Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока по теме "Личные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lichnye_mestoimenia_1.docx172.91 КБ

Предварительный просмотр:

Личные местоимения

Цель урока: сформировать умение учащихся выделять в тексте и правильно употреблять 
и писать личные местоимения.

Задачи урока: образовательные - расширить знания о личных местоимениях;
сформировать знания об особенностях их склонения;
развивающие – развивать умения правильного употребления личных
местоимений в речи;
- правильно писать местоимения с предлогами;
- развивать умения рассуждать, обобщать;
- развитие творческого и логического мышления;
воспитательные – формировать мотивацию к обучению, воспитывать 
уважение к русскому языку, бережное отношение к 
слову, взаимоуважение и взаимопомощь.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Число.

Классная работа.

Личные местоимения.

Домашняя работа:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Оргмомент

  1. Целенаправленное повторение пройденного материала с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала

Словарно-орфографическая работа

Разминка. Вопросы на повторение.

Объяснение нового материала

Работа по группам

Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.

Рефлексия.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Ребята, обратите внимание. На ваших столах лежат карточки со стихотворением Михаила Раскатова «Моя грамматика». Прочитайте его.

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так:

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно,

Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для МЕНЯ;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

Дают подарки.

Дательный –

Это значит – только МНЕ!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

Винительный

Не касается МЕНЯ!

Жизнь легка и упоительная

За родительской спиной!...

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворён совсем не МНОЙ!

Ждёте, видимо,

Предложного?

Новых данных обо МНЕ?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др… Какой частью речи являются эти слова?

На что указывает местоимение Я?

 А давайте попробуем сами сформулировать тему нашего урока. О чём мы будем сегодня говорить?

Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями поближе, узнаем особенности их склонения и будем учиться правильно употреблять эти личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

Записываем число, классная работа, тему урока «Личные местоимения»

Повторим правописание слов, с которыми вы знакомились, изучая тему “Имя числительное”.

Миллион, миллиард, километр, гектар, центнер, тонна, процент, территория, одиннадцать, двести, триста, четыреста, бассейн.

Работа в парах.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте написание этих слов друг у другу, оцените работу своего товарища.
Критерии:
1 ошибка - 4, 2-3 ошибки – 3, 4 и более- 2.

Что называется местоимением?

Как изменяются местоимения?

Какими членами предложения могут быть местоимения?

Назовите разряды местоимений, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.

Вернёмся к нашему стихотворению. Возьмите карточку со стихотворением. Ещё раз перечитайте его. Самостоятельно выпишите в тетрадь местоимение Я и просклоняйте его с помощью стихотворения.

Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. 

Как называется изменением местоимения по падежам?

Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я. Для этого используйте таблицу, которая находится у вас на столах.

Как можно назвать эти местоимения?

А почему они называются личными?

Личные местоимения Я - МЫ, ТЫ - ВЫ, ОН – ОНА – ОНО - ОНИ обозначают какое-либо лицо, но не называют его.

Обратите внимание на третий столбик. Какой вывод можно сделать, глядя на записанные в нём местоимения?

А теперь давайте попробуем просклонять все местоимения. Напомните мне, что значит просклонять?

Первый ряд: Я, Мы, Они

Второй ряд: Ты, Вы, Они

Третий ряд: Он, Оно, Она

Как вы видите, все эти местоимения разделяются на три лица: первое, второе и третье. И в этой таблице записаны местоимения, которые вы просклоняли. А теперь давайте попробуем проанализировать таблицу и ответить на два вопроса:


  1. Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

Давайте попробуем устно просклонять с предлогами, опираясь на нашу таблицу.

2. Что появляется у местоимений 3-го лица, если они употребляются с предлогом?

А если мы просклоняем с предлогом «благодаря»?

Молодцы! Давайте обобщим всё то, что мы узнали на данный момент о личных местоимениях.


- какие местоимения относятся к разряду личных? 


- что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении? 


- что появляется у местоимений 3-го лица, если они употребляются с предлогом? 


- Хочу вам раскрыть один секрет. Когда в речи употребляются местоимения ТЫ или ВЫ, то эти местоимения могут обозначать как любого человека, так и определённого человека. К этому следует добавить, а вам запомнить, что если обращаешься к одному человеку незнакомому или к старшему по возрасту, то по правилам этикета (правил поведения в обществе), вы должны обращаться к нему на ВЫ. Раньше на ВЫ называли родителей, эта старинная традиция сохранилась и по сей день в некоторых сельских местностях. И ещё, если вы обращаетесь в письменной форме к какому-то незнакомому человеку или руководителю, например, к директору школы, то вы обязаны написать местоимение ВЫ с большой буквы: «прошу Вас…».

А сейчас мы с вами постараемся закрепить материал, который вы изучили сегодня по теме. Двое из вас поработают индивидуально с карточками, а остальные будут работать со мной.

Карточка №1. Поставьте местоимения в нужную форму и определите падеж местоимения.
1. Взяли у (ОН)

2. Видели (ОН)

3. Записали (ОНИ) в книгу

4. Смеялись над (ОНИ)

5. Говорить о (ОНА)

6. Писать о (ОНИ)

7. Ждал (ОН)

8. Играл с (ОНА)

9. Позвал (ОНИ)

Карточка №2. Поставьте местоимения в нужную форму и определите падеж местоимения.

