Духовно-нравственное и социальное здоровье учащихся
статья по русскому языку

Вологжанина Елена Анатольевна

В настоящее время, когда канули в лету многие нравственные понятия и устои, когда люди в большинстве своем мыслят категориями «модно – не модно, выгодно – не выгодно», очень актуальной стала тема духовно-нравственного развития личности. Именно по этой причине мною было выбрано данное направление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_k_attestatsii.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное и социальное здоровье учащихся.

В настоящее время, когда канули в лету многие нравственные понятия и устои, когда люди в большинстве своем мыслят категориями «модно – не модно, выгодно – не выгодно», очень актуальной стала тема духовно-нравственного развития личности. Именно по этой причине мною было выбрано данное направление.

Достижение этой цели осуществляется решением целого ряда педагогических задач, одной из которых является нравственное воспитание школьников. Государственные образовательные стандарты нацелены именно на то, чтобы вернуть школе и учителю воспитательные функции. В целом, работа направлена на расширение и укрепление целостно-смысловой сферы личности, формирование способностей человека оценивать и сознательно выстраивать отношения в социуме на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов. Социализация – это, казалось бы, термин сугубо психологический. Им описывается совокупность действий процессов, направленных на усвоение личностно-необходимых знаний, навыков, ценностей и правил, способствующих гармоничному и бесконфликтному ее функционированию в общественной среде.

Основные сроки закладывания этой способности совпадают с периодом детства. Основными воспитателями на данном этапе являются: семья (в реалиях действительности – неполные, неблагополучные, благополучные семьи, где на первом месте - стремление больше заработать), телевизор (культ силы и насилия, «отупление» и безнравственность транслируемого), школа (количество часов на литературу и историю стремительно сокращается, нагрузки на учащихся увеличиваются, а воспитательная функция заведения – угасает). Когда же речь идет о сформировавшейся личности, то вернее будет рассуждать о замене внешних регуляторах внутренним контролем. Особенно это касается сферы человеческого общения, что, несомненно, является фундаментальным для контингента исправительного учреждения. И на первый план здесь выступает литература, как единственный предмет в образовательной программе, который позволяет мне, как учителю, касаться души моих учеников. Литература и книга в частности дает нам и необходимые образцы поведения, и социальные (нравственные моральные) нормы, и формирует систему ценностей.

Французский писатель Ш. Бланш писал: «Книги – это общество. Хорошая книга как хорошее общество просвещает и облагораживает чувства и нравы». Это действительно так. Книги – наставники, обучающие нас без розог и палки, без слова и гнева; когда не пойдешь к ним, они не спят; не ворчат, если ты ошибся; не смеются, если ты что-нибудь не знаешь.

В настоящее время мне, как учителю, уже недостаточно просто научить ребят просто чтению. Куда важнее – научить их чтению активному. Считается, что можно читать трояким образом: читать, и не понимать; читать, и понимать; читать, и понимать даже то, чего не написано. Последнее является моей долгосрочной перспективой.

Когда мы говорим с вами о духовно-нравственном воспитании и социальной адаптации учащихся, когда упорно работаем день за днем, урок за уроком, то, наверное, самым сложным является то, что хотелось бы видеть какой-то ощутимый результат. Человеческой природе свойственно верить в то, что осязаемо, видимо.

Работа, направленная на духовно-нравственное развитие личности, не дает и не может дать сиюминутного результата. Она требует большого терпения и педагогической веры. Мы – лишь проводники в этой работе. Лев Косиль писал: «Книги объясняют людям, как надо сделать жизнь лучше; как сделать людей честнее, добрее друг к другу, как научить людей любить труд и уважать труд других людей». И нам, несомненно, стоит прислушаться к его авторитету.

Вологжанина Елена Анатольевна

Учитель первой квалификационной категории

Филиала КОГОБУ ВСШ

Города Котельнича в городе Кирово-Чепецке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Данный материал имеет методическое содержание по воспитанию школьников в коллективе в духовно-нравственном направлении. Приводятся приемы методов воспитания, которые можно использовать на классных час...

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Материал содержит обобщение педагогического опыта по воспитанию школьников....

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Материал содержит методические рекомендации по воспитанию учащихся....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С.УТАН

статья в местное СМИПокинут счастьем будет тот,кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко,сухую ветвь один огонь исправит....

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 5а, 5б, 5в классов

Рабочая программа по  курсу  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 5а, 5б, 5в классов в соответсвии с ФГОС...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов...