Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО И ЧТОБЫ
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Баранихина Наталия Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass._konspekt_uroka_obyasneniya_novogo_materiala.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока объяснения нового материала

Тема урока: «Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО И ЧТОБЫ»

Класс:7

Цель: добиться осознанного правописания союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

 - организация деятельности учащихся по изучению правописания союзов зато, тоже, также, чтобы;

 - формирование умений находить союзы и отличать их от других частей речи;

 - умение правильно писать союзы зато, тоже, также, чтобы и омонимичные им сочетания.

Метапредметные:

-  умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);

 -   формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные УУД);

-       смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные УУД).

Личностные:

поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка.

Ход урока

Этапы урока.

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся

1.

Огрмомент

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. Эмоциональное включение в урок.

2

Мотивация и актуализация знаний

На протяжении нескольких уроков мы изучали знания о союзе. Давайте повторим, что мы знаем о союзах.

    Найдите верные утверждения.

1.Союз – самостоятельная часть речи.

2.Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.

3.Союзы не являются членами предложения. К ним нельзя задать вопрос.

4.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

5.По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и

подчинительные.

6.Союзы изменяются по числам.

7.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный.

8.Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО – подчинительные.

        9. Союз ЧТОБЫ – сочинительный.

Рубрика «Это интересно». Выступление учащихся на тему «Происхождение союзов».

        Слово «союз» пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Это слово было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать узы.

           Эту мысль подчёркивает в своём толковом словаре Владимир Даль, говоря, то «Союз – это взаимные узы, связь, скрепка, соединение, смык, сцепление… часть речи, частичка, связующая слова».

            Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и сочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия. Составные союзы появились в языке в 18 веке, и сразу же возникли трудности с их правописанием. 

- Именно об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

- Обратимся к предложениям, записанным на доске:

Корень учения горек, зато плод его сладок.

Не берись за то дело, то тебе не по силам.

- Как вы понимаете смысл первого предложения?

-Чем отличается написание за(то) в этих предложениях?

- Достаточно ли у нас знаний, чтобы объяснить расхождение в написании?

- Чтобы правильно сформулировать тему урока отгадайте слова:

1. Существительное, образованное способом сложения двух слов: правильный и писать(правописание)

2. часть речи, имеющая историческую приставку со-, связывающая предложения и однородные члены (союз)

3. взгляните на карточки, с которыми вы работали: о правописании каких союзов нам пока еще не известно?

Записываем тему: Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО и ЧТОБЫ

Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Самоконтроль и коррекция.

Выступление докладчиков.

Слушание и адекватное понимание текста.

Вступают в диалог с учителем, выявляют противоречие и проговаривают его.

Отгадывают слова.

Формулируют тему урока.

3

Целеполагание

- Как бы вы сформулировали цели нашего урока?

 - Над чем мы будем сегодня работать?

Знать…

Уметь…

Формулируют цели своей учебной деятельности.

4

Изучение нового материала

- Обратимся снова к 2 примерам предложений. Запишем их.

 - Откройте учебник «Практика» на стр.134 и найдите схему «Отсутствие пробела в союзах»

- Найдите, каким союзом можно заменить союз зато (но)

- В каком предложении можно произвести эту замену?

Вывод: в первом предложении зато- союз. Он пишется слитно, его можно заменить союзом но.

- В начале урока мы выяснили, что к союзу нельзя задать вопрос. Во 2 предложении за пишется раздельно. По правилу правописания какая это часть речи? Попробуем задать вопрос к слову то.(Какое?)

- Можно ли переставить это слово?

-Можно ли заменить его другой частью речи?

Вывод: К омонимичным частям речи можно задать вопрос, переместить их на другое место. Определить синтаксическую роль.

Работа с таблицей.

 У вас на столах лежат таблицы без названия колонок. Прочитайте содержание первой колонки. Второй.

- Какую из них вы назвали бы «Союз»? Запишем названия: союз, омонимичные словосочетания.

Запись предложений.

Анализ материала схемы учебника.

Сравнение примеров. Лингвистические наблюдения. Аргументация и формулировка собственного мнения.

Работа с таблицей.

5

физминутка

Гимнастика для глаз

6

Первичное закрепление материала.

  1. Работа с упр. 353

Потренируемся в умении применять новые знания для определения частей речи.

