Конспект урока по русскому языку Спряжение глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Спряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, а в редких случаях еще по временам и родам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkiy_yaz.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект урока
по русскому языку
«Спряжение глаголов»
Учитель:
Моспан Е.Н.
г. Санкт-Петербург
Тема урока
Спряжение глаголов
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки
Ход урока
Организационный момент:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло.
Будто руку протянуло.
- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с своим соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь и бросьте зайчика.
- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти солнечные паутинки между вами.
- Чем же интересен русский язык (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)
- Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.
Самоопределение к деятельности:
У вас на партах лежит стихотворение, прочитайте его и скажите кто автор этих строк?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
- Кто автор этого стихотворения (Александр Пушкин – великий русский поэт)
- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении (грустное)
Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий (завоет, заплачет, зашумит, застучит) - на доску прикрепить
- Что за часть речи? (глагол)
Что вы знаете о глаголе?
1.Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: «что делает?», «что сделать?», «что сделает?», «что делал?», «что сделал?», «что будет делать?»
2. Глагол изменяется по числам
3. Глагол имеет вид совершенный и несовершенный
4. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо
(по мере того как дети отвечают на доске появляется ГЛАГОЛ - что делает?, что сделать?, - число – вид – лицо)
Каллиграфическая минутка:
Какой звук в этих глаголах завоет, заплачет, зашумит, застучит встречается чаще других /з/
Сегодня мы вспомним написание буквы з.
Запишите /з и петли/ и глаголы завоет, заплачет, зашумит, застучит.
Разберем эти глаголы по составу /проверь и оцени себя/
- А в наш словарь мы запишем из словарных слов, где есть буква з.
- С одним из глаголов я составила предложение, давайте его запишем
(Застучит под окошком звонкая капель)
- Разобрать по членам предложения и синтаксически устно /оцените себя/
Актуализация знаний, мотивация, постановка учебной задачи.
- Какой глагол поэт использует в своем стихотворение, чтобы сердцу было веселей /СПОЙ/
- А мы можем у глагола определить лицо, число, вид, спряжение
- А мы оказывается еще и не знаем, что такое спряжение
- Так чем мы с вами будем заниматься на сегодняшнем уроке /узнаем, что такое спряжение и будем учиться определять его у глаголов/
- А сейчас давайте глагол спой изменим по числам и лицам
Я спою мы споем
Ты споешь вы споете
Он споет они споют
- Давайте изменим глагол застучит
Я застучу мы застучим
Ты застучишь вы застучите
Он застучит они застучат
- Так что меняется? /окончание/
- А что вы заметили еще / что у одного глагола в окончании Е, а у другого глагола в окончании И/
- Правильно. Так какой можно сделать вывод – что изменение глагола по лицам и числам – это и есть спряжение. И спряжений как вы заметили 2. Это зависит какая буква в окончании глагола. Если Е – 1 спряжение, если И – 2 спряжение.
- Так какого грамматического признака нет ни у одного из частей речи – СПРЯЖЕНИЯ
- Проверим наш вывод в учебнике.
- Так что такое спряжение /изменение по лицам и числам/
Физкультминутка: для глаз по таблице /офтальмотренажер/
По дорожке побежим /следят глазами по красному овалу/
На лужайку прибежал /следят глазами по синему овалу/
Зерен знаний поклюет /следят глазами по зеленой восьмерке/
Огонь внимания зажжет /следят глазами по желтому кресту/
Первичное закрепление:
Работа по учебнику с.121 упр.1
/Упражнение выполняется с комментированием первых 8 глаголов, а остальные самостоятельно с последующей проверкой/
- Оцените себя.
Игра с жетонами:
- Посмотрите, ребята, у нас в классе разрешены жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон /на жетоне с другой стороны написан глагол/
- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите спряжение и составьте с ним предложение.
- Как доказать, что вы верно выполнили работу /выделить окончания глагола, сравнить с таблицей окончаний спряжений/
- Оцените себя.
Работа в паре:
Подобрать подходящие глаголы и определить спряжение глаголов /записать в тетрадь/.
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз не сводит.
Пушки с пристани-----------------,
Кораблю пристать-----------------.
Лебедь белая-----------------------,
Злого коршуна---------------------.
Чем вы, гости, торг---------------,
И куда теперь----------------------.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
------направо-----песнь заводит,
Налево---------сказку------------.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях---------------
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
-----------без окон, без дверей.
- Как доказать, что вы верно выполнили работу /выделить окончания глагола, сравнить с таблицей окончаний спряжений/
- Оцените себя.
Работа в группах /используется экологическое панно/
- У вас на столах набор карточек. Составьте из них таблицу окончаний глаголов I и II спряжения.
- Чем можно воспользоваться для самопроверки
/Глаголами, которые изменяли в тетрадях и на доске/.
- Какое основное отличие глаголов I и II спряжения.
/В большинстве окончаний глаголов I спряжения есть гласная Е, а у глаголов II спряжения – гласная И/
Итог урока
Рефлексия деятельности
- С каким языковым понятием познакомились на уроке?
- Что узнали о нем? Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ I и II СПРЯЖЕНИЙ"
Конспект урока...
Урок русского языка "Спряжение глагола"
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛАЦель: Познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов;Задачи:Образовательные: Формировать умение различать глаголы I и II спряжения по ударным окончаниям; расширить з...
Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"
Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"...
Конспект урока по русскому языку "Времена глагола."
Конспект урока по русскому языку "Времена глагола." 5 класс...
Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)
Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)...
Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов 2 лица единственного числа».
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями «Правописание глаголов 2 лица единственного числа» направлен на закрепление знания о пр...