конспекты уроков по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ирина Ивановна Севостьянова

Конспект уроков по русскому языку по теме "Имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Имя существительное (6 класс)

Урок 1. Актуализация знаний и умений.

Тема: Повторение изученного об имени существительном  в 5 классе

Цели:  повторить ранее изученный материал  по теме «Имя существительное»; развивать навыки работы с текстом, повторить орфографические и орфоэпические правила

Планируемые результаты: предметные - знание морфологических признаков имени существительного, умение определять падеж имени существительного, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления, метапредметные -  развить умение анализировать,  личностные – уметь обсуждать проблемный вопрос

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Постановка цели урока

- Начинаем изучение самой большой темы русского языка в 6 классе – «Морфология и орфография».

- Что изучает морфология?

- Какие самостоятельные части речи вы знаете?

-о какой части речи идет речь: называет предметы и явления, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

- что вы уже знаете об имени существительном?

- какие задачи поставим сегодня на уроке?

3. Актуализация знаний с целью освоения новой темы

1.) Беседа

-Что называется именем существительным

-Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?

-Как изменяется имя существительное?

-Какова синтаксическая роль имени существительного?

4. Работа с учебником упр.242 чтение, обсуждение вопросов, коллективное выполнение заданий.

Выяснить: одушевленные существительные (ученик, дети, Анна Васильевна), неодушевленные существительные (именем, часть, речи, книга и т.д.)

Существительные, обозначающие действие как предмет (бег, труд, умывание)

Существительные, обозначающие признак как предмет (белизна, красота,доброта)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

1.) работа по учебнику упр. 243,245,246

2.) словарно-орфоэпическая работа: прочитать слова в рамке, записать в словарик, составить словосочетания с этими словами

3.) занимательная лингвистика ( рассказ учителя)

Интересна история сова СЛАНЦЫ (в значении шлёпанцы).  Сланец – это горная порода, отличающаяся слоистым строением, способностью расслаиваться. В Ленинградской области открыли месторождение сланца, построили там город, который так и назвали Сланцы. В этом городе был завод, который выпускал резиновые шлёпанцы, а на их подошве писали место производства – Сланцы. Так и вошло это слово в словарь людей как сланцы –  шлёпанцы.

6. Обобщение и систематизация знаний:

- Что изучает морфология?

- Что вы можете сказать о переходе собственных имен существительных в нарицательные?

7. Домашнее задание

Учебник &44 упр.247

8. Рефлексия, подведение итогов.

Урок 2 Актуализация знаний и умений

Тема: Повторение изученного об имени существительном  в 5 классе

Цели: повторить ранее изученный материал  по теме «Имя существительное»развивать навыки работы с текстом, повторить орфографические и орфоэпические правила, повторить морфологические признаки имени существительного

Планируемые результаты: предметные - знание морфологических признаков имени существительного, умение определять падеж имени существительного, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления, метапредметные -  развить умение анализировать, личностные – уметь обсуждать проблемный вопрос

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (упражнение проверить по цепочке, разборы – на доске)
  3. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим говорить про имя существительное. Как вы думаете, какие задачи нам надо будет сегодня решить? На доске таблица с падежами, склонениями и другими морфологическими признаками имени существительного.

  1. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.

1.)Работа по учебнику упр.248-коллективное выполнение с комментированием

2.)Упр.249 самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

3.)Упр.250 комментированное заполнение таблицы

4.)упр.252 устное выполнение

5. Объяснительный диктант с грамматическим заданием (обозначить главные и зависимые  слова в словосочетаниях)

Ночная тишь, запечатать сургучом, с первым лучом, пробили полночь, помощь товарища, волшебный меч, решение задач, посеяли рожь, с тучных пастбищ, с экипажем корабля, уколоться спицей, с черной курицей, налог на роскошь.

  1. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитать слова в рамках, записать в словарик, поставить ударения. Составить словосочетания с этими словами. Записать слово троллейбус. Составить с этим словом предложение

  1. Обобщение и систематизация знаний

- в чем особенность склонения имен  существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ?

- от чего зависит написание мягкого знака после шипящих на конце существительных?

-от чего зависит выбор О или Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных?

