Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Екатерина Азанова С.

Тема: « Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

 

Ознакомление учащихся с условиями выбора букв  -н- и нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок русского языка в 5 классе

Автор- составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Калининская ООШ» Азанова Екатерина Сергеевна

Тема: « Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: урок-исследование.

Цель: ознакомление учащихся с условиями выбора букв  -н- и нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

 

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

 

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

 

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учтелем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Используемая технология: проблемное обучение, ИКТ.

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята! Урок русского языка сегодня у вас проведу я. Меня зовут Маргарита Викторовна. Работать будем в группах. Сейчас каждой группе нужно  выбрать лидера. Лидеры поднимите руки. Все этапы работы будем фиксировать в рабочих листах. Подпишите их.

2. Постановка учебной проблемы.

 - Наш урок пройдёт в форме лингвистического исследования. Предлагаю вам попробовать себя в роли юных лингвистов. Результатом исследования будет таблица, которую мы  заполним на доске и в рабочих листах.)

- Чтобы определить тему исследования, посмотрите видеоролик и обратите внимание на слова, которые произносят ребята.

- Какие слова вызвали у ребят разногласия? Кто из них прав? Как бы вы написали эти слова? Какой частью речи они являются? От какой части речи образованы слова? Сколько Н нужно писать в словах полуденное и обыкновенный? (Записать на доске)

- Можете ли объяснить? Почему?

- Достаточно ли у вас знаний для этого?

- Какой возникает вопрос?

- Предположите, какова тема исследования?

- «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». (Слайд №2)

- Запишите тему исследования в рабочих листах.

 - Зная тему, сформулируйте цель и задачи исследования. Используйте для этого опорные слова на слайде.

Цель: изучение…

Задачи:

Выяснить… (Слайд №3)

Научиться…

Выучить…

  1. Открытие новых знаний. Решение проблемы. Работа в группах. (Слайд 4)

- Как вы думаете, от чего может зависеть написание Н и НН в суффиксах прилагательных?

- Какие есть гипотезы, то есть предположения? (Ответы детей)

Наводящие вопросы!

- В какой морфеме находится орфограмма? (В суффиксе)

- От какой части речи образованы слова? Каким способом? (Суффиксальным)

- Как вы думаете, может ли правописание Н и НН в суффиксах прилагательных зависеть от самого суффикса? (Да-нет)

- Для того чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы, предлагаю провести лингвистическое исследование.

- Приступим к исследованию. Обратите внимание, у вас на столах лежат файлы с материалом для работы. Возьмите розовый лист. На нем находится исследовательское задание. Вам предстоит исследовать языковой материал, выяснить, когда в именах прилагательных пишется Н, а когда НН, и свой вывод занести в таблицу. (Прикрепляю карточки с Н и НН).

1 группа исследует имена прилагательные с суффиксами -ан-ян.

2 группа исследует имена прилагательные с суффиксом – ин.

3 группа – имена прилагательные с суффиксом – онн-енн.

4 группа исследует имена прилагательные, образованные при помощи суффикса – н-.

Время на выполнение работы 3 минуты.

- Приступайте к работе. (Включить тихую музыку).

 ( Учитель ходит по группам и разъясняет)

Выступление групп.

Время вышло. Заканчиваем обсуждение в группах.

Выступает 1 группа: лидер группы выходит к доске и отвечает.

- Какие имена прилагательные вы выписали?

- Шерстяной, глиняный, ржаные.

- Какой общий признак?

- Образованы от имён существительных

- Суффиксы –ан-, -ян-, пишется Н.

- Занесите свой вывод в таблицу на доске и в рабочих листах.

- На слове серебряный показать образование данного прилагательного от сущ серебро при помощи суффикса –ЯН. (выделяю основу и суффикс)

Выступает 2 группа.

Какие им. прилагательные выписали?

- Журавлиный, гусиный, соловьиный.

- Какой общий признак?

- Образованы от имён существительных

- Суффикс –ин-, пишется Н.

- Занесите вывод в таблицу и рабочий лист.

(На слове лебединый показываю образование прил от сущ ЛЕБЕДЬ при помощи суф. –ИН. Выделяю основу и суффикс –ИН)

Выступление 3 группы.

- Какие имена прилагательные выписали?

- Торжественный, обеденный, революционный.

- Какой общий признак?