Опираясь на материал таблицы, определите какая часть речи употребляется в предложениях 1и 2 в двух столбиках.

Сделаем вывод:  данные союзы пишутся слитно.

Какой математический знак пропущен?

Выведем формулу: также, тоже = и; зато= но; чтобы= для того чтобы

  1.  Самостоятельная работа с упр. 354

Задание по вариантам:

Выпишите 1предложение, в котором выражения пишутся раздельно

                                    1В                                                   2В

                    То_же                                                       за_то

Проверка+ объяснение

  1. Придумайте продолжение предложения:

Что(бы)хорошо учиться…

  • Постройте схему данного предложения

 Сравнительный анализ предложений. Формулировка и аргументация вывода.

Формирование умений самостоятельно определять правописание слов. Самоконтроль и коррекция. Орфографический анализ.

Составление и анализ предложения

7

             А сейчас  я предлагаю вам самостоятельно применить и проверить новые знания по теме. У каждого из вас на столе лист с тестовыми заданиями. Ознакомьтесь с ним.

         Запишите своё имя и обведите букву правильного ответа. Готовы? Начали.

Тестирование

   1. Чт         1.Что(бы)не простудиться, надо одеваться по погоде.

                             а) раздельно

                             б) слитно

                      2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

                             а) раздельно

                             б) слитно

                      3. Мы то(же) собирали грибы.

                             а) раздельно

                             б) слитно

                       4. Я так(же), как все мальчишки, любил озорничать.

                            а) раздельно

                            б) слитно

                       5. Горька работа, за(то) хлеб сладок.

                             а) раздельно

                             б) слитно

вваа                          

                            Самоконтроль.

           

1-б,  2- а, 3 – б, 4- а, 5 – б.

-Кто справился без ошибок?

-У кого 1 ошибка?

-Какое задание было трудным?

0 - «5»

1 - «4»

2 – «3»

3 -   ---

1. Что(

Выполнение тестовых задач. Самопроверка.

8.

Рефлексия

- Вспомните, какие цели мы ставили?

Что нового мы узнали на уроке? Чему научились?

Кто лучше всех работал на уроке?

Кто испытал трудности на уроке?

Посмотрите на записи в тетради и поставьте знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения.

Оцените свой уровень

Уровни оценивания своих знаний и умений

1. Я во всём разобрался!

2. Кое в чём мне ещё нужно разобраться…

3. Мне до сих пор трудно понять тему.

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

9.

Домашнее задание (вариативное)

  • $150; упр. 356;
  • Составьте памятку для учащихся на тему : «Чтобы хорошо учиться», использую союзы по новой теме

Отбор языковых средств и создание текста в соответствии с коммуникативной задачей

Приложения

Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

Можно переместить часть на другое место или убрать

Нельзя поставить вопрос.

Можно поставить вопрос.

Не является членом предложения.

 Является членом предложения.

Играет связующую роль.

Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).

Заменяем  союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но.

Тестирование

Фамилия, имя________________________

   1.          1.Что(бы)не простудиться, надо одеваться по погоде.

                             а) раздельно

                             б) слитно

                      2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

                             а) раздельно

                             б) слитно

                      3. Мы то(же) собирали грибы.

                             а) раздельно

                             б) слитно

                       4. Я так(же), как все мальчишки, любил озорничать.

                            а) раздельно

                            б) слитно

                       5. Горька работа, за(то) хлеб сладок.

                             а) раздельно

                             б) слитно                                        Оценка:____________________

Оцените свои знания и умения:

1. Я во всём разобрался!

2. Кое в чём мне ещё нужно разобраться…

                  3. Мне до сих пор трудно понять тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест. Союз. 7 класс. "Слитное и раздельное написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО"

10 вопросов с выбором ответа, проверяющих умение отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ от омонимичных им честей речи....

Написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Презентация для урока русского языка в 7 классе "Написание союзов и омонимичных им частей речи". Задания даны по учебнику М. Т. Баранова....

Конспект урока « Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато». 7 класс.

Разработка урока русского языка по теме « Слитное написание  союзов тоже, также,  зато, чтобы»  предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы. ...

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Система уроков по теме «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, зато, чтобы»

Уметь отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; формировать у учащихся навыки слитного написания данных союзов, умение произносить да...