Открытый урок по теме "Виды сказуемых"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Меньшикова Дарья Алексеевна

Данный урок был разработан и проведен в рамках городского конкурса "Учитель года". 

Класс: 8 класс

Предмет: Русский язык

Тема урока: Повторение по теме «Главные члены предложения. Типы сказуемых»

Тип урока: Урок повторения

Цели урока:

Познавательная:  Обобщение знаний о простом предложении, грамматической  основе предложения, формирование умений находить сказуемое, закрепление умения определять типы сказуемых.

Развивающая:  Развитие устной речи учащихся.

Воспитывающая: Воспитание чувства патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vidy_skazuemyh.docx22.6 КБ
Файл vidy_skazuemyh.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Меньшикова Дарья Алексеевна

Дата проведения: 3 декабря 2019 года

Класс: 8 класс

Предмет: Русский язык

Тема урока: Повторение по теме «Главные члены предложения. Типы сказуемых»

Тип урока: Урок повторения

Цели урока:

Познавательная:  Обобщение знаний о простом предложении, грамматической  основе предложения, формирование умений находить сказуемое, закрепление умения определять типы сказуемых.

Развивающая:  Развитие устной речи учащихся.

Воспитывающая: Воспитание чувства патриотизма

Краткое описание урока

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

3. Постановка целей урока.

4. Фронтальный опрос-повторение, закрепление пройденного,  составление кластера.

5. Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала.

6. Творческая работа на развитие связной речи.

7. Итог урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята и члены жюри! Я рада видеть вас! Меня зовут Меньшикова Дарья Алексеевна, я учитель русского языка и литературы школы № 18. Сегодня мы вместе будем работать.

 Учитель: Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?

Ученики: Настроение должно быть хорошим, деловым.

Учитель: Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение.

Я приготовила для вас рабочие листы. Подпишите их. Запишите число, классная работа.

Третье декабря. Классная работа.   ДОСКА

Чтобы самостоятельно сформулировать тему урока и цели, ответьте на следующие вопросы.

Правильный ответ прошу записывать в тетрадь, каждое слово в отдельную строчку.

1. Человек, любящий свою родину.     ПАТРИОТ

2. Родная страна, родственное слову «отец».       ОТЕЧЕСТВО

3. Неизменность в чувствах, отношениях, преданность, созвучное слову «вера».  ВЕРНОСТЬ

4. Друг, союзник.                 ТОВАРИЩ

5. Храбрость, бесстрашие, доблесть.     ОТВАГА

6. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является. РОДИНА

7. Взаимосвязь определенных явлений, процессов, родственное слову «единица».      ЕДИНСТВО

8. Историческая общность людей, проживающих на территории одной страны. Синоним слову «нация».     НАРОД

9. Система взглядов и идей. Схожее со слово «идеал». ИДЕОЛОГИЯ

10. Часть территории нашей страны находится в Азии, а другая часть?  ЕВРОПА

Эти слова нам помогут при выполнении творческого  задания в конце урока.

А теперь прочитайте первые буквы слов. Что получилось?

Ученики: Повторение

Учитель: Правильно! А теперь вспомните, что вы изучали на прошлых уроках?

Сформулируйте тему урока.

Ученики: Изучали виды сказуемых

Учитель: Догадайтесь, какова тема нашего урока (обратитесь к записанным словам)

Ученики: Повторение видов сказуемых.

Учитель: Молодцы!

Запишем тему урока «Виды сказуемых. Повторение»     ДОСКА

Учитель: Напомните, что называют «Сказуемым»?

Ученики: Сказуемое – самостоятельный член предложения, может быть выражен разными частями речи: глаголом, существительным, прилагательным, словом категории состояния, числительным.

Учитель: Что вы знаете о видах сказуемых? Ответим на этот вопрос, собрав кластер. Перед вами яркие детали: ствол дерева и листья.  Догадались, что мы будем делать?

Ученики: Украшать дерево листочками.

Учитель: Обратите внимание, что ствол дерева – сказуемое, ветви – виды сказуемого, а листочки – состав каждого вида сказуемого.

Это называется кластер. Положите ствол дерева на средину стола, помогайте друг другу, работая в паре. Пару, которая справится быстрее всех,  я попрошу выйти продемонстрировать результат своей работы.  

Время 2 минуты

2 ученика выходят к доске, прикрепляют листочки, комментируют.

