Контрольно-измерительные материалы для проведения текущей аттестации учащихся по разделу "Сложносочиненное предложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Кулагина Марина Владиславовна

Данный материал включает разнообразные задания по разделу и помогает сформировать УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolno-izmeritelnye_materialy.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа

Контрольно-измерительные  материалы для проведения текущей аттестации по русскому языку для учащихся 9 классов по разделу «Сложносочиненное предложение»

Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку отводится 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий.

Ответы запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успехов!

Часть 1

1. Найдите сложносочиненные предложения. Выпишите их номера.

1) Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

2) Из жалости один монах

Больного призрел, и в стенах

Хранительных остался он…

3) Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

4) Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей,

И корни ядом напоила.

5) Вот морозы затрещали

И сковали все пруды,

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Ответ_______________________________________________________

  1. Укажите номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.
  1. Сердце его сильно билось, но страха не было в душе.
  2. От кого письмо и что в нем сообщается?
  3. И каждый день по-своему чудесен и каждый вечер чем-нибудь хорош.
  4. Вдали аул куриться начал, и смутный гул по скалам пробежал.
  5. Смешались в кучу кони люди и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой.

Ответ_______________________________________________________

  1. Выпишите сложносочиненное предложение с противительным союзом (знаки препинания не расставлены).

Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы.

То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой.

Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе.

Ответ____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите предложение с грамматической ошибкой. Запишите предложение верно.
  1. Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
  2. Не только биологические процессы, но и сердечно-сосудистые заболевания, протекают в ритме, который задаётся солнечным ветром.
  3. Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.
  4. Толстой-публицист приобрел огромную известность не только в России, но и во всем мире.
  5. На тему войны не только созданы  кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. К началу данных предложений подберите продолжение.  Запишите получившиеся сложносочиненные предложения.
  1. Ещё взмах весла, и...
  2. По всей округе ливни льют, зато…
  3. Мы вбегаем в комнату, однако…
  4. Орел камнем бросается с высоты, или…
  5. Пройдя маршрут успешно, туристы возвращались домой, да…

Ответ: 1) ____________________________________________________

            2) ____________________________________________________

            3) ____________________________________________________

            4) ____________________________________________________

            5) ____________________________________________________

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 
  1. Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей. 
  2. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. 
  3. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом. 
  4. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах
  5. И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи. 

Ответ_______________________________________________________

  1. Восстановите сложносочиненные предложения, вписывая в них подходящие по смыслу союзы (соединительные, разделительные, противительные). Расставьте знаки препинания.
  1. Конец мая _______ в поле еще прохладно.
  2. Сейчас пройдёт дождь ______ и всё в природе освежится и вздохнет.
  3. Осталась от прежней жизни высокая белая колокольня _______ по-прежнему вьётся-бежит среди зелёных лугов знакомая наезженная дорога.
  4. Ничьего не прошу сожаленья ______ некому будет жалеть.
  5. Левая нога не сгибалась _______  правая прыгала, как у детского щелкуна.
  6. Раскольников проснулся на следующий день поздно ______ сон не укрепил его дух.
  7. Месяца не было ______ звезды ярко светили в черном небе.
  8. Не то это было раннее утро _______ уже наступал вечер.
  9. До вечера оставалось не более получаса ______ заря едва-едва зажигалась.
  10. Вскоре после восхода солнца набежала туча ______ брызнул короткий дождь.

  1. Выпишите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ]  (знаки препинания не расставлены).

Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из  света и тени.

По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в       Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт. 

Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству. 

Ответ____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вой волка восходил вверх начальными полутонами  (1) и задерживался долго на пронзительной ноте. Скрипнула дверь (2) и в нее просунулась чья-то голова. Везде слышались (3)  то звуки пилы (4) то топора. Он улыбался ласково-печально (5) и гладил её по голове. Голова у неё шла кругом (6) и только Николай смог немного успокоить свою сестру. На террасе ещё долго кипел самовар (7) и сидели гости.

Ответ_______________________________________________________

  1. В данном предложении пронумерованы все знаки препинания. Укажите номер (-а) запятых, разделяющих части сложносочиненного предложения.

Много красивого в зиме (1) но самое прекрасное (2) иней. Обильный и пушистый (3) он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Деревья (4) скворечники (5) провода (6) всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы (7) кусты шиповника (8) в причудливые искусственные кружева (9) а шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана.

