Местоимение как часть речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Пищур Светлана Александровна

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи", целью которояго является знакомство с признаками местоимения как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), обучение учащихся определять местоимение среди других частей речи; усвоение значения личных местоимений, признаков и синтаксической роли;развитие умения определять роль местоимений в тексте. воспитание интереса к русскому языку; развитие творческих способностей учащихся и самостоятельности суждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

     6 класс.

Тема: Местоимение как часть речи.

Цель: познакомить с признаками местоимения как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), научить учащихся определять местоимение среди других частей речи; усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль;

развивать умение определять роль местоимений в тексте.

воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

III . Объяснение нового материала

1. Беседа

-Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология). Значит вы без труда сможете назвать именные части речи и указать их признаки

(Работа со схемой)

-А зачем же пустая?

-В названии какой части речи содержится корень слова “ИМЯ”?  (местоимение)

Себя во всём ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

- Значит предмет нашего обсуждения сегодня – местоимение. Каковы же функции местоимения?

-Ответить на этот вопрос, подтвердив информацию, представленную на схеме, вам поможет стихотворение.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

2. Работа над материалом урока.

- Возможно, вы уже что-то знаете о местоимении.

 Составление кластера

Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.

Объявляю поэтическую паузу. Обратимся к стихотворению Л.Кэрролла из сказки “Алиса в Стране чудес”

   Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже.
Она сказала: “Очень мил,
Но плавать он не может”.

    Там побывали та и тот
(Что знают все на свете).
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.

    Я дал им три, они нам – пять,
Вы шесть им посулили.
Но все вернулись к вам опять,
Хотя моими были.

    Ты с нею не был вовлечен
В такое злое дело,
Хотя сказал однажды он,
Что все им надоело.

     Она, конечно, сгоряча:
“Не спорь со мной напрасно”.
Да, видишь ли, рубить с плеча
Не так уж безопасно.

     Но он не должен знать о том,
(Не выболтай случайно).
Все остальные не при чем,
И это наша тайна.

- Всё ли вам понятно? Почему?

Герои сказки по-разному реагировали на это стихотворение, которое прочитал Белый Кролик как доказательство вины Валета. А Алиса сказала: “Если кто-нибудь сумеет объяснить мне эти стихи. Я дам ему шесть пенсов. Я уверена, что в них нем никакого смысла”.

- Почему же нет смысла? (Указывают на предметы, признаки, но не называют их).

3. Информация к размышлению: не все ученые выделяют местоимение как самостоятельную часть речи и для этого есть все основания

Определите лексическое значение слова книга - …………………………, а слова она?

Вывод: Местоимение лексического значения не имеет.

Вопрос о местоимении непростой, это работа не одного урока.

4. Знакомство с материалом учебника, стр. 235

5. Объяснительный диктант

Я, ты, он, она – вместе целая страна,
Вместе дружная семья.
В слове мы – сто тысяч Я.

- Что это за местоимения и почему они так называются?

Задание: найдите местоимения в предложениях, подберите вопросы, на которые эти местоимения отвечают, определите синтаксическую роль местоимений.

- Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок.

6. Склонение личных местоимений

7. Задание. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений.

1) Я уселся на камень и стал наблюдать.

2) Передо мной простиралось море.

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.

4) Мне захотелось остаться одному.

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.

6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

8. Упр. 769

IV. Домашнее задание.  §55,56, упр. 767

V. Итог урока. Упр. 712

Дата:                                     6 класс.

Урок №

Тема: Вопросительные и относительные местоимения

Цель: познакомить с признаками вопросительных и относительных местоимений, их употребление в речи;

развивать умение различать относительные и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях.

воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

III . Объяснение нового материала

1. Фронтальный опрос:

– Что называется местоимением?

– Как изменяются местоимения?

– Какими членами предложения могут быть местоимения?

– Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?

– А теперь отгадайте загадки:

1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)

3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я).

4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? (ЯКОРЬ).

5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТЫКВА).

6) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ).

2. Синтаксический разбор предложения:

Крупные снежинки закружились в воздухе, и они превратились в большие мохнатые хлопья.

– Составить схему предложения. [ ], и [ ].

– Определите синтаксическую роль местоимения.

– Разберите по составу глаголы данного предложения.

Закружились, превратились. (Обратить внимание учащихся на возвратность суффикса -сь-).

3. Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.

Этот человек хитрый и скрытный. Этот человек себе на уме.

