Урок 8 класс. Обращение как культурно-лингвистический феномен
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Лаптева Елена Егоровна

повторить, расширить знания по теме « Обращение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obrashchenie_kak_kulturnr-lingvisticheskiy_fenomen.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

«Обращение как культурно-лингвистический феномен»

 

Цель: повторить, расширить знания по теме « Обращение».

Задачи:

- образовательные: повторение сведений об обращении, известных по курсу 5-7 класса в процессе выполнения тренировочных, контрольных упражнений с использованием межпредметных связей; познакомить обучающихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями, правилами интонирования предложений с обращениями;

-развивающие: развитие устной и письменной речи, пунктуационных навыков, внимания, логического мышления; развитие аналитических способностей учащихся (умения сравнивать, выделять, обобщать); развитие умения применять полученные знания на практике, развитие речевой культуры.

-воспитательные: воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку; воспитание стремления к системным знаниям по предмету и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитание интереса к предмету

Оборудование: учебник русского языка 8 класса под редакцией С.Г. Бархударова; тетради, ручки, карандаши; рабочий лист ученика; карточки с тестовыми заданиями, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, интернет-ресурсы.

Тип урока: повторения с элементами изучения нового материала

Ход урока:

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Слайд 1.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Я желаю вам, дорогие мои восьмиклассники, чтобы доброе настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II. Основной этап.

1. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса.

-Ребята, задача нашего урока - вспомнить изученный материал. А по какой теме?

слайд №1

-Обращаю ваше внимание на то, что мы работаем в 3 группах, в каждой из которых назначены консультанты. Их задача – координировать работу в группе, выбирать выступающего, брать на себя решающее слово. Будьте взаимно вежливы и корректны. Выступающего не перебиваем, не критикуем. Если у вас другая точка зрения, то её озвучиваем.

2.Целеполагание.

-Итак, тема нашего урока – «Обращение как культурно-лингвистический феномен». 

С понятием обращение вы познакомились в 5 классе, а в 8 встретились вновь. Ребята, исходя из темы урока, какую цель вы сегодня поставите перед собой? 

Ответы учащихся… (нам необходимо вспомнить, что такое обращение)

Сформулируйте задачи урока:

слайд №2

- Задача нашего урока –а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём      б)  провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;      в)  расширить  знания о речевом этикете и повышении  речевой культуры;      г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;      д) обратиться  к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

-А как вы думаете, ждут ли вас какие-то новые открытия в этой теме? Насколько хорошо вы знаете её?


3.Повторение. Для того, чтобы наша работа принесла нам хорошие результаты, постараемся сейчас выяснить, что вам известно об обращении. Начнем работу с составления кластера.

   Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:

  1.  расставьте  недостающие знаки препинания.

    слайд №3,4

Какую эмоциональную функцию выполняют обращения?

1. Дружок прочитать тебе интересный рассказ?

2. Будьте ребят внимательны на уроках!

Друзья мои я молод был.

О первый ландыш из- под снега ты просишь солнечных лучей.

О тонкая береза Что загляделась в пруд?

Вы слышите меня однополчане?

Журчи журчи звени родник певучий.

Приветствую тебя Кавказ седой!

Что ты поникла зеленая ивушка?

Будь терпелив читатель милый мой!

Отпусти меня родная на простор широкий.

 

- А как вы думаете, функция обращения заключается лишь в том, чтобы называть к кому обращаются с речью основная единственная?  (нет)

- Сделаем вывод: обращение также выполняет эмоциональную функцию, содержет оценку человека или явления, выражает различные чувства, характеризующие говорящего.  

- Какие же чувства могут быть выражены с помощью обращений? (Чаще всего это добрые чувства: любовь, нежность, ласка, признательность, иногда – злость, гнев, раздражение, насмешка, лесть…)  

- Ребята, как вы думаете, имеет ли слово обращение еще какое-то значение, кроме лингвистического термина?  Когда оно употребляется? (обращение президента – речь; обращение с животными – отношение.)

Литературная викторина. Встреча с героями литературных произведений. Назовите автора, героя произведения. Слайд 16.

1.Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! (Дубровский)

2. Можешь ли ты, старик, - сказал он, - достать мне лошадь до Шадрина?

«Метель» Пушкин

  1. Не забудь, Андрей Петрович, - сказала матушка, - поклониться и от меня князю (Капитанкая дочка )
  2. Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате?

Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголь

  1. Скажи-ка, дядя, ведь не даром… (Бородино)
  2. Ещё ты дремлешь, друг прелестный?!

Пора, красавица, проснись…(А.С.Пушкин. Зимнее утро.)

7.Мы вольные птицы; пора, брат, пора! (А.С.Пушкин. «Узник»)

8.Ребята, не Москва ль за нами?(М.Ю.Лермонтов. «Бородино»)

9.Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас…(М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»)

10. Я пригласил вас, господа, затем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие.(Н.В.Гоголь,»Ревизор», городничий)

11.Голубушка, как хороша! (И.А.Крылов. «Ворона и Лисица»)

12.

Задание исследовательского характера

слайд №5 (выступление Егошиной Полины)

Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче?в обращении у нас обычно используется именительный падеж.  А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…Сравните е более древний текст : Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)

Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка , который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от  звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены

слайд №6

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

     2. Я вернусь к тебе Россия.

     3. С чего начинается Родина?

     4.Мой друг  Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

     5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

     6. Любимый город может спать спокойно.

     7. Утоли мою жажду каплей росы.

     8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

     9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

    10.Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье!

Проверка выполнения задания.

-В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

- Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

-Какие из выписанных предложений относятся  к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?

Дальнейшая работа по заполнению кластера (опорного конспекта).

слайд №7

 1.Разорванное обращение.

«Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)

2.Личные местоимения ты и вы могут выступать  в роли обращения ,например:

- Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский);

– Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов).

Этикетные обращения.

  • Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.

слайд №8

Сравните:

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);

Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин)  

— Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)

- Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор

- Мамаша , гляди, пакет унесут.

Русские стандарты вежливого обрашения (Выступление Семеновой Валерии)

Проблемная ситуация .

Отсутствие стандартов вежливого обращения-это недостаток нашего языка или его достоинство? Есть ли традиционное обращение в нашей стране? (выступление Попова Саши)

Приложение№2

Русские стандарты вежливого обращения сегодня.

    Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана… В центре общественных дискуссий оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане).   

  Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.

    Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем:в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине:доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам:женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?

   Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.

4.Практическая работа.

-Употребление обращений связано с общей культурой человека. Сейчас использование обращений является актуальной проблемой современного общества, так как люди затрудняются в выборе вежливых форм обращения при общении друг с другом и с незнакомыми людьми. В каждом языке есть своя форма обращений. Естественная форма русского обращения к взрослому знакомому и незнакомому собеседнику –обращение по имени и отчеству. Иностранцы обходятся без отчеств. Вам известны какие-то другие формы?(пан, сэр, господин, мисс, миссис, мистер, пани, пан мадеумазель, мадам, месье).

-Прочное усвоение темы «Обращение» поможет вам успешно выполнить одно из заданий при сдаче экзамена в форме ОГЭ. Давайте посмотрим, как формулируется это задание (слайд №9) и как его нужно выполнять.(презентация, выполнение теста) …( Если позволяет время)

-Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока. Как вы считаете, удалось ли вам достичь ее?

IV.Рефлексия в конце урока.

слайд №10

- Вы сегодня многие задания выполняли в группах. Оцените работу соседа по парте, выбрав 1 фразу:

-Ты молодец.

-Я доволен твоей работой на уроке.

-Ты мог бы поработать чуть лучше.

Домашнее задание:

Составить диалог

  1. Семья за ужином;
  2. На школьной перемене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект зачётного урока русского языка в 5 классе "Обращение. Прямая речь. Сложное предложение"

Данная разработка может служить основой для зачётного урока . Урок может проходитьс использованием компьютерных технологий. (на базе игровой компьютерной программы для начальной школы , поставлен...

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ....