Разбор словосочетания
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Акулина Алевтина Александровна

Знать порядок разбора словосочетаний; уметь разбирать словосочетания по образцу в устной и письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_na_temu.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе на тему

 «Разбор словосочетания».

Тип урока. Урок объяснения нового материала.

Цели:

Предметные: знать порядок разбора словосочетания; уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;  потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово:

-Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского. Послушайте фрагмент этого произведения и скажите, какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?

-Как вы думаете, почему чувства грусти, печали?

-Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку: полюбуемся красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми мы познакомились в начальной школе, продолжим работу над понятиями «словосочетание» и «предложение».

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

3. Актуализация и пробное учебное действие

-Вспомните, что вы знаете о словосочетании?

-Какие бывают словосочетания по главному слову?

-Чем словосочетание отличается от предложения?

Упр. 133- словарный диктант

-У вас на партах лежат карточки со стихотворением А. С. Пушкина. Прочитайте его

-Может, кто-то желает прочитать наизусть?

1-й вариант

Уныла пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2-й вариант

Октябрь уж наступил- уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад- дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

4. Выявление места и причины затруднения

Задание по рядам:

-Выпишите по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам:

Сущ. + сущ., сущ. + прилаг., гл. + сущ.

-Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности?

-Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства?

-Будут ли словосочетаниями слова приятна краса; покрыты небеса; октябрь наступил? Почему? (Нет, не будут, это подлежащее и сказуемое в предложениях, они выражают основную мысль предложения)

-Подчеркните грамматические основы во всех предложениях.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем.

Люблю я пышное природы увяданье. А. С. Пушкин

-Выпишите все словосочетания, которые найдете в этом предложении. Составьте схемы.

-Пользуясь материалом учебника, подготовьте рассказ о том, что мы называем словосочетанием. Предложением? Чем они отличаются друг от друга?

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

6. Самостоятельная работа

Запишите текст. Назовите его тему и основную мысль. Подчеркните грамматические основы предложений.

Наступила осень. Стоит отличная погода. Все деревья, кустарники и травы стали жёлтыми и разноцветными. На пруду в воде плавают осенние листья. Ах, как красиво!

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами и горами.

Так и хочется крикнуть: «Возвращайтесь к нам весной!»

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, ищут причины трудностей.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

-Составьте свой рассказ об осени по данному началу.

Дни становятся короче, и всё реже проглядывает солнце. Деревья все в разноцветных одеждах. Золотые, багряные, бордовые листья медленно опадают и шуршат под ногами, словно мягкий ковёр.

Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу…

7. Итог урока

Заслушиваются сочинение учащихся. Проводится обсуждение.

-Ребята, что значит «пышное природы увяданье»?

-Действительно ли осень приносит с собой только грусть и печаль?

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

8.Домашнее задание.

Параграф 27, упражнение 140


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Синтаксический разбор словосочетания"

В курсе «Синтаксис» тема «Синтаксический разбор словосочетания» является одной из актуальных и важных  тем. Эта тема рассматривалась и в 5 -6 классах, но в 8 классе она берется глубже с целью пос...

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"

Данный урок разработан к УМК  С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...

Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.

Первый урок по связи слов в словосочетании, прослеживаются все этапы работы на уроке, предусматривается и исследовательская деятельность учащихся....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

презентация к уроку русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор словосочетания"

ЦЕЛИ УРОКА:• отработать навыки работы со словосочетанием.• проверить понимание учащимися главного и зависимого слова в словосочетании.• закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их струк...