Кейс для урока по теме "Речевая ситуация и её компоненты"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Адамович Виктория Игоревна

Может использоваться на уроках русского языка в рамках тем "Речевая ситуация и её компоненты", "Речевой акт и его разновидности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list.docx239.56 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ________________________________________________________________

Тема урока ___________________________________________________________________

Речевая ситуация

Задание № 1. Представьте, что вы – редактор журнала. Перед вами рисунки и диалоги к ним. Отредактируйте диалоги на странице журнала с учётом речевой ситуации. Найдите речевые ошибки. Объясните свой выбор. 

deti.jpg

scale_1200.jfif

Задание № 2. Прочитайте. Определите, где представлена диалогическая, а где монологическая речь. Исправьте пунктуационные и орфографические ошибки.

1. - Аня  привет! как дила?
Привет! Всё отлично. А ты как.
- Я замечательно Сегодня такая погода хорошая, пойдём гулять?
- пойдём!

2. – Здравствуйте. Меня зовут игорь. Я учусь пятом класе. Мои любимые занятия - это рисование и танцы. с этими видами искуства я мечтаю связать свою жизнь

Задание № 3. Прочитайте. Определите, какова цель общения в каждой речевой ситуации.

1. – Коля, привет!
- Привет!
- Расскажи, как прошёл твой день.
- Ничего интересного. Так, сходил в школу, потом в комп играл.

Цель общения:

2. – Уважаемые коллеги! Сообщаю вам, что завтра в 15.00 состоится совещание в кабинете директора.

Цель общения:

3. – Ира, у тебя в комнате бардак.
- Мам, просто нет времени на уборку.
- Скоро гости придут. Быстро приберись!

Цель общения:

Задание № 4. Продолжите определение и заполните пропуски в таблице. Необходимую информацию вы найдёте в приложении к рабочему листу.

Речевой акт – это целенаправленное _______________________________________, совершаемое в соответствии с принципами и правилами ________________________________________________, принятыми в данном _______________________.

Разновидности речевого акта

Разновидность

Сообщение

Вопрос

Выражение эмоций

Определение

Требование действия

Это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора

Задание 5. Разыграйте речевую ситуацию, используя формулы речевого этикета. Слова для справки вы найдёте ниже. 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справки:

Начало разговора:
Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, рад Вас видеть, приветствую Вас.
Основная часть:
Спасибо, благодарю Вас, будьте добры, будьте любезны, прошу Вас, извините, приношу свои извинения, прошу меня простить.
Заключительная часть разговора:
До свидания, всего доброго, всего хорошего.

Сегодня на уроке мы:

1. Повторили определение ______________________________________.
2. Запомнили, что для культуры общения важно понимать _____ ты говоришь, с _____и с какой__________.
3. Узнали, что такое речевой_________.
4. Определили, что разновидностями ___________________ акта являются: _______________, _______________, __________________,________________, __________________________________,____________________________________.

Домашнее задание
А) с. 61 упр 5 (1, 2, 3)

7.jpgБ) Перед вами сюжетные картинки. Составьте для каждой картинки диалог, учитывая речевую ситуацию.

004.pngДень-учителя-светлый-праздник-Первые-учителя-в-нашей-школе-3205.gif               

Приложение к рабочему листу (задание 4)

Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.  В качестве речевого акта выступает минимальная целостная единица речевой деятельности. Субъект речевого акта производит высказывание, как правило, рассчитанное на восприятие его слушающим. Высказывание выступает одновременно и как продукт речевого акта, и как инструмент достижения определенной цели. В зависимости от обстоятельств или от условий, в которых совершается речевой акт, он может либо достичь поставленной цели и тем самым оказаться успешным, либо не достичь ее.

Существует несколько разновидностей речевого акта:

  1. Сообщение – это наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения. 
  2. Побуждение – это требование действия.
  3. Вопрос – это обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения.
  4. Объявление – это извещение о чем-нибудь.
  5. Выражение эмоций – это отношение говорящего к чему-либо, отражение личной оценки к чему-либо в речи.
  6. Выражение речевого этикета – это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора.

Приложение к рабочему листу (задание 4)

Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.  В качестве речевого акта выступает минимальная целостная единица речевой деятельности. Субъект речевого акта производит высказывание, как правило, рассчитанное на восприятие его слушающим. Высказывание выступает одновременно и как продукт речевого акта, и как инструмент достижения определенной цели. В зависимости от обстоятельств или от условий, в которых совершается речевой акт, он может либо достичь поставленной цели и тем самым оказаться успешным, либо не достичь ее.

Существует несколько разновидностей речевого акта:

  1. Сообщение – это наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения. 
  2. Побуждение – это требование действия.
  3. Вопрос – это обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения .
  4. Объявление – это извещение о чем-нибудь.
  5. Выражение эмоций – это отношение говорящего к чему-либо, отражение личной оценки к чему-либо в речи.
  6. Выражение речевого этикета – это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое задание (кейс) к уроку химии 9 класса "Соединения кальция"

Кейс - метод последнее время приобретает все большую популярность. При изучении темы "Соединения кальция" можно предложить детям (решив задания кейса) самим изучить тему урока....

Использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ

Презентация содержит: Требования к кейс-технологии, этапы создания кейса,преимущества этого метода , его отличительные черты, мониторинг результативности,выявленные трудности....

Кейс для урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Размазня."

Кейс (пакет материалов) для урока литературы разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по программе В.Я.Коровиной.Применение кейс-технологии  на уроке позволяет сделать его ярким, интересным ...

Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»

Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько поним...

Применение кейсовой технологии на уроках физики в 7-8 классах. Кейсы к урокам физики в 7-8 классах.

Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обученияПо исследованию современных педагогов главная проблема в нежелании учиться – это неумение учиться. Ученики не умеют...