       8. Домашнее задание: &44 упр.251,253

       9. Рефлексия, подведение итогов

Урок 3. Урок усвоения новых знаний

Тема: Разносклоняемые имена существительные

Цели:  узнать  особенности разносклоняемых имен существительных; развивать орфографические навыки

Планируемые результаты: предметные – знание особенностей разносклоняемых существительных; умение правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, объяснять языковые явления; метапредметные - развитие мотивации к аналитической деятельности; личностные: стремиться к грамотной речи

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашней работы: фронтальный опрос по выполнению домашнего упражнения
  3. Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности:

- Известно три склонения имени существительного. Как изменяются существительные каждого склонения?

- Какие существительные склоняются особо? Назовите.

- Давайте просклоняем существительные время, знамя, имя. Что заметили?

- Чем похожи эти существительные?

- Итак, какие же задачи у нас сегодня на уроке?

  1. Первичное усвоение новых знаний

В русском языке есть 11 существительных, которые склоняются особым образом. Это 10 существительных женского рода, оканчивающиеся на - МЯ и существительное мужского рода ПУТЬ. Эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание И, как существительные 3 склонения. А в творительном падеже – окончание ЕМ – ЁМ как существительные 2 склонения. В родительном, детальном, творительном, предложном падежах  единственного числа и во всех падежах множественного  числа у существительных на -мя появляется суффикс –ен (-ён) имени – именем – имён – именами – (в) именах.  

  1. Работа по учебнику. Чтение правила и теоретического материала.
  2. Предупреждение речевых ошибок

Попробуем образовать форму множественного числа слов  БРЕМЯ, ВЫМЯ, ПЛАМЯ, ТЕМЯ.  Такой формы нет.

Правильно ли сказать «Сколько время?»

Как правильно сказать?

  1. Первичная проверка понимания материала. Работа по учебнику упр. 254 – комментированное заполнение таблицы, 255 – самостоятельное выполнение, 256 -  устное выполнение, упр. 257 – самостоятельное выполнение.
  2. Первичное закрепление. Объяснительный диктант. 1) «Сказку о потерянном времени» написал Евгений Шварц. 2) Послушай, Ибрагим, ты человек одинокий, без роду  и племени. А.С.Пушкин 3) От худого семени не жди хорошего племени. (пословица) 4) Ответственность за судьбы других людей лежала тяжким бременем на плечах командира. 5) Именем Тарабарского короля – арестуйте вора и негодяя (А.Н.Толстой) 6) В ноябрьской темени тускло светили фонари.
  3. Словарная работа. Запишите в словарики слово ВЕСТИБЮЛЬ, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, найдите в словаре значение слова, составьте предложение с этим словом.
  4. Обобщение и систематизация знаний. Какие существительные называются разносклоняемыми? Почему они так называются?
  5. Домашнее задание: упр.258 &45. Для сильных учащихся: придумать стихотворение или небольшой рассказ, куда вошли бы все 11 разносклоняемых существительных.
  6. Рефлексия. Итоги

Урок 4. Урок усвоения новых знаний

Тема: Буква Е в суффиксе –ЕН - существительных на –МЯ

Цели: закрепить правило написания буквы Е в суффиксе –ЕН- разносклоняемых существительных; развивать творческие способности, орфографические навыки.

Планируемые результаты: предметные - владение навыками монологической речи; умения делать сообщения на заданную тему, объяснять языковые явления, метапредметные -  развитие мотивации и исследовательской деятельности, личные – умение  работать самостоятельно.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Чтение и анализ творческих работ учащихся.

Вывести на экран стихотворение Н.Егорова:

Тучи вымя набухло грозой.

Катится красное колесо.

Трудное время – тяжкое бремя.

Как твое имя, новое племя?

Помни его, не забудь.

В землю – семя, шапку на темя,

Ногу в стремя, выше знамя!

Сквозь пламя – в путь!

  1. Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности

- какие существительные называются разносклоняемыми?

-как склоняются такие существительные?

-какой суффикс появляется при склонении разносклоняемых существительных?

-над чем нам сегодня надо поработать?