Всё устроилось без особых усилий. Всё устроилось само собой.

Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.

Наездник не скоро пришел в себя после того, как упал с лошади.

Читай молча (не вслух). Читай про себя.

После болезни мальчик плохо выглядит. После болезни мальчик на себя не похож.

– Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека? (Себе на уме).

– Ребята, скажите, а если вы затрудняетесь, не можете объяснить значение фразеологического оборота, что вы сделаете? (Нужно обратиться к фразеологическому словарю.)

– Правильно!

– Скажите, ребята, а кто такой эгоист? (Объясняют сами ученики и обращаются к толковому словарю С. И. Ожегова)

– А теперь, ребята, давайте попробуем подобрать синоним к слову эгоист. (Себялюбец).

4. Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу.

Я (кто?) – И.п.

Мне………., мной………., обо мне………., мы………., нами………., нас………., нам………., о тебе………., ты………., тобой………., тебе……….

5. Словарный диктант.

Бессвязный рассказ, безжалостный человек, подытожить, сбить, расчетливый, приумолкнуть, безынициативный, предания старины, придать вид, бесцветный, беспрекословно, претворить в жизнь.

6. Наблюдения над материалом учебника § 58,59, с. 244-247. Чтение правила.

- Назовите относительные местоимения. Чем они отличаются от вопросительных?

7. Объяснительный диктант.

1) Кто читал эту книгу? 2) Кто много читает, тот много знает. 3) Который час? 4) Он заметил человека, который быстро шел в сторону леса 5) Какие книги тебя интересуют? 6) Из «Почемучки» ты узнаешь,

какие животные обитают в разных концах Земли.

Определите предложения по интонации, по наличию грамматических основ (простые или сложные). Укажите разряд местоимений.

8.  Диктант «Проверь себя».

Ночью на охоту выходят многие животные: хорьки, лисы, волки. Отыскать  пищу им помогает удивительное зрение. Но есть птицы, чье зрение острее, чем у этих животных. Кто они? Совы и филины.

Лучше всех видят совы, у которых глаза улавливают даже слабый свет. Выручает их и острый слух. Ухо совы издали слышит даже шорох мышиных лапок.

(По книге «Почемучка».)

IV. Домашнее задание.  §58, 59 упр. 789

V. Итог урока. Упр. 712

Дата:                                     6 класс.

Урок №

Тема: НЕ в неопределенных местоимениях.

Цель: познакомиться с особенностями неопределенных местоимений;научиться определять признаки местоимений; научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.

воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

III . Объяснение нового материала

1. Фронтальный опрос:

– Что называется местоимением?

- Назовите разряды местоимений.

- Какие местоимения относятся к указательным, личным, определительным, отрицательным, возвратным, вопросительно-относительным, притяжательным?

2 Объяснение нового материала

1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?

Три черных собаки на чём-то сидели,
Три чёрных собаки на что-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что-то
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.(А.Хургин)

3.ндивидуальное задание. Значение слова неопределенный по словарю С.И.Ожегова.

Неопределенный (словарь Ожегова: 1)точно не установленный; 2)не вполне отчетливый)

Рассмотрите рисунок и скажите, какому значению слова неопределенный он соответствует.

4. Работа с правилом. Учебник, стр. 250

- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.

* неопределенные предметы: кто-то, что-то

* неопределенные признаки: какие-то, какой-нибудь

* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые

- Как образуются неопределенные местоимения? Приведите примеры.

- Как пишутся местоимения с приставками -не, -кое?

- Как пишутся местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь?

Напоминалка: кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь!

- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры.

- В чем особенность местоимений некто, нечто?

- Что такое неопределенные местоимения? (Вывод)

Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно-относительных при помощи приставок -кое, -не или суффиксов -то, -либо, -нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова.

5. Словарный диктант

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.

(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх).

6. Выборочный диктант. Работа с текстом Ф.Кривина

Умные спорщики.

Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать.

- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?

А второе местоимение говорит:

- Ну что это за рассказ? Вот я расскажу,так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?

Третье местоимение посмеялось и говорит:

- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шел, никого не встречал, ничего не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

- Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.

Задание:

- Учащиеся 1-го ряда выписывают неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-го ряда - из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений.

- А местоимения какого разряда употребили третий и четвертый спорщик?

7. Осложненное списывание. Работа в парах.

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

IV. Домашнее задание.  §60пр. 794

V. Итог урока. Упр. 712

Дата:                                     6 класс.

