Урок русского языка в 6 классе на тему "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рафикова Зиля Фатыховна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Неопределенные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_v_6_klasse.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету Русский язык  (Учитель Рафикова З.Ф.)

Класс:  6

УМК: Русский язык. 6 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др, Ч.2. 2016

Тема урока:  «Неопределенные местоимения»

Цели урока:

      1.Деятельностная:  создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов;

      2.Предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о неопределенных местоимениях, их признаках, правописании и синтаксической функции в речи.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение находить местоимения в тексте;

- познакомиться с неопределенными местоимениями, с их признаками;

Развивающие:

формировать навыки употребления неопределенных местоимений в речи;

формировать умение самостоятельно анализировать информацию;

развивать наблюдательность, умение правильно аргументировать ответ;

Воспитательные:

- формировать познавательную активность;

- воспитывать у учащихся умение работать в группе, умение выступать перед аудиторией.

Планируемые образовательные результаты урока:

  1. Личностные: 

 готовность обучающихся к восприятию нового, к саморазвитию и самообразованию;

 ответственное отношение к выполнению учебных задач;

 демонстрация коммуникативной компетентности, уважительного отношения к мнению другого человека.

  1. Метапредметные:

 постановка учебной задачи под руководством учителя и работа в соответствии с ней;

 выдвижение простейших гипотез;

 выделение главного, существенных признаков понятий; осуществление сравнения, высказывание суждений, аргументация их;

 работа с информацией и преобразование её;

 нахождение причинно-следственных связей;

 оценивание своей работы.

  1. Предметные:

 умение видеть в тексте неопределенные местоимения, их назначение в речи;

 владение терминологией;

 характеристика местоимения как части речи по его грамматическим признакам.

Тип урока: 

  1. По ведущей дидактической цели: урок открытия новых знаний.
  2. По способу организации: индивидуально-групповой.
  3. По ведущему методу обучения: метод развития критического мышления.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый

Средства обучения: словесные, наглядные (учебник, «бортовой журнал», презентация), технические (мультимедийный проектор, ноутбук)

Ход урока:

Этапы

урока

Методы обучения

УПЗ урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

1

2

3

4

5

6

Вызов.

Актуализация знаний.

«Верные и неверные утверждения»

Осмысление.

Чтение текста.

Подведение к теме урока.

Формулирование темы и цели урока.

Работа по теме урока.

Физкультминутка.

Работа по учебнику.

Рефлексия.

Беседа.

Анализ.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Зиля Фатыховна. Я сегодня буду проводить у вас урок русского языка. Чтобы урок для всех был полезным и приятным, давайте начнём его с улыбки. (Слайд 1) Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А ещё на нашем уроке присутствуют гости. Давайте им тоже подарим свои улыбки, повернитесь к гостям и улыбнитесь.

Ну вот, теперь нам будет легко работать, ведь не зря поётся в песне: «От улыбки станет всем светлей!»

А сейчас я  приглашаю вас в увлекательное морское путешествие! Вместо привычных тетрадей предлагаю «бортовой» журнал, где вы будете выполнять задания и оценивать себя. Запишите дату начала нашего путешествия.

 Любой путешественник, собираясь в дорогу, берёт с собой всё самое необходимое. Давайте узнаем, с какими знаниями мы отправимся в путь.

Итак,  первое задание: «Верные и неверные утверждения». Я буду зачитывать утверждения, а вы можете согласиться или не согласиться с ними ( да ( +),   нет (-) Ответы внесите  в бортовой журнал.

 Верите ли вы, что… (Слайды 2,3)

  1. Местоимение-это часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество?
  2. Местоимение он не изменяется по родам?
  3. У возвратного местоимения себя есть форма именительного падежа?
  4.  В предложении местоимение обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями?
  5. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса?
  6. Относительные местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного?

Давайте сверимся с ответами. (Слайд 4)

За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу.

С какими из утверждений вы не согласились? Почему?

Молодцы! С такими знаниями можно смело отправляться в путь!

 Поднять паруса! (Слайд 5) Мы в открытом океане. Вглядитесь внимательнее, видите: перед нами какие-то острова (Слайд 6), их несколько. 4 из них зелёные – это значит, что мы с ними знакомы: на первом острове живут личные местоимения, на втором-возвратное местоимение себя, на третьем -вопросительные и относительные местоимения. Остальные острова белые. Почему? Как вы думаете?

Смотрите, в воде какой-то неизвестный предмет. (Слайд 7) Поднимем его на борт. Да это же бутылка с каким-то посланием! Откроем бутылку и прочитаем это послание (Слайд 8)

(1 ученик читает текст)

Если кто-нибудь читает сейчас это письмо, значит, у нас есть хоть какой-то шанс на спасение! Несколько человек пробрались на наш остров и пытаются захватить его. Помогите!!! 18.03.2021 

А как же им помочь? Дата сегодняшняя, и написано оно всего лишь 10 минут назад, значит,  его отправили с ближайшего острова. Как же называется этот остров?

Посмотрите на выделенные местоимения, на что они указывают? Указывают ли они на предмет, лицо, признак, количество точно, определённо? Какую атмосферу они создают?  Значит,  сегодня мы откроем

новый таинственный остров «Неопределённые местоимения». Запишите в бортовой журнал название острова (тему урока).

Ребята, а как вы понимаете значение слова «неопределенный»?

А вот как объясняется значение этого слова в словаре С.И.Ожегова (Слайд 10)

С какой целью мы поплывём на этот остров?(Узнать о неопределенных местоимениях, об их образовании и правописании; научиться их правильно писать )

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Откроем наш справочник морехода-учебник, стр.76 и прочитаем, верны ли наши догадки о неопределённых местоимениях.

Вывод: неопределённые местоимения указывают на неопределённые лица, предметы, признаки и количества.

(Слайд 11)

Наконец мы подплыли к острову «Неопределённые местоимения», но не можем пристать к берегу: на пути препятствия в виде таблицы. Нам нужно изучить её и сделать вывод. (Слайд 12).

Вывод: неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений при помощи приставок НЕ-, КОЕ-, суффиксов –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ.

Наконец мы  на острове! Нам предстоит выполнить следующее задание: упражнение 458 (устно), составить 1 предложение с неопределёнными местоимениями.

Но почему мы не можем пройти в глубь острова? Посмотрите на хижину, на ней изображены таинственные числа  43 и 44.(Слайд 13) Что бы это могло значить? Откроем наши справочники (учебники) : на стр.77-78 даны правила.

Для того чтобы научиться правильно писать неопределённые местоимения, выполним такое задание. (Слайд 14).

Данные местоимения распределите по трём колонкам в зависимости от написания (слитно, раздельно, через дефис)

(Не)сколько, (не)что, кое (с) кем, (не)кто, кое (о) чём,  (кое)кому, чей(нибудь), кое(для) кого, какой(то) 

Проверьте себя! (Слайд 15)

За каждое местоимение, вписанное в нужную колонку, ставите по 1 баллу. Максимально – 9 баллов)

Вывод: о правописании неопределённых местоимений.

(Слайд 16). Запомнить правописание неопределенных местоимений вам поможет напоминалка (Слайд 17)

Ребята, посмотрите, наш остров стал зелёным. (Слайд 18) Как вы думаете, почему? Какой новый разряд местоимений вы для себя открыли? Добились ли мы целей, поставленных в начале нашего путешествия? 

Закончите предложение: 

Сегодня на уроке…

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я поняла, что…
  • я научился…
  • у меня получилось…

Значит, жители этого таинственного острова могут жить спокойно, ведь им ничего не угрожает. А мы смогли точно узнать, кто живёт на этом острове? Остальные острова пока белые. О чем это говорит? Правильно,  вы будете их  открывать на следующих уроках, познакомившись с другими разрядами местоимений.  Впереди вас ждут еще более интересные путешествия!

Можем возвращаться. А дома вас ждёт задание:

 упражнение 460 или 461 (на выбор).

Молодцы! Спасибо за урок!

Приветствуют учителя, друг друга,

проверяют свою

готовность к уроку.

Записывают дату

в «бортовом журнале».

Объясняют, почему данные утверждения верны или неверны.

Сравнивают с ответами,

оценивают результаты.

Слушают учителя и выдвигают гипотезы.

Читают текст, слушают.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Объясняют значение слова

Читают значение слова

Совместно с учителем формулируют цели урока

Выполняют упражнения за учителем

Делают предположения, изучают правила

Распределяют данные местоимения по колонкам

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

-выражать положи-

тельное отношение

к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные:

-формирование  

умения слушать и

слышать.

Познавательные: повторение пройденного материала.

Коммуникативные:

умение строить

продуктивное взаи-

модействие и сотрудничество со

сверстниками и взрослыми.

Регулятивные:

-оценивать (сравнивать с эталоном)

результаты своей

деятельности.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и

усвоено учащимися

и того, что ещё неизвестно.

Личностные:

-развитие познава-

тельных интересов

учебных мотивов.

Коммуникативные:

-умение ясно и четко излагать свое

мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

-постановка

проблемы, умение выдвигать гипотезы, их обсуждение.

Познавательные:

-выбор наиболее

эффективных способов решения задачи.

Личностные:

выражать положи

тельное отношение

к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

-умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

в соответствии с за-

дачами и условиями

коммуникации.

Регулятивные:

-умение действовать по плану

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

-поиск и выделение

необходимой информации, распределение в соответствии с поставленной задачей.

Лист самооценки.

Лист самооценки.

Лист самооценки.

Лист самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка ( 6 класс) "Отрицательные местоимения"

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.Чтобы учащиеся не...