 Простое глагольное сказуемое

1 листок: Лексическое значение и грамматическое в одном глаголе

2 листок: Форма настоящего и прошедшего времени глагола изъявительного наклонения, также форма будущего времени с частицами буду, будем, будут

3 листок: Форма условного наклонения с частицей бы, повелительное наклонение с частицами пусть, пускай, давай (те), да.

Составное глагольное сказуемое:

1 листок: Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола.

2 листок: Вспомогательные глаголы: хотеть, мочь, начать, закончить, прекратить, продолжить, стать и др. + Н.Ф. глагола

3 листок: Сказуемое выражено краткими прил., наречиями и словами категории состояния: должен, рад, обязан, готов, надо, можно, нельзя  + Н.Ф. глагола.

Составное именное сказуемое:

1 листок: Глаголы-связки: стать, становиться, являться, считаться, называться + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие,  числительное.

2 листок: Быть (глагол-связка) + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие,  числительное.

3 листок: Отсутствие нулевой связки + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие,  числительное.

Учитель: Молодцы! Проходите на свои места. Продолжаем работу. Перед вами текст. Прочитаем его.

Ученик: Патриотизм – это служение своей Родине. К патриотизму нельзя призывать, его можно только воспитывать. Любовь к Родине зарождается в семье. Сменяющие друг друга поколения должны быть воспитаны искренне любящими свою Отчизну.

Учитель: Назовите тему текста.

Ученик: Патриотизм.

Учитель: Какова идея текста?

Ученики: Патриотизм передаются из поколения в поколение.

Учитель: Найдите грамматические основы, выпишите, определите тип сказуемого. Это умение  вам поможет выполнить задание номер 2 на ОГЭ.

  5 минут на выполнение.

Итак, проверим. Называем грамматическую основу, вид сказуемого и его состав.

Учитель спрашивает одного учащегося: Патриотизм служение (СИС, состоит из имени существительного и нулевой связки). Нельзя призывать (Составное глагольное сказуемое, состоит из слова категории состояния и глагола в неопределенной форме). Можно воспитывать (Составное глагольное сказуемое, состоит из слова категории состояния и глагола в неопределенной форме). Любовь зарождается (простое глагольное сказуемое, состоит из глагола настоящего времени изъявительного наклонения).

Поколения должны быть воспитаны (Составное именное сказуемое, состоит из краткого прилагательного, глагольной связки и краткого причастия).

Учитель: Молодцы! Оцените себя по следующим критериям.

Критерии оценивания:

1 ошибка – 4

2-4 ошибки – 3

5 и более –

Учитель: Запишем высказывания великих людей и определим тип сказуемых.

1 ученик у доски: Неуважение к предкам есть признак дикости и безнравственности (А.С. Пушкин)

Комментарий: Неуважение – слитно, существительное, можно подобрать синоним – грубость.

Безнравственности – корень нравствен.

Подлежащее – НЕУВАЖЕНИЕ

Сказуемое – есть признак дикости и безнравственности. Выражено глагольной связкой ЕСТЬ + именная часть, выраженная словосочетанием.

ОЦЕНКА

2 ученик: Рану, нанесенную Родине, каждый из нас будет ощущать в глубине своего сердца. (Виктор Гюго)

Чем осложнено предложение? Осложнено причастным оборотом. Подлежащее КАЖДЫЙ ИЗ НАС – выражено словосочетанием.

Сказуемое БУДЕТ ОЩУЩАТЬ – простое глагольное, выражено глаголом изъявительного наклонения будущего времени с частицей БУДЕТ

ОЦЕНКА

- Учитель: Молодцы! Мы продолжаем готовиться к экзамену, а именно развиваем умение размышлять. Выполним творческое задание

Прошу вас поработать в группе.

Задание: воспользуйтесь разными видами сказуемых и составьте 3 связных предложения на определенную тему со словами, которые мы записали в начале урока.

Формируем группы по рядам.

1 группа 1 ряд: Кого можно считать патриотом?

2 группа 2 ряд: Что такое родина для вас?

3 группа 3 ряд: Должен ли человек быть верен своей родине?

Учитель: Проверим творческую работу. А как вы употребили в своих текстах разные виды сказуемых, я проверю сама.

Лидеры групп читают по 1 тексту.

Учитель: Вы все молодцы! Что мы сегодня повторяли на уроке?

Ученики: Виды сказуемых.