Урок №

Тема: НЕ и ни в отрицательных местоимениях.

Цель: познакомиться с особенностями правописания отрицательных местоимений; научиться определять признаки местоимений; расширение активного словарного запаса учащихся, тренировка в употреблении отрицательных местоимений в речи;

развивать умение распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогом.

воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

III . Объяснение нового материала

1. Фронтальный опрос:

– Что называется местоимением?

- Назовите разряды местоимений.

- Какие местоимения относятся к указательным, личным, определительным, отрицательным, возвратным, вопросительно-относительным, притяжательным?

2. Осложненное списывание

1) Спишите, определите падеж, укажите начальную форму, разряд.

У вас-….., к ним-….., с кем-нибудь-….., не с кем-……., над тобой-……

ни от кого-…, какие-нибудь-……, собой-….., о вас-…….не у кого-…...

2) Раскройте скобки, объясните написание местоимений.

Мальчик хотел (о) чем(то) спросить, что(то) сказать.

3. Знакомство с материалом учебника, стр. 252-253

-Какие местоимения называются отрицательными?

-Как образуются отрицательные местоимения?

-Расскажите о правописании не-, ни-.

-Какие отрицательные местоимения не имеют И.п.?

4. Синтаксический разбор

Никто ничего не ответил. Я никого здесь не знаю.

5. Работа с перфокартой по теме «Правописание не- и ни- в отрицательных местоимениях».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9

ничего

никого

ничем

никто

никому

нечему

некому

нечего

никаких

никакие

нечему

нечем

некому

ничто

некого

некем

нечем

никем

ничьих

некем

некого

нечего

никакой

ничей

никакого

ничему

ничьими

-Что нужно помнить о правописании не- и ни- ?.

6. Предупредительный диктант.

Петя решил до самого города ни за что не покидать своего поста. Весь вид отца говорил: ничего не произошло, ни о чем не надо спрашивать. Ни о каком знакомстве нечего было и думать.

7. Выборочно-распределительный диктант.

Упрямого ничем не убедишь.

Кто ни в чем не виноват, того и обвинять не в чем.

Не с кого спрашивать, когда сам виноват.

Ничьими похвалами не возносись.

Родную мать никем не заменишь.

Завистью ничего не возьмешь.

Худого человека ничем не уважишь.

Смерть ни на что не глядит.

Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.

Кому работа служит, тот ни о чем не тужит.

8. Осложненное списывание

Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения. Объясните правописание.

не спрашивал…….

ссориться……........

не сомневался……

сердиться……........

не создавал……….

не удивлялся…......

не обижал………..

не прикасаться…..

не встречался……

не советовал…......

- В каких словосочетаниях отрицание чувствуется сильнее: там, где при глаголе есть отрицание или там, где его нет?

9. Программированное задание. Выберите правильный ответ.

Пример

1

2

3

4

Не нашел н…чего

Сожалеть н…чего

Не спорю н… с кем

Н…сколько не испугался

Надеяться н… на кого

и

и

е

и

е

и

е

и

и

е

е

е

и

е

и

е

и

е

и

е

10. Решите кроссворд. Приз «Знатоку местоимений».

  1. Местоимение 1л. ед.ч. в Р.п.
  2. Возвратное местоимение в Д.п.
  3. Местоимение, указывающее на неопределенное количество.
  4. Вопросительное местоимение: какой по порядку.
  5. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он.
  6. Неопределенное местоимение, синоним местоимения что-то.
  7. Относительное местоимение, указывающее на признак предмета.
  8. Личное местоимение 3 л. мн.ч.
  9. Неопределенное местоимение: неизвестно кто.

IV. Домашнее задание.  §61 упр. 801

V. Итог урока. 

-В каком случае в отрицательном местоимении пишется не-? ни-?

-Что нужно помнить о правописании отрицательных местоимений.

Пример

1

2

3

4

Не нашел н…чего

Сожалеть н…чего

Не спорю н… с кем

Н…сколько не испугался

Надеяться н… на кого

и

и

е

и

е

и

е

и

и

е

е

е

и

е

и

е

и

е

и

е

Дата:                                     6 класс.

Урок №

Тема: Притяжательные местоимения.

Цель: познакомиться с особенностями правописания притяжательных местоимений; расширение активного словарного запаса учащихся, тренировка в употреблении притяжательных местоимений в речи;

развивать умение определять признаки притяжательных местоимений;

воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

III . Объяснение нового материала

1. Орфографическая диктовка.

