конспект урока "Способы выражения подлежащего", 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кислова Марина Николаевна

Урок открытия нового знания по теме "Способы выражения подлежащего"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_uroka.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме "Способы выражения подлежащего"

Класс: 8

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели урока:

- сформировать представление о способах выражения подлежащего в предложении;

- сформировать умение выделять подлежащее в предложении, определять способы его выражения.

Учебник: Русский язык, 8 класс, Л.А.Тростенцова

Учитель: Кислова М.Н.

Этап урока( название, время, цели)

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Продолжительность:1 мин

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Начнём наш сегодняшний урок с минутки приятных пожеланий друг другу. Я хочу сегодня пожелать вам хорошего настроения и успехов. (радости, добра, улыбок, исполнения желаний).

- Ребята, в течение урока мы будем работать с большим количеством раздаточного материала: текст, таблицы, лист самооценки, карточки. Они лежат у вас на партах. Прошу во время урока не отвлекаться сразу на все задания. Работаем только с одним.

Откройте тетради, запишите число, классная работа

Психологически  настраиваются на работу.

Владение ключевыми понятиями.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь выражать свои мысли вслух.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

II.Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.        

Продолжительность: 3 мин.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки, проводит инструктаж по работе с индивидуальными рабочими листами.

Итак, первое задание «Игра «Верите ли вы…». У вас на партах лежат распечатки с утверждениями, поставьте да, если утв-е верное и нет, если неверное. (Приложение 1)

Проверим выполнение задания. За каждый правильный ответ поставьте на полях по одному баллу. Почему некоторые утверждения неверны?

Почему последнее утверждение неверно?

Ребята, никто еще не догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Запишите тему в тетрадь.

А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем и заполнить 1-й столбик таблицы «З-Х-У»

Проверим записанное

 Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

Определим цели и задачи на урок.

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему и цели урока, слушают инструктаж, выполняют задание, выставляют баллы.

Знание разделов русского языка.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

III. Открытие новых знаний.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, способов выражения подлежащего.

Продолжительность:12 мин.

Организует работу с материалом мультимедийной презентации;

Направляет деятельность учащихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи.

– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало

1. Работа с информационным текстом. (Приложение 2)

– Что нового вы узнали из этого материала? - (Место подлежащего может занять любая часть

речи.)

-  Предлагаю вам просмотреть презентацию и составить кластер «Способы выражения подлежащего». (Приложение 3)

Физминутка

Выполняют задания, анализируют, делают выводы, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,

осуществляют самоконтроль. 

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Первичное закрепление нового материала.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; коррекция

Продолжительность - 12 мин.

А сейчас переходим к работе с карточкой. (Приложение 4)

Запишите предложения. Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Между тем минуло мне шестнадцать лет.

Караульные не думали меня удерживать…

Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру.

Я чаю, небо с овчинку показалось..

Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь.

- Проверьте себя по эталону, поставьте баллы на полях тетради.

Закрепляют новые знания, выявляют пробелы первичного осмысления изученного материала.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

V. Включение

в систему

знаний и

повторения.

(7 мин)

Оценивает результаты учебной работы отдельных учащихся

Продолжаем работу. Сейчас я предлагаю вам поработать с текстом. Вы проверите себя насколько усвоили новый материал.

Прочитайте текст.

Определите тему текста.

Как вы понимаете выражение «..был принят как родной»?(т.е.к нему отнеслись как члену семьи, по-доброму).

Как мы можем охарактеризовать с этой точки зрения семью коменданта (гостеприимные люди).

какие традиции гостеприимства в нашей стране вы знаете? (встретить хлебом-солью, вкусно накормить гостя, заботиться,

Определите, из какого произведения взят отрывок, кто автор.

Найдите, в каких предложениях неверно подчёркнуто подлежащее, исправьте эти ошибки. (Приложение 5)

Поставьте баллы, за верно исправленную ошибку 1 балл.

Как вы думаете, где могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?

-Ребята, подводим итог урока. Давайте вернемся

к последней колонке нашей таблицы: УЗНАЛ.

Итак, что же вы узнали сегодня на уроке?

Сделаем выводы.

Подсчитайте общее количество баллов, выставите оценку в соответствии с баллами.

Выполняют тест, оценивают результаты учебной работы. 

Уметь сличать способ действия и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от образца.

V.Домашнее задание.

Цель:

Продолжительность- 2 мин.

Комментирует выполнение домашнего задания

Домашнее задание

1. Составить текст на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего (или упр.92)

2. Упр.93.

Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки к самообразованию.

VI. Рефлексивный.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Продолжительность 3 мин.  

Организует рефлексию

А сейчас заполните листы самооценки (Приложение 6)

Систематизируют полученную информацию. дают анализ и оценку успешности достижения цели

Рефлектируют  свои действия как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Строят понятные высказывания.

Приложение 1

Верные-неверные утверждения

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный. – это двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным или местоимением.

                

Приложение 2

Информационный текст

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!" – это меня очень заинтересовало

                Текст

Маркировка

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения».

Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? – Об  Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падежеЛистья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падежеНикто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастиеПровожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация. 

Подлежащее может быть  выражено словосочетанием. Например, В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Запишите предложения. Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Между тем минуло мне шестнадцать лет.

Караульные не думали меня удерживать…

Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру.

Я чаю, небо с овчинку показалось..

Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь.

Приложение 5

  1. Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Муж и жена были люди самые почтенные. (4)Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но честный и добрый. (5)Жена его им управляла. (6)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (7)Мы познакомились.(8)Я в ней нашёл благоразумную и чувствительную девушку.

(9)Служба меня не отягощала. (10)У Швабрина было несколько французских книг. (11) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.

Приложение 6

Лист самооценки

«Что я знаю о подлежащем?»

Я знаю:

Самооценка

1. Что такое подлежащее

Хорошо

Не очень хорошо

Не знаю

2. Я знаю, чем может быть выражено подлежащее

Хорошо

Не очень хорошо

Не знаю

Я умею:

 

  1. 1. Находить подлежащее в предложении

Справляюсь успешно

Затрудняюсь  

Нужна помощь

Не умею

  1. 2. Определять, чем выражено подлежащее

Справляюсь успешно

Затрудняюсь  

Нужна помощь

Не умею


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Подлежащее. способы выражения подлежащего."

Цель:·       отработать умение находить грамматическую основу предложения;·       знать способы выражения подлежащего разными частями речи и...

урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".

Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.  Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения,  учёте индивидуальных способностей об...

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)

Тема: Подлежащее.  Способы  выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"....

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего" 8 класс Учебник  Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская  Русский язык 8  кл., М., «Просвещени...