Урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Валентина Владимировна Московская

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie_i_znaki_prepinaniya_pri_nem._8_klass.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Брянска

Конспект урока

по русскому языку в 8 классе

на тему:

«Обращение и знаки препинания при нём»

Разработано

учителем русского языка и литературы

Московской В.В.

Брянск – 2021

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Обращение и знаки препинания при нем»

Цели и задачи:  повторить и закрепить сведения об обращении, изученные ранее, формировать умение находить обращения в предложениях, выделять на письме знаками препинания и  в устной речи интонационно; познакомить учащихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями и функциями в речи; развивать речь учащихся; воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Объявление темы урока. Повторение сведений, известных учащимся.
  3. Определение синтаксической роли слова «Россия» в предложениях

1 учащийся работает у доски, остальные выполняют работу в тетрадях.

  1. Россия – Родина моя.(подлежащее)
  2. Только вдумайся, вслушайся в имя – «Россия»!

В нем и росы, и синь, и сияние, и сила… (определение)

  1. Но за что тебе столько страданий, Россия? (Ю.Друнина) (не является членом предложения, т.к. обращение)
  1. Определение средств выражения обращения

Какой частью речи может быть выражено обращение? (чаще всего одушевленным существительным, в поэтической речи – неодушевленным)

Учащиеся приводят примеры.

Запись и анализ предложений:

  1. Ты обо мне, родная, не скучай,

Благословив в тяжелую дорогу,

Пройдет война, и я в любимый край

Опять вернусь к знакомому порогу.

(С.Орлов)

  1. Жизнью пользуйся, живущий.

(В.Жуковский)

Вывод: обращение может быть выражено именем существительным, именем прилагательным, причастием.

Местоимения «ты», «вы» не являются обращениями (в исключительных случаях эти местоимения выступают в роли обращений, например: Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею. (Н.Островский) Эй, вы! Помогите старику.)

Устная работа. Определить, чем выражено обращение в стихотворении В.Маяковского.

Я крикнул солнцу:

«Погоди!

Послушай, златолобо,

чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»

(авторским неологизмом)

Дополнительное задание: морфемный и словообразовательный разбор слова «златолобо».

  1. Выработка умения отличать обращения от слов, являющихся членами предложения
  1. Работа со слайдом. Определить, в каком предложении повторяющееся слово выполняет функцию обращения, в каком – члена предложения. Знаки препинания не расставлены.
  1. Дикий ветер стекла гнет

Ставни с петель буйно рвет.

Что ж ты ветер стекла гнешь

Ставни с петель дико рвешь?

(А.Блок)

  1. В зарослях зеленых отзвенели трели.

И березы тронуты желтой акварелью

Жухлые колеблются травы в первом инее

Улетают лебеди в дали синие.

И усталый ветер жалуется где-то:

- Отзвенело лето!

- До свиданья лето!

(Е.Маркин)

  1. Друзья познаются в беде. (Пословица)

Вам от души желаю я

Друзья всего хорошего.

А всё хорошее друзья

Дается нам недешево.

(С.Маршак)

  1. Вылезайте муравьи после зимней стужи! (С.Маршак)

Муравьи  санитары леса.

  1. Составьте с любым словом два предложения таким образом, чтобы в 1-м это слово было обращением, во 2-м – подлежащим.
  1. Отработка умения отличать нераспространенные обращения от распространенных

Из предложений выпишите только обращения:

  1. Голубушка, как хороша!
  2. Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу… (А.Пушкин)
  3. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -  ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И.Тургенев)

(Во 2-м и 3-м предложениях обращения распространенные)

  1. Работа над интонацией

Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, предложения, данные на втором слайде:

Оля, звонила Наташа.

Оля звонила, Наташа.

Оля, звонила Наташа?

Оля звонила, Наташа?

Оля, звонила Наташа!

Оля звонила, Наташа!

Оля! Звонила Наташа.

  1. Работа над пунктуацией в предложениях с обращениями

Чтение теоретического материала (стр.181, учебник С.Г. Бархударова и др.)

На 3 слайде схемы:

        

Ученики приводят примеры предложений к данным схемам.

Обращаем внимание на то, что частица «о», стоящая перед обращением, знаками препинания не отделяется.

Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил… (А.Пушкин)

О Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет.

(Н.Некрасов)

  1. Употребление обращений в различных стилях речи

Где используются обращения? (в диалогах, в письмах) И разговоры, и письма могут быть и дружескими, и деловыми. Значит, в различных стилях мы употребляем различные обращения. Работа с текстом упражнения № 360.

  1. Обращение – средство оценки и говорящего (пишущего), и слушающего (адресата)

Анализ текстов, данных на 4 слайде.

  1. Письмо Настеньке

Здравствуй, моя Настенька,

Пишу тебе издалека…

Здравствуй, моя доченька,

Знаю наверняка, что

Моего почерка

Ты не поймешь пока…

Здравствуй, моя маленькая,

Пишу тебе издалека…

Улица, солнцем залитая,

Движется,

Как стрела.

Здесь солнце выходит горное,

Зима отошла ко сну.

Лето твое четвертое

Встречает свою весну.

(Луконин)

  1. Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей…

(А.Пушкин)

  1. Ах ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло.

(А.Пушкин)

Помогают ли обращения понять отношение автора к адресату, говорящего к слушающему? А как характеризуют обращения самого говорящего (пишущего)?

Часто одним только обращением можно выразить доброжелательность говорящего или, наоборот, злость, недовольство, порицание. Обращение может становиться средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание
  1. Сообщение по плану, который составлялся по ходу работы на уроке:
  1.  Что такое обращение?
  2. Морфологические средства выражения обращения
  3. Нераспространенные и распространенные обращения
  4. Позиция обращения в предложении
  5. Интонация
  6. Пунктуация
  7. Употребление обращений в различных стилях речи
  8. Обращение – средство оценки адресата и адресанта
  1. Иллюстрировать выступление примерами из изучаемых на уроках литературы произведений (примеры предложений с обращениями выписать в тетрадь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Урок русского языка по теме «Вводные слова и знаки препинания при них». 8 класс

знать вводные слова, уметь находить их в тексте; расставлять знаки препинания в тексте с вводными словами....

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...

Дистанционный урок русского языка по теме «Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях». 7 класс

Предлагается информационный, дифференцированный дидактический материал для самостоятельного изучения семиклассниками темы в условиях дифференцированного обучения....

Русский язык 5 класс. Карточки по теме "Знаки препинания в сложном предложении"

Карточка-задание по теме  "Знаки препинания в сложном предложении"...