Пробираешься по узкой тропинке, в осеннюю ненастную пору, щуриться от ярких солнечных лучей, звуки пастушьего рожка, восхищаешься чудесной картиной, раздаваться в вечернем воздухе, наслаждаться птичьим пением, при легком дуновении ветра, горячего летнего солнца.

-        Выделите среди прилагательных притяжательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

2. Наблюдения на с.    Знакомство с теоретическим материалом.

3. Склонение   словосочетания   моего дома.

4. Запись в словарь «Говори правильно».
Их сын, их дом (но не «ихний»!!).

5. Объяснительный диктант

Работа с текстом.

-        Прослушайте текст.

Самое большое счастье для отца и матери — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении.Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья—это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. (В. Сухомлинский.)

- Определите основную мысль высказывания.

- Запишите текст.

- Подчеркните  словосочетания, укажите разряд местоимений.

6. Синтаксический разбор предложений.

1) Я долго разглядывал непонятные следы и догадался, кто их здесь оставил. 2) Я слежу за жизнью своих четвероногих друзей и переживаю вместе с ними их радости и невзгоды. (По Г. С к р е б и ц к о м у.)

Делается вывод о синтаксической роли личных и притяжательных местоимений.  (Личные местоимения выступают в предложении  в  роли  подлежащих,  дополнений,  притяжательные - в роли определений.)

7. Выборочный  диктант.

Я заблудился. Приближалась ночь. За лесом ничего не было видно. Я выстрелил в воздух, но не получил никаких ответных сигналов. В темноте я залез в какой-то бурелом, но все-таки ухитрился из него вырваться. Вдруг послышался треск сучьев и чье-то прерывистое дыхание. Какой-то зверь бежал прямо на меня. Кем бы он мог оказаться? Я почувствовал, как животное подошло ко мне и лизнуло меня. Это возвратилась моя собака. Она осторожно прижалась к моей руке и стала тихонько повизгивать. Без своей собаки я ни за что не нашел бы дороги домой. (По   В. А р с е н ь е в у.)

- Определите  разряд  местоимений,  укажите  их грамматические признаки.

IV. Домашнее задание.  §62 упр.

V. Итог урока. 

Дата:                                     6 класс.

Урок №

Тема: Указательные  местоимения.

Цель: познакомиться с особенностями правописания указательных местоимений; расширение активного словарного запаса учащихся, тренировка в употреблении указательных местоимений в речи;

развивать умение определять признаки указательных местоимений;

воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

III . Объяснение нового материала

1. Терминологический диктант  (записать известные разряды местоимений).

2. Словарный диктант

Подзаголовок книги, автор повести, расположить на какой (нибудь) страниц..,  (не)  сколько великолепных произведений, какие  (то)  книги, (кое) кто из малышей, с кем (нибудь) посовет..ваться.

Гл..деть не (на) что, (не) с кого спрашивать, бл..годарить кого (то), бурно разг..реться, (не) разоч..ровался (ни, не) в чем, (не, ни) чего не иаходит,  (не, ни) с кем (не) посовет..вался.

3. Анализ предложения

 Я  люблю  этот праздник,   полный   добрых   желаний,   искрометных   приветов. (А. Ч е п у р о в.)

-        О каком празднике идет речь? Можно ли об этом догадаться, если мы не укажем, что это за праздник?

4. Словарно-орфографическая работа

 «Указательные местоимения». В слове указательные учитель выделяет корень, подбирает и записывает однокоренные слова: указ, указать, указатель (являющийся указателем), указательный, указка.

- Как вы думаете, в чем секрет названия этих местоимений?

Определите   синтаксическую   роль   местоимения   этот   в записанном на доске предложении.

5. Работа с учебником — с. 258

6. Объяснительный диктант.

Книги — наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут тебе о далеком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер. •

Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.

— Что значит облагораживают?

— Докажите, что это текст. Какие средства связи предложений использованы в тексте? (повторы, местоимения.)

- Укажите разряды местоимений.

- Қакова роль в тексте указательных местоимений? (Местоимение эти указывает, что речь идет о книгах, оно служит для связи предложений; местоимение такие соединяет главное и зависимое предложения, указывает, что далее следует предложение, которое конкретизирует данное местоимение.)

