Конспект урока по русскому языку Спряжение глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Моспан Елена Николаевна

Спряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, а в редких случаях еще по временам и родам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yaz.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

по русскому языку

«Спряжение глаголов»

                                                                    Учитель:

                                                                   Моспан Е.Н.

г. Санкт-Петербург

Тема урока

Спряжение глаголов                                                                         

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки        

Ход урока

Организационный момент:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло.

Будто руку протянуло.

- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с своим соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь и бросьте зайчика.

- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти солнечные паутинки между вами.

- Чем же интересен русский язык (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)

- Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.

Самоопределение к деятельности: 

  У вас на партах лежит стихотворение, прочитайте его и скажите кто автор этих строк?

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она
 завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой
 зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко
застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

- Кто автор этого стихотворения (Александр Пушкин – великий русский поэт)

- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении (грустное)

Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий (завоет, заплачет, зашумит, застучит) - на доску прикрепить

- Что за часть речи? (глагол)

Что вы знаете о глаголе?

1.Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: «что делает?»«что сделать?»«что сделает?»«что делал?»«что сделал?»«что будет делать?»

2. Глагол изменяется по числам

3. Глагол имеет вид совершенный и несовершенный

4. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо

(по мере того как дети отвечают на доске появляется ГЛАГОЛ - что делает?что сделать?,  - число – вид – лицо)

Каллиграфическая минутка:

Какой звук в этих глаголах завоет, заплачет, зашумит, застучит встречается чаще других /з/

Сегодня мы вспомним написание буквы з.

Запишите /з и петли/ и глаголы завоет, заплачет, зашумит, застучит.

Разберем эти глаголы по составу /проверь и оцени себя/

- А в наш словарь мы запишем из словарных слов, где есть буква з.

- С одним из глаголов я составила предложение, давайте его запишем

(Застучит под окошком звонкая капель)

- Разобрать по членам предложения и синтаксически устно /оцените себя/

Актуализация знаний, мотивация, постановка учебной задачи.

- Какой глагол поэт использует в своем стихотворение, чтобы сердцу было веселей /СПОЙ/

- А мы можем у глагола определить лицо, число, вид, спряжение

- А мы оказывается еще и не знаем, что такое спряжение

- Так чем мы с вами будем заниматься на сегодняшнем уроке /узнаем, что такое спряжение и будем учиться определять его у глаголов/

- А сейчас давайте глагол спой изменим по числам и лицам

Я спою                                          мы споем

Ты споешь                                    вы споете

Он споет                                        они споют

- Давайте изменим глагол застучит

Я застучу                                       мы застучим

Ты застучишь                                вы застучите

Он застучит                                   они застучат

- Так что меняется?      /окончание/

- А что вы заметили еще / что у одного глагола в окончании Е, а у другого глагола в окончании И/

- Правильно. Так какой можно сделать вывод – что изменение глагола по лицам и числам – это и есть спряжение. И спряжений как вы заметили 2. Это зависит какая буква в окончании глагола. Если Е – 1 спряжение, если И – 2 спряжение.

- Так какого грамматического признака нет ни у одного из частей речи – СПРЯЖЕНИЯ

- Проверим наш вывод в учебнике.

- Так что такое спряжение /изменение по лицам и числам/

Физкультминутка: для глаз по таблице /офтальмотренажер/

По дорожке побежим /следят глазами по красному овалу/

На лужайку прибежал /следят глазами по синему овалу/

Зерен знаний поклюет /следят глазами по зеленой восьмерке/

Огонь внимания зажжет /следят глазами по желтому кресту/

Первичное закрепление:

Работа по учебнику с.121 упр.1

/Упражнение выполняется с комментированием первых 8 глаголов, а остальные самостоятельно с последующей проверкой/

- Оцените себя.

Игра с жетонами:

- Посмотрите, ребята, у нас в классе разрешены жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон /на жетоне с другой стороны написан глагол/

- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите спряжение и составьте с ним предложение.

- Как доказать, что вы верно выполнили работу /выделить окончания глагола, сравнить с таблицей окончаний спряжений/

- Оцените себя.

Работа в паре:

Подобрать подходящие глаголы и определить спряжение глаголов /записать в тетрадь/.

Снова князь у моря ходит

 С синя моря глаз не сводит.

Пушки с пристани-----------------,

Кораблю пристать-----------------.

Лебедь белая-----------------------,

Злого коршуна---------------------.

Чем вы, гости, торг---------------,

И куда теперь----------------------.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

------направо-----песнь заводит,

Налево---------сказку------------.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях---------------

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

-----------без окон, без дверей.

- Как доказать, что вы верно выполнили работу /выделить окончания глагола, сравнить с таблицей окончаний спряжений/

- Оцените себя.

Работа в группах /используется экологическое панно/

- У вас на столах набор карточек. Составьте из них таблицу окончаний глаголов I и II спряжения.

- Чем можно воспользоваться для самопроверки

/Глаголами, которые изменяли в тетрадях и на доске/.

- Какое основное отличие глаголов I и II спряжения.

/В большинстве окончаний глаголов I спряжения есть гласная Е, а у глаголов II спряжения – гласная И/

Итог урока

Рефлексия деятельности

- С каким языковым понятием познакомились на уроке?

- Что узнали о нем?  Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Спряжение глагола"

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛАЦель: Познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов;Задачи:Образовательные: Формировать умение различать глаголы I и II спряжения по ударным окончаниям; расширить з...

Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"

Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"...

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола."

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола." 5 класс...

Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)

Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов 2 лица единственного числа».

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями «Правописание глаголов 2 лица единственного числа»  направлен на закрепление знания о пр...