Учитель: Где мы применим полученные знания?

Ученики: Эти знания нам нужны при выполнении экзаменационной работы.

Учитель: Какое нравственное чувство мы воспитывали в себе?

Ученики: Чувство патриотизма.

Ребята, спасибо за урок! Вы очень хорошо работали!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочий лист Фамилия Имя Класс

Слайд 2

Задание 1. Определить по значению слова, записать в столбик

Слайд 3

П А ТР И ОТ

Слайд 4

О ТЕЧ Е СТВ О

Слайд 5

ВЕРН О СТЬ

Слайд 6

Т О ВАРИ Щ

Слайд 7

О ТВАГА

Слайд 8

Р О Д И НА

Слайд 9

Е ДИНСТВ О

Слайд 10

НАРО Д

Слайд 11

ИД ЕО ЛОГИЯ

Слайд 12

Е ВРАЗИЯ

Слайд 13

П АТРИОТ О ТЕЧЕСТВО В ЕРНОСТЬ Т ОВАРИЩ О ТВАГА Р ОДИНА Е ДИНСТВО Н АРОД И ДЕОЛОГИЯ Е ВРАЗИЯ

Слайд 14

Тема урока «Виды сказуемых. Повторение ».

Слайд 15

Сказуемое – самостоятельный член предложения, обозначает действие или состояние предметов, лиц, действий, которыми выражено подлежащее. Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает, что сделает, что будет делать предмет или лицо, каков он, что он такое и др. Сказуемое может быть выражено разными частями речи: глаголом, существительным, прилагательным, словом категории состояния, числительным.

Слайд 16

Простое глагольное сказуемое Лексическое значение и грамматическое в одном глаголе Форма настоящего и прошедшего времени глагола изъявительного наклонения, также форма будущего времени с частицами буду, будем, будут Форма условного наклонения с частицей бы, повелительное наклонение с частицами пусть, пускай, давай (те), да.

Слайд 17

Составное глагольное сказуемое: Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола. Вспомогательные глаголы: хотеть, мочь, начать, закончить, прекратить, продолжить, стать и др. + Н.Ф. глагола Сказуемое выражено краткими прил., наречиями и словами категории состояния: должен, рад, обязан, готов, надо, можно, нельзя + Н.Ф. глагола .

Слайд 18

Составное именное сказуемое : Глаголы-связки: стать, становиться, являться, считаться, называться + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие, числительное. Быть (глагол-связка) + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие, числительное. Отсутствие нулевой связки + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие, числительное.

Слайд 19

Задание 3. Определите тему, основную мысль. Выпишите грамматические основы, определите вид сказуемых. № Грамматическая основа Тип сказуемого +/- 1 2 3 4

Слайд 20

Образец: Патриотизм - служение (СИС). Н ельзя призывать (СГС), можно воспитывать (СГС). Любовь зарождается (ПГС). П околения должны быть воспитаны (СИС). Критерии оценивания: 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2-3 ошибки – 3 4 и более – 2

Слайд 21

Задание 4. Запишите высказывания великих людей, выделите грамматические основы, определите вид сказуемого.

Слайд 22

Неуважение к предкам есть признак дикости и безнравственности. Александр Сергеевич Пушкин, русский поэт, писатель, сказочник

Слайд 23

Рану , нанесенную Родине, каждый из нас будет ощущать в глубине своего сердца. Виктор Гюго, французский писатель

Слайд 24

Задание 5. Воспользуйтесь разными видами сказуемых и составьте 3 связных предложения на определенную тему со словами, которые мы записали в начале урока. ТЕМА__________________________

Слайд 25

1 группа: Кого можно считать патриотом? 2 группа: Что такое родина? 3 группа: Должен ли человек быть верен своей родине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...

План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого"

План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого"....

Открытый урок татарского языка в 7 классе на тему" Тире между подлежащим и сказуемым"

В данном материале даётся презентация урока татарского языка с использованием сингапурской структуры. Тип урока- изучение нового материала. Предлагаются также тестовые задания для проверки полученных ...

Открытый урок "Тире между подлежащим и сказуемым 9 класс"

Урок  русского языка в 9 классе«Тире между подлежащим и сказуемым»АвторПлохова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературыМОУ Арефинская СОШ(заочная экскурсия в музей «Царскосельский...

Открытый урок по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данная разработка урока поможет углубить знания восьмиклассников о постановке тире в простом предложении...