-        Определите синтаксическую роль этих местоимений.
-Қакого человека можно назвать настоящим книголюбом?
-Можно ли по книгам, которые читает человек, судить о самом человеке?

Вот что писал об этом известный русский хирург Н. И. Пирогов: «Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты».

-        Являются ли синонимами слова книголюб и  читатель?
Работа с Толковым словарем С. И. Ожегова.

Қниголюб — любитель книг.

Читатель — 1) тот, кто читает, кто занят чтением каких-нибудь произведений, к кому обращены произведения письменности; 2) посетитель общественной библиотеки.

Составление синонимического ряда (записывается в тетради): книголюб (любитель книг), книгочей (человек, любящий книги, увлекающийся чтением), книжник (любитель и знаток книг, библиофил).

- Какое из указанных слов является устаревшим?

2.        Беседа с классом.

-        Быть хорошим читателем, умным, глубоким, быть настоящим книжником очень трудно. Послушайте ответ писателя Л. Пантелеева  школьнице  Марине,  которая  просила  дать  совет,   как
воспитать в себе любовь к книге.

ДОРОГАЯ МАРИНА!

Есть люди, которые не умеют читать. Кто же виноват в том, что у людей нет вкуса к книге?

По-моему, очень большой вред приносит неумелое и неумеренное пользование телевизором. Вероятно, ты знаешь немало ребят, которые все свое свободное время просиживают перед голубым экраном. Сколько драгоценных часов и минут это безумное глядение отнимает у книг, у литературы!

Я,  милая  Марина,  понимаю,  что  нельзя  в  твоем   возрасте читать одни сказки, как нельзя, скажем, питаться одним медом или земляникой.

Уметь читать — это искусство. И вот тебе мой совет, юная читательница! Продолжай читать сказки, затем бери в библиотеке такие книги, как «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу, «Қаштанка» Чехова. А дальше, я уверен, ты сама уже будешь ориентироваться в том огромном, безбрежном океане, который называется Мировая Литература.

—        Какова основная мысль высказывания? Запишите ее, объясните постановку знаков препинания. (Уметь читать — это искусство. В данном предложении это не указательное местоимение, а частица, связывающая главные члены предложения.)

3. По Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова выясняется значение слова иллюстрация. Запись словосочетаний: о той иллюстрации, об этой иллюстрации.

Делается вывод: указательные местоимения этот, тот, помимо указания на близость-дальность, выражают и указание на определенный предмет. Они различаются и по направлению указания: этот указывает на уже названный предмет (лицо), тот — предмет, называемый впоследствии.

Местоимение этот употребляется с предлогом об, тот — с предлогом с.

IV. Домашнее задание.  §63 упр. 819

V. Итог урока. 

Дата:                                     6 класс.

Урок №

Тема: Определительные местоимения.

Цель: познакомиться с особенностями правописания определительных местоимений; расширение активного словарного запаса учащихся, тренировка в употреблении определительных местоимений в речи;

развивать умение определять признаки определительных местоимений;

воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

III . Объяснение нового материала

  1. Повторение (корни с чередованием)

Словарный диктант.

Предл_гать план, разл_жить костер, распол_жится на ночлег, зар_сли тростника,
маленький р_сток, отр_слевое совещание, одноклеточные водор_сли, возр_ст Земли.

2. Терминологический диктант  (записать известные разряды местоимений).

3. Осложненное списывание

Во все века на русском хлеб..

Богатыри р..сли у нас.

Так пусть же вновь р..стут такие,

Чтобы, когда наступит срок,

Нигде (ни) кто тебя, Россия,

Перебороть (ни) в (чем)   (не) мог. (М. Исаковский.)

- Объяснить  пропущенные буквы, вставить их в текст, характеризует местоимения по разрядам.

- В тексте есть местоимения, которые еще не изучались, что все они определяют существительные: все века, такие богатыри.

4. Знакомство с местоимениями - с. 261.

-Как   вы   думаете,   почему   эти   местоимения   называются определительными? Составьте с ними словосочетания.

- Со словами какой части речи вы употребили определительные местоимения? Почему?

-Как изменяются местоимения каждый, всякий? (Как прилагательные.)

-Найдите синонимы определительных местоимений (иной — другой; любой — всякий, каждый).

Внимание! местоимение весь определяет предмет в полном объеме, всякий обозначает «любой из многих», каждый — «один из всех в данном ряду предметов», самый подчеркивает в предмете главное.