(над правописанием суффиксов в разносклоняемых существительных)

  1. Актуализация знаний  

Работа по учебнику. Чтение правил стр.138

  1. Первичная проверка понимания. Объяснительный диктант

1)Изобретение стремени в  IVвеке новой эры кочевниками получило быстрое распространение по всему миру. 2)В Бремене открылся фестиваль «Бременские музыканты». 3)Компьютерная игра «Под знаменем короля-чародея» пользуется популярностью. 4)В пути не смолкает, вдаль увлекает; сам не шагает, шагать помогает (пословица) 5)Новость оглушила его как обухом по темени. 6)Уголь жаром горит, без пламени.

Грамматические задание: подчеркнуть и объяснить орфограммы.

  1. Первичное закрепление

Работа по учебнику упр.260 – выполнение коллективное

Упр.259 – комментированное письмо

Словарная работа. Прочитать выражения в рамке на стр.138, занести в словарик, запомнить. Работа по учебнику упр.261 – чтение текста, подготовка к уроку развития речи, комментированное письмо.

- какую орфограмму мы сегодня изучили?

- каких ошибок нельзя допускать с этой орфограммой?

      7.  Домашнее задание

&46 упр.262,263 Опережающее задание сильным ученикам: приготовить сообщение о своем имени.

  1. Рефлексия. Итоги

Урок 5. Урок усвоения новых знаний

Тема: Русские имена

Цели: развивать исследовательские навыки, прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: предметные - владение навыками монологической речи, объяснять языковые явления; метапредметные – уметь делать сообщения на заданные цели, развивать мотивацию к исследовательской деятельности; личностные – доводить работу до конца

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- расскажите  о разносклоняемых существительных

      3.   Постановка целей:

Мы редко задумываемся, что означают наши имена. Они идут с нами по жизни. Но имя –это не просто набор звуков, каждое имя имеет свое значение, каждое имя имеет свою историю. Так о чем мы с вами на уроке будем говорить?

      4.  Актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний

Слово учителя:

-  Есть ли среди вас те, кого назвали в честь кого-либо?

- Послушаем ребят, которые приготовили сообщения о своем имени (реализация опережающего задания)

Истории некоторых имен, особенности современных имен.(презентация)

  1. Первичное закрепление. Обобщение  

- интересно ли вам было узнать о значении имен?

- узнайте о значении имен ваших близких и расскажите им об этом.

      6. Домашнее задание:

 & 45, 46, упр.264 (подготовка к свободному диктанту)

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Урок 6. Урок усвоения новых знаний

Тема: Несклоняемые имена существительные

Цели: познакомить с группами несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.

Планируемые результаты: предметные – знание групп несклоняемых существительных; уметь правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; метапредметные – развитие мотивации к аналитической деятельности; личностные – способность к саморазвитию

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- свободный диктант упр.264

      3.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- прочитайте словосочетания: купили пальто, пот цвет пальто, пришить к пальто, подходим к метро, ехать в метро, гордимся московским метро (на доске)

- что вы заметили?

- как можно назвать такие существительные?

- приведите свои примеры несклоняемых существительных.

- какие задачи поставим сегодня на уроке?

      4.  Актуализация знаний.

- мы с вами уже знакомились с группой несклоняемых слов – это аббревиатуры, сложносокращенные слова.

- вспомните, что такое аббревиатуры. Приведите примеры

      5.  Первичное усвоение новых знаний.

- не все сложносокращенные слова не изменяются. Некоторые, оканчивающиеся на согласный, изменяются.

-  есть еще группы слов, которые не склоняются. Это иена собственные. Опять же не все, а только фамилии, оканчивающиеся на –О, -ЫХ(ИХ), -АГО(ЯГО), -ОВО. (Саенко, Быстрых, Хитрово) и женские фамилии, оканчивающиеся на согласный (книги Александры Бруштейн);

- не склоняются иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола (мадам, мисс, фрау, пани и др.);

- основная группа несклоняемых существительных составляют слова иноязычного происхождения  - собственные и нарицательные имена существительные на –О -Е –У –Ю –И –А  ( Сочи, Миссури, какао, кофе, какаду, колибри, Барто, Кеннеди,)

      6.  Первичное закрепление

Работа по учебнику: упр.266 – письменное выполнение на доске и в тетрадях упр.267 – комментированное письмо

  1.  Обобщение

- какие имена существительные относятся к несклоняемым?

- в чем особенность несклоняемых существительных?

