Урок русского языка в 10-11 кл.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Ланцман Мария Дмитриевна
  • Материал полезен как для учителя, так и для учащихся при подготовке к ЕГЭ или в системе работы по совершенствованию культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevyh_kompetentsiy_starsheklassnikov.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевых компетенций старшеклассников.

Язык – носитель культуры. Слово может работать на нас или против нас. Если вы блестяще владеете языком, вы успешны в любом виде коммуникации, в учёбе, в профессии.

Речь, слово- инструмент, хранитель знаний, опыта жизни предшествующих поколений. Научиться точно формулировать мысли, грамотно их излагать – особенно важно для людей гуманитарных профессий: учителей, журналистов, политологов, юристов, телеведущих, депутатов, спортивных комментаторов, дипломатов, руководителей.

Данный материал может быть использован на уроке русского языка или в качестве самоучителя при подготовке к ЕГЭ: даны конкретные практические задания и комментарии с правильными ответами к ним. Он может быть полезен для тех, кто интересуется проблемами культуры русской речи, мотивирован на корректировку речевых навыков и умений с соответствии с нормами, существующими в современном русском языке.

Планируемые результаты учебно-познавательной деятельности:

1. Освоение и интеграция системных знаний по повышению функциональной грамотности обучающихся

2. Формирование учебно-практических навыков: коммуникации, сотрудничества ( работа в парах, группах), формирование ценностно-смысловых установок детей по отношению к родному языку.

№ 1

Прочитай, соблюдая правильное ударение

Опломбировать, откупорить, добралась, красивее, оптовый, мозаичный, краны, торты, банты, шарфы, отрочество, средства, плодоносить, осведомишься, диспансер, эксперт, завсегдатай, жалюзи, баловать, завидно, танцовщик, принудить, газопровод, пуловер, без умолку, партер, сливовый, прибывший, черпать, намерение.

№ 2

Выберите из 2-х слов 1 правильное. Неправильное зачеркните:

блАга – благА

стОляр – столЯр

ходатАйствовать – ходАтайствовать

премИровать – премировАть

срЕдства – средствА

№ 3

Акцентологические нормы языка: поставь в им падеж мн. числа:

Борт директор

Отпуск слесарь

Тенор инженер

Профессор шофёр

Веер

№ 4

-Прочитай правильно слова 1 и 2 группы. Чем отличается их произношение?

- тембр, темп, теннис, термос, артерия, тоннель и туннель, свитер, пюре, кашне, стенд, коттедж, партер.

- леди, декада, демагогия, термин, терраса, эффект, деликатес.

№5

-Исправьте ошибки:

1. Он поднял тост за дружбу.

2. Сфотографируйте меня в профиль и в анфас.

1. По достижению 14 лет вы получите паспорт.

2. Он, как меценат, получил хорошую выгоду, вкладывая деньги в проект.

3. Доктор Сноу был страстным коллекционером и эксцентриком.

№ 6

- Сколько слов в русском языке?

Современный словарь русского языка в 17 томах – около 120 тыс слов.

Слово- единица языка, называющая понятия, и как только появляется новое понятие, его необходимо назвать.

- Как рождаются слова?

раньше сейчас

халтура выгодная работа священника: отпевание на дому, не в церкви

сволочь профессия бурлаков, сволакивающих суда

зараза прелесть

болван массивная глыба

олух пастух

негодяй рекрут, не способный к военной службе

Наша задача: обратить внимание на то, как понимание этимологии помогает нам не делать ошибки в словах

Бельё- белый( белое некрашеное полотно)

Былина-то, что было( в отличие от сказки)

Внушать – уши ( буквально вкладывать в уши)

Кольцо- колодец, колокол, колесо –( КОЛО- круглый)

Обаяние- баять( говорить, заговорить, околдовать словами)

№ 7

Акцентологические нормы:

В древности в русском языке существовали единственное, множественное и двойственное число. Так во множ. числе говорили: рОги, глАзы, бОки, а когда речь шла о двух предметах, то говорили: глаза, рога, бока. Окончание А(Я) стало быстро распространяться, появилось: учителя-наряду с учИтели, профессора- профЕссоры и тд. Сейчас употребление директорЫ, профессорЫ считается устаревшим. В некоторых словах возможно то и другое окончание:

Слесаря-слесари, цехи-цеха, тракторы-трактора.

Правильной литературной нормой считается окончание И(ы) в словах: офицеры, инженеры, шофёры. Окончание А не могут принимать слова, если в ед.ч ударение в них на последний слог:

инженЕр, офицЕр, шофЁр.