Ответ_______________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 11-15

         Геня вышел во двор, едва оправившись после болезней, в шерстяной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

        На солнце было тепло, и маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. 3) Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо. 4) И воздух, и земля, и голые деревья - все было разбухшим и переполненным.

        Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а серая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор. Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Геня вздрогнул: брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, - враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр. Геня кинулся к своей двери, а с лестницы уже спускалась его бабушка в бурой шляпке. Они собирались на прогулку в скверик…

        Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

        - Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

         - Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать.

        - Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

         - Я не вижу другого выхода, надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

        Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна, и остро отточенная трава покрыла засоренный двор. Геня уже третью неделю ходил в школу. Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.

        Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

        - Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.

        - Я никого не хочу, не надо, мама,- попросил Геня.

        Вечером мать вышла во двор и сама пригласила всех ребят подряд на завтра.

        К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

        Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая любимая книга. Она называлась «Веселый час», написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей.

(По Л. Улицкой)

  1.  Вы прочитали отрывок из рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа». Опираясь на содержание текста, определите, какие высказывания противоречат содержанию текста. Запишите номера ответов.
  1. Встреча с ребятами во дворе была для Гени страшным испытанием.
  2. Геня  был совершенно поглощен своим любимым занятием: он рисовал всё, что видел за окном.
  3. Бабушка мальчика предложила испечь пирог, сделать угощение и устроить детский праздник для всех ребят, чтобы их подружить.
  4. Геня сидел у подоконника и с нетерпением ждал прихода шумных, веселых ребят.
  5. Любимая книга Гени, которую написал мудрец, волшебник, лучший из людей, - «Веселый час».

Ответ _______________________________________________________

  1.  Опираясь на текст, ответьте на вопрос: «Что помогало Гене справляться с тяжелой болезнью и неприязненным к себе отношением ребят?» Запишите ответ кратко.

Ответ _____________________________________________________

 ___________________________________________________________

  1.  Дайте объяснение слова «мастер» для толкового словаря, используя исходный текст. Запишите развернутый ответ.

Ответ _____________________________________________________

 ___________________________________________________________

  1.  Прочитайте высказывание Конфуция: «Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок». Сопоставьте его с содержанием исходного текста, где показано жестокосердное отношение детей к Гене. В чем они соотносятся? Дайте развернутый ответ.

Ответ ___________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

  1.  Внимательно прочитайте стихотворение А. Дементьева «Мир держится на добрых людях». Соотнесите его с исходным текстом. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (5-7 предложений) на тему: «Будем добрее».

Мир держится на добрых людях.

Не на агрессии и зле.

И если доброты не будет,

То ничего не будет на земле.

Мир держится на состраданьи,

А не на важности пустой.

Вот кто-то свет потёмкам дарит,

Чтоб озарить жизнь красотой.

Мир держится на милосердьи,

А не на выгоде и лжи.

Никто из нас не минёт смерти,

А потому добро творить спеши.

Быть может, это всё наивно.

Но вижу я в который раз,

Как над землёй бушуют ливни,

Чтоб смыть скопившуюся грязь.

И наше Время чистить надо —

Скопилось столько в нём дерьма —

Насилья, лжи, вражды и смрада,

Что скоро все сойдём с ума.

Так пусть в нас совесть не убудет

И правда не сорвётся вниз…

Мир держится на мудрых людях,

Как держится при солнце жизнь.


Ответ ___________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

          ________________________________________________________

          ________________________________________________________

          ________________________________________________________

Критерии оценивания

Часть 1

№ задания

Ответ

Указания по оцениванию

Баллы

1

125

К1 Задание выполнено верно

1 балл

Задание выполнено неверно

0 баллов

2

35

К1 Задание выполнено верно

1 балл

Задание выполнено неверно

0 баллов

3

Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

К1 Задание выполнено верно

1 балл

Задание выполнено неверно

0 баллов

4

Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.

К1 Задание выполнено верно

1 балл

Задание выполнено неверно

0 баллов

5

Цель задания: дополнить каждое из 5 предложений так, чтобы получилось ССП

К1 5 заданий выполнено верно

5 баллов

К2 4 задания выполнено верно

4 балла

К3 3 задания выполнено верно

3 балла

К4 2 задания выполнено верно

2 балла

К5 1 задание выполнено верно

1 балла

Задание выполнено неверно

0 баллов

6

14

К1 Задание выполнено верно

1 балл

Задание выполнено неверно

0 баллов

7

Цель задания: восстановить ССП, вставив в них союзы по смыслу

К1 За каждый правильный ответ 1 балл

от 1 до 10 баллов

Задание выполнено неверно

0 баллов

8

По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни.