  1. Домашнее задание

&47 упр.271

  1. Итоги урока

Урок 7. Комплексное применение знаний и умений

Тема: Несклоняемые имена существительные

Цели: закрепить знания о группах несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.

Планируемые результаты: предметные – знание групп несклоняемых существительных; уметь правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; метапредметные – развитие мотивации к аналитической деятельности; личностные – способность к саморазвитию

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

- упр. 271 – проверка по цепочке, запись словосочетаний с несклоняемыми существительными на доске.

      3.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- на доске вы видите группы существительных. По какому признаку они сгруппированы?

- как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься и какие задачи решать?

      4. Первичное закрепление.

Практическое задание.

- составьте словосочетания с зависимыми словами, выраженными несклоняемыми существительными, укажите падеж этих существительных. (проверка)

Работа по учебнику 

- упр.268 – самостоятельное выполнение, краткая беседа по тексту.

- упр.269 – комментированное письмо.

Анализ свободного диктанта, применение знаний ,исправление ошибок.

Словарно-орфоэпическая работа

- прочитайте слова в рамке, запишите их в словарик, поставьте ударение, запомните произношение, составьте словосочетания.

        5. Обобщение.

- как можно определить падеж несклоняемых имен существительных

- в чем различие в склонении мужских и женских иноязычных имен и фамилий, оканчивающихся на согласный.

        6. Домашнее задание: &47, упр.270

        7. Рефлексия

Урок 8  Урок усвоения новых знаний

Тема: Род несклоняемых имен существительных

Цели: учить определять род несклоняемых имен существительных, ; познакомить с грамматическими особенностями несклоняемых существительных; развивать навыки грамотной речи. 

Планируемые результаты: предметные – умение определять род несклоняемых имен существительных, правильно произносить несклоняемые существительные метапредметные – развивать навыки грамотной речи; личностные – способность к саморазвитию

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Упр.270 – чтение по цепочке

  1.   Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- поставьте собственные имена существительные в нужную форму.

Стихи (Агния Барто, Самуил Маршак), в пьесах (Евгений Шварц), передача о (Юрий Коваль) и его творчестве, о (Юлий Ким) и его песнях,  сказка французской писательницы (Жорж Санд), рассказы (Луиджи Пиранделло), повести (Джанни Родари),  роли (Алиса Фрейндлих), песни в исполнении (София Ротару), группа (Петр Налич).

- определите род собственных имен существительных.

- а как определить род слов ЭСКИМО, ЖЮРИ, ПОНИ?

- что  мы сегодня должны выяснить на уроке?

           4. Первичное усвоение новых знаний.

Эти существительные иноязычного происхождения. Определить их род можно, только зная одушевленные они или нет. Неодушевленные существительные относятся в основном к среднему роду (кино, пальто, кимоно и т.д.). Но есть слова, которые относятся к мужскому роду по видовой принадлежность (доллар, франк, фунт, пенальти, бри, сулугуни, кофе,  и т.д.)  к женскому роду относятся  слова авеню, кольраби, салями, к среднему суши, рагу буше.  Род топонимов, т.е. слов, обозначающиех географические понятия, определяются по видовой принадлежности.

Работа по учебнику

- чтение теоретического материала параграфа

           5. Первичное закрепление

Работа по учебнику

Упр.272 – коллективное выполнение с комментированием

Упр.274 – самостоятельное выполнение, работа с географической картой

Упр.275 – коллективное выполнение  комментированием

Словарно-орфоэпическая работа

- прочитайте слова в рамке на стр.143, запишите их в словарик, поставьте ударение, запомните произношение. Составьте предложения с этими словами

           6. Обобщение.

- как определить род несклоняемых существительных иноязычного происхождения?

- как определить род несклоняемый собственных имен существительных – географических названий?

- каковы особенности определения рода у сложносокращенны слов, образованных из начальных букв?

           7. Домашнее задание:

&48, упр.273, 276. Принести географический атлас на урок.

Урок 9.  Урок усвоения новых знаний

Тема: Имена существительные общего рода

Цели: дать понятие о существительных общего рода; показать грамматические связи таких существительных; развивать навыки грамотной речи.