5. Словарный диктант

Несколько экземпляров книг, каждая биография, сам автор, некоторые классики, самый интересный роман, кое-какие иллюстрации, любой читатель

Определите разряд местоимений.
6. Запись в «Словарь трудных слов».
Произведение, творение, сочинение, создание.

—Как называются такие слова? Составьте и запишите с данными словами словосочетания.

7.Синтаксический разбор предложения

Золотая полка— это та, на которую ставятся любимые книги.

—        Определите разряды местоимений.

- В каком значении употреблено слово золотая? (В данном предложении это — частица, которая связывает главные члены.)

8. Выборочный диктант.

Задание: выписать местоимения, с которыми они встретятся в тексте, охарактеризовать их.

1) Что волки жадны, всякий знает. 2) Так думает иной затейник, что он в подсолнечной гремит. 3) На самый крупный с сеном воз он к мужику спесиво вполз. 4) А про него совсем не слышно: у всякого забота там своя. 5) Кто с пользою отечеству трудится, тот с ним легко не разлучится. 6) Как сам остался жив, считаю, право, дивом. 7) Нередко мы, хотя того не примечаем, себя в других охотно величаем.

9. Склонение местоимений самая интересная книга, само произведение.

IV. Домашнее задание.  §64 упр. 823, повт § 45

V. Итог урока. 

Дата:                                     6 класс.

Урок №

Тема: Морфологический разбор местоимения.

Цель: познакомиться с морфологическими признаками местоимения; систематизация   знаний   о   местоимении.

развивать умение правильно определять морфологические признаки местоимения.

воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

III . Объяснение нового материала

1.   Орфографическая диктовка.

Ничем не удивишь, ни о чем не догадывался, не причинять никому зла, никаких насекомых, никого не касался, прикоснуться к чему-нибудь, стряхнуть с него, поманить за собой, предложить кому-нибудь, что-то почувствовалал, чей-то шепот.

Найдите местоимения по их морфологическим признакам:

  1. возвратное, стоит в творительном падеже (за собой);
  2. неопределенно-личное, стоит в дательном падеже (кому-нибудь);

      3)  отрицательное, стоит в творительном падеже (ничем);

      4)   личное, 3-го лица, единственного числа, мужского рода, стоит в родительном падеже (с него).

- Найдите глагол,  строение которого  соответствует схеме: ¬ ∩ ^ ^  ^

- Вспомните, от какого слова произошло слово манить. Запишите. 2—3 слова с историческим корңем -ман- (манжет, манеры и пр.— см. «Этимологический словарик»).

2. Работа с текстом.  Выборочный диктант.

- Прослушайте текст.

                Каждое утро я отправляюсь в лес по грибы, но возвращаюсь с пустой корзинкой. Надо мной смеются мои соседи: «Вам бы подзорную трубу с собой брать, тогда какую-нибудь сыроежку отыщете».

                 Я выслушиваю все эти дружеские нападки. Они меня не задевают. /Ведь никто из тех, кто надо мной подтрунивает, не подозревает, что я грибов не собираю. Мне жаль срывать грибы, которые выросли возле моей заветной тропинки. Я знаю на ней каждый грибок, но не рву их, а слежу за тем, как они растут.

(По Г.   Скребицкому.)

- Перескажите текст. Определите его основную мысль.

- Найдите местоимения по их морфологическим признакам:

1) личное, 1-го лица, единственного числа, стоит в творительном падеже (надо мной);

2) указательное, стоит во множественном числе, родительном  падеже (из тех);

3) указательное, стоит во множественном числе, именительном падеже (эти);

4) определительное, стоит в единственном числе, мужском роде, винительном падеже (каждый);

5) относительное, стоит во множественном числе, именительном падеже (которые).

3. Диктант «Проверь себя».

Однажды на охоте я увидел тетеревов. Собрался уже в них стрелять, но они вдруг разом сорвались с поляны и исчезли в лесу. Кто спугнул их? Какой-нибудь охотник?

Легкий треск сучьев заставил меня обернуться. Из кустов на поляну выбирался кто-то на четвереньках. Это не человек, а какой-то зверь. Медведь! Он вылез из-за веток, а следом за ним выскочили два медве-жонка. (По И.Соколову-Микитову.)

4. Знакомство с морфологическим разбором

— Сделайте морфологический разбор 2—3 местоимений

IV. Домашнее задание.  §66 упр. 837, повт. глагол

V. Итог урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...