Использование социальных сетей в процессе обучения русскому языку.
статья по русскому языку (8 класс)

Социальные сети вряд ли можно отменить, они прочно вошли в жизнь уже нескольких поколений. И уже есть ряд профессий, которые виртуальный мир подарил нашему реальному миру. Например, профессия блогера.  Одна из составляющих ведения блога — написание текстов к постам. 

Именно этот момент и можно взять на вооружение при подготовке заданий разного уровня к урокам русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Коллеги, признайтесь, у кого из вас нет аккаунта в Инстаграме?

Думаю, таких найдется не много. А раз присутствие в Инстаграме стало чуть ли в рамках приличия, почему бы не попытаться извлечь из этого пользу? Не в бытовом плане, а в самом настоящем профессиональном, учительском.

Социальные сети вряд ли можно отменить, они прочно вошли в жизнь уже нескольких поколений. Это особый виртуальный мир, в котором люди «живут», играя определенные роли по определенным правилам. И уже есть ряд профессий, который этот виртуальный мир подарил нашему реальному миру.


Например, профессия блогера. Может, профессия — сказано громко. Но как еще это назвать, если человек работает над ведением блога по несколько часов в день, часто создавая для этого команду, и при этом зарабатывает деньги?

Одна из составляющих ведения блога — написание текстов к постам. И главная заповедь при написании этих текстов: пиши,  как говоришь, чтобы тексты не были скучными, чтобы создавалось впечатление, что автор на одной волне с читателем и т.д.

Именно этот момент и можно взять на вооружение при подготовке заданий к урокам разного уровня. Удивлены? Сейчас поясню.

Многие «писатели» от Инстаграма уверены, что, раз писать надо так, как говорим, не стоит уделять особое внимание грамотности написанного. Они часто не заморачиваются с падежными окончаниями имен существительных. В «–тся» и «–ться» мягкий знак ставят или не ставят, не задумываясь.

Отдельная песня с пунктуацией. Здесь наблюдаются две крайности. Их не ставят совсем:

…Как бы это странно не звучало но не дружит девочка Настенька со своим днем рождения. Как будто она провинилась перед вселенной, её наказали и оставили сидеть дома. А возможно это заговор высших сил мне до селе не ведомый. А возможно виной тому авария которая так кардинально изменила мою жизнь. Хотя до неё Настенька праздниками тоже была не избалована…

Или лепят куда ни попадя:

…Пока, не увидела что, это совсем не так, как ей кажется.

Да, что там и я так пробовала, все учимся быть родителями…

А бывает, что их просто заменяют точками. Под лозунгом: «Долой сильно распространенные предложения!» (чтобы читатель не потерял нить рассуждения):

Я такой же живой человек, как и все. И мне тоже страшно. Но когда ты горишь своим делам. Когда ты готов рассказывать о нем и помогать каждому. То это страх куда-то исчезает. И на его место приходит действие.

(Во всех примерах соблюдена авторская корректура.)

А теперь вопрос на засыпку: какой вариант вольного использования запятых встречается чаще на просторах социальных сетей? Не трудно догадаться, что первый, когда запятые почти не ставят.

Интересный факт. Когда мы просим учеников найти ошибки в своей работе, им сложно их увидеть. Скорее всего, этому есть научное объяснение. Мне удобно думать, что, когда ученик читает написанное собственноручно, он знает текст и не вчитывается в него, а проговаривает мысленно то, что сам написал. Недочетов не видит — в мыслях-то у него звучит все правильно!

Поэтому полезно искать ошибки в чужих текстах. Во-первых, ученик убеждается в важности запятых, правильном их употреблении.

Во-вторых, у него появляется навык понимания прочитанного. Ему приходится осознать смысл того, что хотел сказать автор проверяемого текста. Согласитесь, это очень полезный навык!

В-третьих, и самое главное — ребенок начинает бережно относиться к тексту. Особенно если собирается опубликовать этот текст на своей страничке в Вконтакте или Инстаграме.

Теперь интересно узнать, как это работает на практике. Предвижу вопрос: «Это что ж, детей надо отправлять в Интернет? Вся взрослая общественность борется за возвращение детей в реальный мир из виртуального, а вы предлагаете отправлять их туда для выполнения каких-то заданий?»

Да, предлагаю. Если не можешь предотвратить — возглавь!

Но не в «свободное плавание», конечно. Любое задание необходимо готовить. Надо найти подходящий блог. Примерные критерии: тексты написаны в рамках приличия, в них достаточно ошибок и (очень желательно) они информативны.

Дальше дело техники. Можно попросить найти примеры неправильного написания  окончаний глаголов¸  падежных  окончаний имен существительных, тех же запятых. Можно работать со стилистикой (как не надо говорить). А можно поставить задачу найти абсолютно правильное предложение.

Важный момент. Такие задания даются не всем ученикам, а выборочно. Прежде всего, учитываем готовность ребенка работать самостоятельно. Затем обязательно нужно принять во внимание технические возможности ребят — не каждый может похвастать неограниченным доступом к Интернету. Наконец, представьте, что вы будете делать с той массой информации, которую принесут  35-40 человек одновременно! Хотя… Есть варианты, например, сравнить результаты поиска в мини-группах. Но это уже скорее внеурочная деятельность.

Приятный бонус работы с текстами в социальных сетях при правильной постановке вопроса — элементы профессиональной ориентации учеников. Причем двух направлений. С одной стороны, в блогах специалистов можно многое узнать о самых разных профессиях, составить мнение о той или иной специальности.

С другой стороны, ненавязчиво знакомиться с профессиями, порожденными самим Интернетом. Это копирайтер, СММ-специалист, визуализатор, таргетолог и многие другие, между прочим, очень востребованные и неплохо оплачиваемые профессии.

Так почему бы и не позволить нашим детям знакомиться с миром социальных сетей, так сказать, изнутри?

Да, социальные сети, будучи частью виртуального мира, заняли прочную позицию в нашей реальной жизни. И грустно видеть, до какого уровня порой опускается владение «великим и могучим». Но никто не запретит мечтать о временах, когда тексты из социальных сетей станут хранилищем эталона русского языка, когда по публикациям известных блогеров будут издаваться бестселлеры (слово не наше, но сюда очень подходит).

Для этого нужно не так много — интегрировать виртуальную жизнь социальных сетей в наш реальный процесс обучения русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование иноязычных эквивалентов в процессе обучения русскому языку в средней школе

Статья рассказывает о возможностях использования иноязычной эквивалентной лексики и фразеологии на уроках русского языка. Доклад по данной теме был представлен На Педагогическом марафоне-2012 Омской о...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

презентация "Методическое использование сети Интернет при обучении русскому языку и литературе".

Сделана попытка осмыслить цели и задачи использования информационно-коммуникативных технологий на уроках гуманитарного цикла, предполагаются  результаты  такого обучения ....

Использование социальных сетей Интернета при обучении школьников

Безусловно, использование социальных сетей позволяет учащимся увидеть результаты своего труда и обучения в более «широком» мире, за стенами школы. Образование должно перестать воспринимать социальную ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.

Из опыта работы учителя по использованию средств ИКТ при обучении русскому языку. В работе представлен теоретический материал и примеры практического  применения ИКТ....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.

Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и ...

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...