Конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Александра Николаевна Антоненко

Методтческая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антоненко А.Н.

учитель русского языка и литературы

Тема урока:  «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».

Цель: совершенствование навыков написания сочинения.

Задачи:

  • повторить структуру сочинения-рассуждения, критерии оценки;
  • развивать навыки анализа текста;
  • учить находить метапредметные связи;
  • воспитывать потребность решать е жизненные проблемы с христианских позиций.

Ход урока

I.  Организационный момент.

II. Работа с эпиграфом.

- Сегодня у нас очередной урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Чтобы быстро включиться в мыслительный процесс, я предлагаю вам осмыслить эпиграф к уроку.

«Истину похоронить нельзя. Бог хранит ее и свидетельствует миру даже устами противника истины» (Ахрим. «Иоанн Крестьянкин»).

- Выделите ключевое слово. Я прошу подумать вас о том, что такое истина. (Рассуждают,

   выслушиваю ответы учащихся).

- Все, что в сказали, правильно. В конце урока я вам задам этот же вопрос. Интересно, ответы

   будут те же или другие? А пока, ребята, истина в том, что мы на уроке и нам предстоит

   определить цель урока. (Дети определяют цель урока).

III. Определение целей и задач урока.

- Чтобы достичь цели, надо решить задачи. (Учащиеся ставят задачи урока).

- Не забудьте о своих личных целях. Постарайтесь так работать на уроке на уроке, чтобы хоть на

  одну ступеньку продвинуться в самом сложном для себя.

- Итак, уроки подготовки к сочинению не совсем типичны для уроков русского языка. Чтобы

  ответить на вопрос – почему, проверим домашнее задание.

(Проверка домашнего задания)

   Вам нужно было соотнести ключевые понятия с наукой, которая его изучает. Что у вас получилось? (Ответы учащихся).

- Ребята, оказывается, предлагая вам выполнить часть С, необходимо проверить ваше мировоззрение, гражданскую позицию, начитанность, нравственную зрелость, знание языка, литературы, словарный запас. Это и история, и обществознание, и философия, и этика, и эстетка. Такие уроки называются метапредметными. Чтобы это доказать, проверим второе домашнее задание. Вы представляли структуру сочинения в виде схемы, таблицы или рисунки.

   Вы работали в парах. Вот что у вас получилось. (На доске размещены схемы, таблицы, рисунки). Интересные работы, но вы их защитите следующих уроках.

   А сейчас я попрошу объяснить свою работу тех, кто представил образное видение структуры сочинение в виде человечка.

   Учащиеся объясняют выполненную работу.

   Главное – проблема, это голова, она не без лица:

   во-первых, у нее есть глазки; во-вторых, носик; в-третьих, ротик. Это комментирование.

   Все держится на  шее – позиции автора.

   Оденем сарафанчик ему или платьице – это собственное мнение.

   И наконец, последний штрих – башмачки – вывод.

   Сочинение готово! Но какое оно? Как его оценить? (Проверяем критерии).

К 1, К 2, К 3, К 4, К 5, К 6, К 7, К 8, К 9, К 10, К 11, К 12

IV. Работа с текстом.

- Какой следующий шаг? (Проверить свои знания на практике).

- Теперь свои знания давайте проверим на конкретном тексте. Вспомните, чьи тексты  мы уже анализировали? Сегодня я предлагаю вам познакомиться с текстом незнакомого автора.

4.1. Знакомство с автором.

   Виктор Петрович Захаров – современный публицист. Живет в Москве. Ему 46 лет.  Его работы интересны тем, что в них он опирается на известные вам произведения. Послушайте звания текстов: «Герда, «Тургенев», «Дантес», «Справедливость».

    Перед вами безымянный текст, но у него есть название. Попробуйте озаглавить.

    Чтение текста Захарова «Пляска безбожника». (Дети предлагают названия).

4.2. Восприятие текста.

   Какое впечатление произвел на вас этот текст?

- Поднимите  руки, кто прочел роман «Мастер и Маргарита».

- Поделитесь своими мыслями по поводу этого произведения.

4.3. Анализ текста.

- С чего мы начинаем анализ текста?

а) Выявление авторской позиции.

- Почему? (Выслушиваем ответы детей).

  Поиск авторской позиции, выделение ее в тексте.

б) Формулируем проблему.

- Какими способами можно сформулировать проблему? (В виде вопросов или  с помощью родительного падежа).

- Сформулируйте и запишите проблему в тетрадь.

в) Следующий шаг – комментирование.

- Что вы знаете о комментировании? (Нельзя пересказывать текст). (Обязательно вводить цитаты).

- Сколько способов анализа текста вы знаете? (По микротемам). (Целостный анализ).

4.4. Работа  в группах.

- Вы будете работать по группам.

- Повернитесь. Обсудите, какой инструкцией вы будете пользоваться.