Проверяем себя

Правильное ударение:

ОпломбировАть, откУпорить,

 

добралАсь, красИвее, оптОвый, мозаИчный, крАны, тОрты, бАнты, шАрфы, отрочество, срЕдства, плодоносИть, освЕдомишься, диспансЕр ( из англ яз через посредство французск, поэтому ударение на посл слог), экспЕрт, завсегдАтай, жалюзИ, баловАть, завИдно, танцОвщик, принУдить, газопровОд, пулОвер, без Умолку, партЕр, слИвовый, прибЫвший, черпать, намЕрение.

Правильно произносить:

блАга

столЯр

ходАтайствовать

премировАть

срЕдства

Правильно: Борта, веера, теноры, векселя, отпуска, профессора, директора.

-Произносим Э: тембр, темп, теннис, термос, артерия, тоннель и туннель, свитер, пюре, кашне, стенд, коттедж, партер.

Произносим Е: леди, декада, демагогия, термин, терраса, эффект, деликатес.

Исправляем ошибки:

1. Поднять тост нельзя ( сказать)

2. По достижении ( по прибытии, по приходе, по завершении, по окончании, по приезде)= в значении «после»

3. Меценат –покровитель, не ищущий выгоды. Не знает смысла слова.

4. Эксцентрик-исполнитель комических номеров в цирке и театре.

5. Слово «анфас» значит в переводе с франц «в лицо». В-лишняя.

№ 8

-Сегодня русский язык теряет свои позиции в мире: спад интереса к русскому языку.

Русская литература 20 века перестала быть образцом нормированного русского языка, языковую вседозволенность, к сожалению, декларируют политики, журналисты, представители искусства в публичных выступлениях и в свободном общении.

Но по-прежнему 1/3 мировой научной литры – на русском языке, и он – официальный язык ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.

Нет новых словарей, включающих современную лексику: юридическую, экономическую и др. терминологию в эпоху иностранного засилья, которое разрушает семантические связи между словами. Но этот процесс необратим, поэтому наша задача – идти в ногу со временем и учиться понимать и принимать языковые инновации.

Проверьте себя. Замените 1 словом:

Специалист по продаже недвижимости, посредник покупатель-продавец (РИЭЛТОР)

Выпуск нового фильма, муз альбома, программы, книги – (РЕЛИЗ)

Компания, владеющая контрольным пакетом акций (ХОЛДИНГ)

Крайний срок сдачи работы – (ДЕДЛАЙН)

Перевозчик с низкими тарифами- (лоукостер)

Художник-модельер, работающий в индустрии высокой моды (КУТЮРЬЕ)

Что-то поддельное, не соответствующее действительности, вводящее в заблуждение – (ФЕЙК)- не Э!

Краткосрочная аренда автомобиля –(КАРШЕРИНГ)

Антисептик, моющее средство с дезинфицирующим эффектом-(САНИТАЙЗЕР)

Парикмахерская для мужчин –(БАРБЕРШОП)

Соревнование, состязание в мастерстве исполнения –(БАТЛ)

КОУЧ, хештег, биткоин, худи...

Какие новые слова- пришельцы вы можете привести в пример?

№ 10

Знаете ли вы значения этих непереводимых выражений?

- Дайте толкование иноязычным фразеологизмам, используемым на латинице:

Ex libris

Perpetuum mobile

Status quo

Rendez-vous

Alter ego

Попробуйте перевести на понятный всем язык то,

КАК ГОВОРЯТ РУССКИЕ ЭМИГРАНТЫ В АМЕРИКЕ, КАНАДЕ:

- ЗАРЕНТУЙ КАР, ВЫЕЗЖАЙ НА ХАЙВЭЙ, ТАМ ВОЗЬМЁШЬ 6-ИЙ ЭКЗИТ, ПРОЕДЕШЬ 2 МАЙЛА, ФОЛУЙ ЗА ШЕВРОЛЕ НА ШУЛДЕРЕ.…

( цитата из романа В.Войновича «Москва 2042»)

Зарентуешь-наймёшь

Кар -автомобиль

Хайвей- автострада

Экзит – выезд

Майл – миля

Фолуй – следуй

Подобное лингвистическое явление в чужой языковой среде используют наши соотечественники, ассимилируя иноязычные слова и приспосабливая их к нашей языковой системе.

Рефлексия.

-Какие выводы, прогнозы, перспективы можете высказать по проделанной работе, обсуждаемым проблемам?

- Какое будущее у нашего родного русского языка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...