже не  хватает времени  что-либо узнавать.   Они покупают вещи

готовыми в  магазинах.   Но ведь  нет таких  магазинов, где торговали бы

друзьями, и потому люди  больше не имеют друзей.   Если хочешь, чтобы  у

тебя был друг, приручи меня!

  - Лучше приходи всегда в один и тот же час,  - попросил Лис. - Вот,

например,  если  ты  будешь приходить в четыре часа,  я уже с трех часов

почувствую себя  счастливым.  

-Вот мой секрет,  он очень прост:  зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

-- Что автор хочет подчеркнуть этими частицами? (если человек приручает кого-либо, они становятся равными, одинаково важными друг для друга)

– Что общего между двумя текстами?

-- Какая фраза из сказки объединяет оба эти текста? (мы в ответе за тех, кого приручили; зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь) Запишем их в тетрадь.

Ваше д/з: написать сочинение-миниатюру по одной из предложенных тем, обязательно используя частицы.

III. Повторяем слитное и раздельное написание слов с ЖЕ.

-- Объяснить написание слов с ЖЕ, которые встретились в тексте.

Написание предложений под диктовку:

  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела.
  2. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.
  3. Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то то же дело становится привычкой.

IV. Вывод.

Вернемся к теме нашего урока. Вспомним о том, какую роль играют частицы в нашей речи. Как частицы помогают автору? (усилительные, выделительные – помогают раскрыть образ, акцентируют внимание на  каких-то моментах; отрицательная частица тоже может помочь при раскрытии образа)

V. Рефлексия.

Назвать одно слово, которым бы вы обозначили (чувство) впечатление, которое осталось после урока.

Таблица частиц в русском языке

Частицы

Оттенки значения

Примеры употребления

не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не

отрицание

Он далеко не такой щедрый как казалось

неужели, разве, ли (ль)

вопрос

Неужели ты не замечаешь этого?

вот, вон, это

указание

Возьми вот эту книгу

именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь

уточнение

Он точь-в-точь как его дедушка

только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то

ограничение, выделение

Мы лишь раз его видели

что за, ну и, как

восклицательные

Ну и огромная собака у вас!

даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну

усиление

Даже и не думай про это

едва ли, вряд ли.

сомнение

Едва ли у тебя получится

  1. Ты для меня пока _________________ маленький мальчик,  точно  такой ______ ,  как сто тысяч других мальчиков.  И ты мне______ нужен.  И я тебе то(же) _____нужен.  Я для тебя__________ лисица,  точно такая____ ,  как  сто тысяч других лисиц.  Но если ты меня приручишь,  мы станем нужны друг другу.  Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете...

   Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.  Потом сказал:

     - Пожалуйста... приручи меня!

     - Я________  рад,  -  отвечал  Маленький  принц,  -  но у меня так мало

времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

     - Узнать можно _____________ те вещи, которые приручишь, - сказал Лис.   -

У людей  уже________ хватает времени  что-либо узнавать.   Они покупают вещи

готовыми в  магазинах.   Но ____________нет таких  магазинов, где торговали  

друзьями, и потому люди  больше ________имеют друзей.   Если хочешь, чтобы  у

тебя был друг, приручи меня!

  - Лучше приходи всегда в один и тот _______ час,  - попросил Лис. - ______,

например,  если  ты  будешь приходить в четыре часа,  я уже с трех часов

почувствую себя  счастливым.  

  - _________ мой секрет,  он очень прост:  зорко одно ______сердце. Самого главного глазами ____ увидишь.

Слова для справок: не, же, всего лишь, только, бы, вот, всего только, лишь, ведь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок русского языка в 7 классе "Роль наречий в тексте"

        Урок разработан по программе С.И.Львовой и В.В.Львова. Это один из последних уроков по изучению темы «Наречие».           В структуре о...

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...