   Работаем в черновиках, потому что делаем все быстро. На самостоятельную работу 4-5 минут. (Назначаются лидеры).

а) проверка анализа текста по микротемам.

- Назовите ключевые слова. Дополните друг друга.

- Сформулируйте 1-й аспект проблемы.

- Назовите ключевые слова.

- Сформулируйте 2-й аспект.

- Назовите ключевые слова 3-й микротемы.

- Сформулируйте 3-й аспект.

-  Назовите ключевые слова 4-й микротемы.

- Сформулируйте 4-й аспект.

б) А теперь вместе с проблемой прочтем комментирование. (Дети работают в черновиках, записывают текст с помощью сокращений).

4.5. Проговорим еще раз мнение автора.

   Сформулируйте его так, как запишете.

- Запишите.

4.6. Согласны ли вы с мнением автора?

- Какой следующий этап работы? (Оформить собственное мнение по проблеме).

   Но прежде чем высказать свое мнение, необходимо…продолжите предление….(Подобрать аргументы).

-Это наиболее трудная часть работы.

  Почему?

  Каждый аргумент строится по схеме: тезис, доказательство, вывод.

  Подумайте, какие аргументы вы можете привести.

4.7. Обсуждение аргументов.

(Л. Толстой «Война и мир», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», М. Лермонтов «Молитва», А. Пушкин «Молитва», «Капитанская дочка». А. Островский «Гроза», А. Блок «Двенадцать»…)

- Покажите, как выдели в аргументе тезис, доказательство, вывод. (Выслушиваю ответы учащихся).

- А теперь продумайте этот этап и на черновиках зафиксируйте, начиная со слов: «Я согласна с мнением автора…».

4.8. Проверка.

4.9. Обучение собственным примером.

   А вот как бы эту часть написала я :

   Я согласна с мнением автора. Действительно, без веры человек теряет себя. Богатство без веры делает человека жадным, власть – тираном, воспитание – двуликим, жизнь – безрадостным, зния – надменным и т.д. Без Бога все способности обращаются против человека.

   На это указал в своем произведении «Капитанская дочка» А.С. Пушкин.

   Вспомним Алексея Ивановича Швабрина. Василиса Егоровна дает ему следующую характеристику: «Он и в Господа Бога не верует, а ты-то что?». В результате он предает Машу, Гринева, и …Родину.

   А Петр Андреевич Гринев – истинный христианин. Когда он попадает в тюрьму, им овладевает отчаяние. Но А.С. Пушкин повествует: «Я прибегнул к утешению всех скорбящих и. впервые вкусив сладость молитвы, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мной будет». Такова действенная помощь молитвы.

   О том, что вера помогает людям, можно прочитать и в произведениях современной литературы. Например, в рассказе «Народ избранный» Людмила Улицкая пишет о тех, кто жив только промыслом Божиим. Кто они, Божьи избранники: калеки, инвалиды, просящие милостыню? Рассказ учит смотреть на свои проблемы с христианских позиций. Зиночку спасла Матерь Божья. Она спасает любого, кто к ней обратится с искренним сердцем.

4.10. Вывод.

   Предложу концовку сочинения.

   Итак, текст В.П. Захарова заставил меня переосмыслить свое отношение к вере.

V. Проверка выполненной работы.

- А теперь просмотрите свои части сочинения, приведите в систему   и прочтите целиком структурные элементы сочинения. (Чтение целостной работы учеником вслух).

VI. Задание на дом.

   Чтобы оценить ваши работы. Необходимо их оформить  в рабочей тетради в чистовом вариан. Это домашнее задание.

VII. Подведение итогов урока.

- А теперь возвращаемся к эпиграфу.

  Что такое истина? (Совесть).

  Истина – совесть. Она, как лакмусовая бумажка, говорит человеку какой он, показывает его истинное лицо.

- А теперь скажите, какую пользу принес вам этот урок? (Ответы учащихся).

- А закончить мне бы хотелось творческой работой.

- Продолжите молитву. Мы молитвенно и благоговейно взываем:

  имя Тебе – Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося.

  Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего.

  Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями.

  Имя Тебе Истина - …

(Я предлагаю учащимся продолжить предложение).

(Выслушиваю ответы  учащихся и благодарю за урок).

                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

Урок русского языка в 9 классе. Тема "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему"

1.Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку .Часть С. 2.  Презентация к выступлению на тему "Обучение русскому языку детей-мигрантов"...

Конспект урока в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Тип урока: урок обучающего сочинения.Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.Задачи урока:образоват...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Написание И-Ы после Ц"(по требованию ФГОС)

Интересный урок для пятиклассников по нелёгкой теме: " Написание  И-Ы после Ц" . Урок представлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...

Конспект урока по формированию у девятиклассников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ(задание 15.3)

Обучающий урок по формированию навыков написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....