1. Рассказал о (ОН)

2. Подошёл к (ОН)

3. Заметил (ОНА)

4. Беспокоился о (ОНА)

5. Увидел (ОНА)

6. Писал о (ОНА)

7. Шёл с (ОНИ)

8. Писал (ОНИ)

9. Ждал (ОНИ)

Общая работа по карточкам у доски:

Карточка:

Составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).

А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке.

А теперь подведём итог урока:

- какие местоимения относятся к разряду личных? 

- что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении? 

- что появляется у местоимений 3-го лица, если они употребляются с предлогом? 

 - какая роль у местоимений ТЫ и ВЫ?

местоимение

на человека, личность

о личных местоимениях

Записывают в тетради

местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признаки и количество, но не называет их

изменяются по падежам, некоторые по родам и числам

обычно бывают подлежащим, дополнением, определением

личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределённые, притяжательные, указательные, определительные

ребята самостоятельно выделяют местоимение и определяют падеж, вписывая его рядом с местоимением

И.п. – я,
Р.п. – меня,
Д.п. – мне,
В.п. – меня,
Т.п. – мной,
П.п. – обо мне

Склонение

Проверяют по таблице

Личные

обозначают какое-либо лицо, предмет

местоимение ОН изменяется по родам и числам

Изменить по падежам

И.п.

Я, мы

Ты, вы

Он, она, оно, они

Р.п.

Меня, нас

Тебя, вас

Его, её, их

Д.п.

Мне, нам

Тебе, вам

Ему, ей, им

В.п.

Меня, нас

Тебя, вас

Его, её, их

Т.п.

Мной (-ю), нами

Тобой (-ю), вами

Им, ей (ею), ими

П.п.

(обо) мне, (о) нас

(о) тебе, (о) вас

(о) нём, (о) ней, (о) них

слово меняется целиком (я, меня) а иногда происходит чередование (тебя, тобой)

И.п. (кто?) – он, они

Р.п. (у кого?) – у него, у них

Д.п. (к кому?) – к нему, к ним

В.п. (на кого?) – на него, на них

Т.п. (с кем?) – с ним, с ними

П.п. (о ком?) – о нём, о них

добавляется буква Н вначале слова

кроме предлога «благодаря»

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

меняется целиком или происходит чередование

появляется буква Н, кроме предлога «благодаря»

1. Взяли у (ОН) – у него (р.п.)

2. Видели (ОН) – его (в.п.)

3. Записали (ОНИ) в книгу – их (в.п.)

4. Смеялись над (ОНИ) – над ними (т.п.)

5. Говорить о (ОНА) –о ней (п.п.)

6. Писать о (ОНИ) – о них (п.п.)

7. Ждал (ОН)- его (р.п.)

8. Играл с (ОНА) – с ней (т.п.)

9. Позвал (ОНИ)- их (в.п.)

1. Рассказал о (ОН) – нём (п.п.)

2. Подошёл к (ОН) – к нему (д.п.)

3. Заметил (ОНА)- её (в.п.)

4. Беспокоился о (ОНА) – о ней (п.п.)

5. Увидел (ОНА) – её (в.п.)

6. Писал о (ОНА) – о ней (п.п.)

7. Шёл с (ОНИ) - с ними (т.п.)

8. Писал (ОНИ) – им (д.п.)

9. Ждал (ОНИ) – их (в.п.)

Приблизился ко мне, соревновался со мной, не смейся надо мной, приготовить для меня.

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

меняется целиком или происходит чередование

появляется буква Н

они могут обозначать конкретного человека или вообще любое лицо

Приложение.

Стихотворение.

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так:

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно,

Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для МЕНЯ;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

Дают подарки.

Дательный –

Это значит – только МНЕ!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

Винительный

Не касается МЕНЯ!

Жизнь легка и упоительная

За родительской спиной!...

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворён совсем не МНОЙ!

Ждёте, видимо,

Предложного?

Новых данных обо МНЕ?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так:

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно,

Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для МЕНЯ;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

Дают подарки.

Дательный –

Это значит – только МНЕ!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

Винительный

Не касается МЕНЯ!

Жизнь легка и упоительная

За родительской спиной!...

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворён совсем не МНОЙ!

Ждёте, видимо,

Предложного?

Новых данных обо МНЕ?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

Таблица.

Карточка №1.

Карточка №1. Поставьте местоимения в нужную форму и определите падеж местоимения.
1. Взяли у (ОН) ________________________________

2. Видели (ОН)  ________________________________

3. Записали (ОНИ) в книгу _______________________

4. Смеялись над (ОНИ) __________________________

5. Говорить о (ОНА) ____________________________

6. Писать о (ОНИ) ______________________________

7. Ждал (ОН) __________________________________

8. Играл с (ОНА) _______________________________

9. Позвал (ОНИ) ________________________________

Карточка №2.

Карточка №2. Поставьте местоимения в нужную форму и определите падеж местоимения.

1. Рассказал о (ОН) __________________________

2. Подошёл к (ОН) ___________________________

3. Заметил (ОНА) ____________________________

4. Беспокоился о (ОНА) ______________________

5. Увидел (ОНА) _____________________________

6. Писал о (ОНА) _____________________________

7. Шёл с (ОНИ) ______________________________

8. Писал (ОНИ) ______________________________

9. Ждал (ОНИ) _______________________________

 

Карточка №3 (общая).

Составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...