К1 Задание выполнено верно

1 балл

Задание выполнено неверно

0 баллов

9

246

К1 Задание выполнено верно

1 балл

Задание выполнено неверно

0 баллов

10

19

К1 Задание выполнено верно

1 балл

Задание выполнено неверно

0 баллов

Часть 2

№ задания

Ответ

Указания по оцениванию

Баллы

11

234

К1 Задание выполнено верно

1 балл

Задание выполнено неверно

0 баллов

12

Занятия своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. Он был великим мастером этого бумажного искусства.

К1 Дан правильный ответ на вопрос без ошибок.

2 балла

К2 Дан правильный ответ на вопрос, но в предложении есть  ошибки

1 балл

Задание выполнено неверно

ИЛИ

Ответ не дан

0 баллов

13

Мастер – человек, хорошо  знающий своё дело, вкладывающий в него душу, труд, смекалку, творчество, делающий оригинальные предметы.

К1 Дан правильный ответ на вопрос без ошибок

2 балла

К2 Дан правильный ответ на вопрос, но в предложении есть  ошибки

1 балл

Задание выполнено неверно

ИЛИ

Ответ не дан

0 баллов

14

Слова Конфуция и смысл текста Л. Улицкой доносят до нас мысль о том, что нужно быть добрым к людям, толерантным и милосердным. Ведь человек, совершающий хороший поступок, обладает душевной чуткостью и теплотой. Ребята в тексте обижали Геню, злорадствовали, причиняли ему страдания. Но мальчик терпел все обиды и невзгоды.  Он по-настоящему добрый, незлобивый  человек.  И цитата великого мудреца, и текст Л. Улицкой учат нас доброму отношению к окружающим, ибо доброта - это высшее достоинство человека, приносящее в мир радость и счастье, а не жестокость и зло.

К1 Дан обоснованный развернутый ответ на вопрос без ошибок

3 балла

К2 Дан обоснованный развернутый ответ на вопрос, но в предложениях есть ошибки

2 балла

К3 дан краткий ответ на вопрос

1 балл

Задание выполнено неверно

ИЛИ

Ответ не дан

0 баллов

15

Цель задания: написать небольшое сочинение-рассуждение, опираясь на текст стихотворения А. Дементьева и исходный текст.

К1 Ответ дан верный. Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью. Ошибок нет. 

4 балла

К2 Ответ дан верный. Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью,

НО

допущена одна логическая ошибка

3 балла

К3 Ответ дан верный,

НО

в работе допущено две логические ошибки

2 балла

К4 В работе просматривается коммуникативный замысел. В предложениях есть ошибки и нарушения абзацного членения.

1 балл

Задание выполнено неверно

ИЛИ

Ответ не дан

0 баллов

Максимальное количество баллов – 35

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

0-17

18-24

25-28

29-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся 6 класса по литературе

Назначение КИМИтоговая  работа по литературе предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 6-го класса знаний и умений по литературе в объёме обязательного минимума содержания образовани...

Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся 6 класса по русскому языку

Назначение КИМИтоговая  работа по русскому языку предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 6-го класса знаний и умений по  русскому языку в объёме обязательного минимума содержа...

Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля учащихся 9 классов по информатике и ИКТ

Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля  учащихся 9 классов по информатике и ИКТ...

Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся в 9 классе по физической культуре

КИМ для проведения промежуточной аттестации учащихся 9 классов по физической культуре....

Экспертиза и утверждение аттестационных материалов для проведения промежуточной аттестации учащихся

Ежегодно на методическом объединении учителей естественно-математического цикла проводится экспертиза и утверждение материалов для проведения промежуточной аттестации учащихся в 5-8 и 10 классах....

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся по английскому языку за 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка к КИМ для проведения промежуточной аттестации учащихся 6 класса по английскому языку за 2017 -2018учебный год Цель проведения работы: выявить уровень образовательн...

Контрольно-измерительные материалы для проведения текущей аттестации в 9 классе по разделу "Типы сложных предложений"

Контрольно-измерительные материалы для проведения текущей аттестации в 9 классе по разделу « Типы сложных предложений» поможет проконтролировать знания учащихся по СП и даст возможность вы...