- Образованы от имён существительных

- Суффиксы -онн, -енн, пишется НН.

- Занесем вывод в таблицу и рабочий лист.

- На слове письменный показываем образование от сущ ПИСЬМО при помощи суффикса –ЕНН

Выступление 4 группы.

- Выписали имена прилагательные: осенний, туманное,  длинная.

Общий признак: образованы от существительных с основой на н, пишется НН.

- Важно ли при  написании таких прилагательных обращать внимание на основу слова, от которого они образованы? Почему?

- Занесите вывод в таблицу на доске и в рабочий лист.

- На примере слова ОСЕННИЙ показываем образование прил от сущест ОСЕНЬ с основой на Н при помощи суф Н.

- Сформулируйте вывод исследования.

Вывод: в именах прилагательных, образованных от существительных, Н пишется в суффиксах –ан, -ян, -ин, НН пишутся в суффиксах – онн, енн и с основой на н.

-- Где мы сможем подтвердить правильность нашего суждения?

- В учебнике.

-  Откройте учебник на с.186 и прочитайте правило вслух (Один ученик читает правило написания НН, дополняем таблицу словом – исключением, второй – правило написания Н, дополняем таблицу словами-исключениями).

- Соответствует ли ваш вывод с тем, что написано в учебнике? (нет)

- Чем вы можете дополнить?

- Есть слова исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный (но безветренный).

- Внесём  недостающие сведения в таблицу (Учитель завершает заполнение таблицы, прикрепляет на доску карточку со словами - исключениями).

 

Н

нн

-ан, -ян (серебряный)

-онн, -енн ( письменный)

-ин (лебединый)

С основой на н (туманный)

Слова – исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Ветреный, но безветренный

 

Делается общий вывод по таблице о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных.

- Подтвердились ли выдвинутые гипотезы? (Да - Нет)

- Вернёмся к словам полуденное и обыкновенный и объясним написание Н и НН. (Одна относится к корню, другая – к суффиксу).

  1. Закрепление полученных знаний. Выполнение продуктивных знаний

- Настало время результаты исследования применить на практике.

Задание № 1. «Буквенный диктант» (Слайд №5)

- Выполняем в рабочих листах буквенный диктант.

У вас в одну строку записаны цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишете только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, травяной, муравьиный, торжественный, пустынный, осиный, ветреный, революционный, кожаный, картинный.

Проверь себя. (Слайд №6)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нн

н

н

нн

нн

н

н

нн

н

нн

Самопроверка. Самооценка. - Поставь себе оценку:

"Молодец!" - нет ошибок;

"Подумай!" – 1 ;

"Повтори правило!" - 2,3

Задание №2.

- Прослушайте припев русского романса «Дорогой длинною», авторами которого являются  Борис Фомин (музыка) и Константин Подревский (слова)  и выпишите имена прилагательные с Н или НН. (Слайд №7)

 - Какие имена прилагательные выписали? Назовите.

Длинною, старинной, лунною, семиструнною.

- Сколько Н написали в данных словах? Сверьте с эталоном.

(Дети объясняют, что все имена прилагательные образованы от существительных с основой на Н, поэтому в них пишется НН)

Задание №3. Интерактивная игра "Н и НН в суффиксах прилагательных» (Слайд №8)

-  Наша работа близится к завершению. Проверим, можете ли вы действительно считать себя  юными лингвистами.  Выполните задание на интерактивном тренажёре, который называется «Н и НН в суффиксах прилагательных». Изучим инструкцию: « Прочитай слово, выдели суффикс и назови, сколько букв Н в слове. Щелчок по выбранной ячейке покажет правильность твоего ответа».

- Сейчас по одному участнику от каждой группы приглашаются к ноутбуку. Они будут работать индивидуально. Займите свои места.

- Начинаем. Участвуют по 2 человека от каждой группы.

Молодцы! Вы смело можете называть себя юными лингвистами.

Задание №4. «Преобразование»

На слайде изображения предметов: песок, стекло, лебедь , глина, , трава, картина, бетон.

- Образуйте имена прилагательные от существительных, называющих изображённые предметы. Запишите слова.

 – Обменяйтесь рабочими листами и выполните взаимопроверку.

Задание №5. Мини-тест.

6. Итог урока.

- А теперь вернёмся к цели и задачам исследования (Слайд №10)

  Изучение…

Выяснить…

Научиться…

Выучить …

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Да.