Планируемые результаты: предметные – знание сферы употребления существительного общего рода; умение распознавать существительные общего рода, грамматически правильно строить предложения с сущствительными общего рода, объяснять языковые явления метапредметные -  развитие мотивации аналитической деятельности;   личностные – способность к саморазвитию

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Упр.273 – чтение по цепочке с показом объектов на географической карте.

Упр.276 – обсуждение, чтение работ

  1.   Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- вы сегодня хорошо подготовились. Отвечал Артем – он молодец, отвечала Настя – она тоже молодец. Какого рода слово молодец?

- приводите примеры таких слов

- о чем мы сегодня на уроке будем говорить? Сформулируйте цель урока.

     4. Первичное усвоение новых знаний.

- Подобные слова, обозначающие качества людей относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные общего рода. Чаще такие слова больше употребляются в разговорной речи.

- есть имена существительные, обозначающие лиц по профессии, по должности, по роду занятий (врач, доцент, археолог и т.д.) род таких существительных мы можем указать только глаголом прошедшего времени. (Опытный экскурсовод Светлана провела интересную экскурсию).

Работа по учебнику.

- чтение теоретического материала в параграфе 49.

       4. Первоначальное закрепление

Работа по учебнику

- упр. 277 – коллективное выполнение

- упр.279 – комментированное письмо

- упр.280 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой

Словарно-орфоэпическая работа

- запишите в орфоэпический словарик слово ФАНЕРА, поставьте ударение, запомните, как произносится, составьте предложение в этим словом.

       5. Занимательная лингвистика

- игра «Кто больше?» работа в группах по 4 человека. За 1-2 минуты придумать как можно больше словосочетаний с несклоняемыми существительными так, чтобы проявлялся их род (Теплый Сочи, красивое танго и т.д.). Побеждает группа, составившая больше словосочетаний, не считая повторяющиеся.

      6. Обобщение.

- какие существительные относятся к общему роду?

- каковы их грамматические особенности?

- как они сочетаются с прилагательными?

-почему имена существительные общего рода, обозначающие профессии, род занятии стали общего рода?

       7. Домашнее задание

&49, упр.278, 281 (подготовиться к диктанту)

  1. Итог урока.

Урок 9.  Урок усвоения новых знаний

Тема: Морфологический разбор имени существительного

Цели: дать план морфологического разбора имени существительного; обогащать словарный запас.

Планируемые результаты: предметные – владение навыками морфологического разбора, умение объяснять языковые явления;  метапредметные -  развитие мотивации аналитической деятельности;   личностные – формирование мотивации к обучению.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

- упр.278 – обсудить составленные предложения

-  упр. 281 – подготовленный диктант

  1.   Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы узнали много нового про имя существительное, вы уже знаете различные морфологические признаки имени существительного. Как можно рассказать об этой части речи? (морфологический разбор)

  1. Освоение нового материала.

Работа по учебнику

- чтение теоретического материала стр.147-148

- выполнение упражнения 282

       5.  Первичное закрепление материала:

Работа по учебнику

- упр. 283, 284

       6. Обобщение

- о каких новых грамматических характеристиках вы узнали?

        7. Домашнее задание

Упр.284 (сформулировать тему сочинения, составить план)

Урок 10. Урок систематизации и обобщения новых знаний и умений

Тема: Сочинение – описание впечатлений

Цели: развивать навыки письменной речи, умения составлять план текста, писать сочинение 

Планируемые результаты: предметные – умение подбирать материалы к сочинению, описывать свои впечатления;  метапредметные -  уметь составлять план текста;   личностные – формирование мотивации к обучению.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

- проверить темы сочинений, составленные планы

  1.   Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- какова цель нашего урока?

      4.  Актуализация знаний (Написание сочинения. Обратить внимание на использование существительных, обозначающих состояние, настроение, чувства человека).

       5.  Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Имя существительное».

       6.  Рефлексия

Урок 11 и 12. Урок контроля знаний, умений и навыков  и урок коррекции.

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс

Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...

Конспект урока "Словообразование имен существительных"

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"

Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....

Конспект урока "Не с существительными"

Урок "Не с существительными" был проведён в 6 классе. Структура соответствует требованиям организации урока усвоения нового материала. Чётко выделены этапы подготовки и организации урока. На уроке исп...

Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"

Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...