Методическая разработка по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Указательные местоимения" для ученика обучающегося на индивидуальном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку

Тема урока: Указательные местоимения.

Тип урока: объяснение нового материала, открытие новых знаний

Формы работы: индивидуальная.

Реализуемая программа:  учебник по русскому языку для 6 класса. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, и др./ М.: Просвещение, 2014г

Цель урока: Изучение указательных местоимений

Задачи урока:

1.Образовательные:

–повторение и систематизация полученных ранее знаний о местоимении;

–знакомство со значением указательных местоимений их признаками и синтаксической ролью;

2. Развивающие:

–вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

–развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

–формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;

3.Воспитательные:

–создание на уроке положительной культурно - речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

–воспитывать активное и сознательное, отношение к изучению русского языка;

Планируемые результаты: знание морфологических особенностей указательных местоимений; обнаруживать и устранять речевые ошибки; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для индивидуальной работы, «Ромашка» для проверки домашнего задания.

Структура урока:

Организационный этап.

Проверка домашнего задания

Самоопределение к деятельности

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Закрепление изученного материала.

Физкультминутка.

Практическая работа.

Рефлексия деятельности (подведение итогов).

Домашнее задание, выставление оценки за урок.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Все знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего.

Я надеюсь, что мы с тобой сегодня хорошо поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш родной русский язык!

2.Проверка домашнего задания.

Виктор, давай вспомним наши изученные вопросы по теме «Местоимение», и поиграем в игру «Ромашка».

3.Самоопределение к деятельности

 Предлагается ученику выполнить задание.

-Но мы знаем, что остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна. Она сегодня не только время года, но и художница.

Внимание на картину.

Работа с текстом. Выразительное чтение текста.

1)Что случилось с природой? 2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. 3)Потрудилась Художница-Весна! 4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. 5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6)Таким же цветом покрыла лес. 7)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.

9) Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент

-Почему же весна – художница?

Словарная работа. Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно обозначает? (живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов) Слайд 2

- Запиши его в Справочник любым цветом. На вот такой орнамент. Разные орнаменты буду сопровождать нас весь урок.

- Выпиши из текста словосочетание со словарным словом.

Задания по тексту - вытягивание карточек.

А теперь поработаем с текстом. Выполним задания в форме теста (карточки)

- Из предложения 5  выпиши слово с чередующейся безударной гласной в корне.

-Из предложения 8 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.

-Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 8, выпишите его.

- Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Из  текста   выпиши все   изученные  местоимения, укажите  их  разряды. (Что – вопросительное. Кто-то – неопределённое. Свои – притяжательное. Она – личное, Ей – личное. Которые – относительное)

Перспектива.

В этом тексте есть ещё одно местоимение, разряд которого мы будем изучать позже.

4.Постановка учебной задачи

- Обратите внимание на выделенные слова. Они что-то обозначают? (нет, только указывают).

-На что указывают? (на предмет, признак)
Вы произнесли слово – указывают – значит, как называются местоимения?– указательные.
Тема нашего урока будет называться «Указательные местоимения».

- Давай попробуем определить, какие цели мы поставим перед собой. (определять значение указательных местоимений, познакомиться с их морфологическими признаками, синтаксической ролью, уметь находить указательные местоимения в тексте и употреблять их в речи.)

5.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Организация работы по исследованию проблемной ситуации.

1)Подберите однокоренные слова к слову УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Запишите их.
2) Выделите в этих словах корень.
3) Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений
Указательные______________________________________________________
(однокоренные слова: указательные, указ, указать, указка, указывать..Указательные местоимения так называются, потому что они указывают на какое-либо лицо, предмет(тот, этот, такой) или количество(столько)

-Просклоняй местоимение ТАКОЙ.
падежи
Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

-Сделайте вывод по склонению.
Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде и числе.
__________________ звук
__________________ красота
__________________ разочарование 
__________________ краски
- Сделай вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения.

(местоимение ТАКОЙ и другие указательные местоимения изменяются по падежам и имеют окончания как у прилагательных.
Указательные местоимения изменяются по родам и числам.)


Прочитай текст и выполни задания.
1) Найди в тексте указательные местоимения.
2) определи, каким членом предложения они являются. Подчеркните их в тексте как члены предложения.
Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.
Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
Хорошо того учить, кто слушает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
(Большинство указательных местоимений являются в предложении определением, дополнением).

6. Закрепление изученного материала

Найдите СС с указательными местоимениями.

Выпишите словосочетания с указательными местоимениями.

1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) тогда цвела 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той дачи (Взаимопроверка)

7. Физкультминутка

Если  в пословице услышишь указательное местоимение, подними руки вверх, если их не услышишь – вытяните руки перед собой:

 

 Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Март морозом на нос садится.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Одна ласточка весны не делает.

Весна красна цветами, а осень снопами.

8. Практическая работа.

- Посмотри, можно ли это назвать текстом? Расположите предложения так, чтобы получился текст и запишите его в тетрадь. Найдите в них указательные местоимения, заключите их в овал.
А. Прилетели в этот край грачи к своим старым гнёздам
Б. Вот и наступила в северном крае весна.
В. В этих гнёздах они выведут своё потомство.
Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнёзда.

Молодец. С работой справился.
С каким разрядом местоимений мы познакомились?
А вот как указательные местоимения использовал в своём стихотворении А.Фет. послушай стихотворение

«Это утро» (выразительное чтение стихотворения учителем)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – ВЕСНА.

Какие приёмы помогают ощутить движение времени?

Без единого глагола поэт передает движение времени, в этом ему помогают указательное местоимение "это" в разных формах, что создает эффект движения природного времени.

9. Рефлексия. Подведение итогов.

-Понравился ли тебе урок?
-Какая форма понравилась больше всего?
-Что вызвало затруднение?
-Доволен ли ты своей работой?
Работу над изучением указательных местоимений мы продолжим на следующем уроке.
Итоги урока. Оценка за работу. Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...