7. Рефлексия.

 Возьмите лист зелёного цвета, подпишите и оцените всю свою работу на уроке в листах самооценки. (Слайд №11)

Лист самооценки

Баллы

Поставьте +

1.Хорошо изучил (а) правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, могу объяснить и привести примеры, составить предложения.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл

2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл

3.Соблюдал (а) культуру общения в группе.

2 балла

Итоговая отметка:

6 баллов – «Отлично»

5 баллов – «Хорошо»

4 балла – «Удовлетворительно»

 

ИТОГО:

 

8. Дифференцированное домашнее задание. (Слайд 12)

  • 1.Выучить правило на с.186. (всем)
  • 2.Составить алгоритм применения изученного правила. (по выбору)
  • 3. На основе изученного материала составить словарный диктант  (10-15 слов) по теме: «Правописание букв -н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных». (по выбору)

-Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке, вы были молодцы,  и на память о нашей сегодняшней встрече хочу вручить вот такие медальки.

Урок окончен. До свидания!

 

 

 

 

Приложение 1

Рабочий лист

ФИ_________________________________________________________________________________

Тема исследования:

 

 

Результат исследования: опорная таблица

 

Н

НН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Буквенный диктант.

Под каждой цифрой записать только Н или НН.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прослушать припев песни и выписать имена прилагательные с Н или НН.

 

 

 

  1. Задание №4. «Преобразование»

На слайде изображения предметов: песок, стекло, лебедь , глина, , трава, картина, бетон.

- Образуйте имена прилагательные от существительных, называющих изображённые предметы. Запишите слова.

 – Обменяйтесь рабочими листами и выполните взаимопроверку.

 

 

 

 

 

  1. Дифференцированное домашнее задание.

Выполнить одно из заданий (по выбору)

  • 1.Выучить правило на с.186. (всем)
  • 2.Составить алгоритм применения изученного правила. (по выбору)
  • 3. На основе изученного материала составить словарный диктант  (10-15 слов) по теме: «Правописание букв –н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных». (по выбору)

Приложение 2

Исследовательское задание (группа 1)

 

  1. Найдите и подчеркните имена прилагательные с суффиксом –ан-ян-, выделите суффикс и сделайте вывод:

какой общий признак у данных прилагательных:

От какой части речи образованы?

Сколько Н пишется в суффиксах –ан-ян?

Вывод занесите в таблицу на доске (прикрепите карточку с суффиксами –ан-ян)

 

Кожаный, голубиный, осенний,  соломенный, серебряный, сезонный, ледяной, клюквенный, шмелиный, экскурсионный, мышиный, туманный.

________________________________________________________________________________________

Исследовательское задание (группа 2)

 

  1. Найдите и подчеркните имена прилагательные с суффиксом –ин-, выделите суффикс и сделайте вывод:

От какой  части речи образованы  данные имена прилагательные, сколько Н пишется в суффиксе –ин? Вывод занесите в таблицу на доске.

(Прикрепите на доску карточку с суффиксом –ин)

 

Кожаный, голубиный, осенний, соломенный, серебряный, сезонный, ледяной, клюквенный, шмелиный, экскурсионный, мышиный, туманный.

 

 

 

 

 

Исследовательское задание (группа 3)

 

  1. Найдите имена прилагательные с суффиксом –онн-енн-, выделите суффикс и сделайте вывод: от какой части речи образованы данные имена прилагательные, сколько Н пишется в суффиксах –онн-енн-?

Вывод занесите в таблицу на доске. (Прикрепите  на доску карточку с суффиксами –онн-енн-)

 

Кожаный, голубиный, осенний, соломенный, серебряный, сезонный, ледяной, клюквенный, шмелиный, экскурсионный, мышиный, туманный.

 

___________________________________________________________________________________

 

 

Исследовательское задание (группа 4)

 

  1. Найдите имена прилагательные с суффиксом –н-, выделите суффикс и сделайте вывод: от какой части речи они образованы, сколько Н пишется в данных прилагательных, следует ли обращать внимание на основу слова? Вывод занесите в таблицу на доске. (Прикрепите на доску карточку с суффиксом –Н-)

 

Кожаный, голубиный, осенний, соломенный, серебряный, сезонный, ледяной, клюквенный, шмелиный, экскурсионный, мышиный, туманный.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...