Технологическая карта урока русского языка для 9 класса " Способы передачи чужой речи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить с основными способами  передачи чужой речи;

-  отработать навыки расстановки знаков препинания при передаче чужой речи;

 

 Воспитательные:   

- воспитывать в учениках доброжелательность, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу; воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

Развивающие:

- развивать  пунктуационную  зоркость;

- развивать навыки работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка для 9 класса " Способы передачи чужой речи"

Учебный комплекс по русскому языку для 5-9 классов по редакцией В.В.Бабайцевой

Тема урока: " Способы передачи чужой речи"

Тип урока: изучение  нового материала

Дата: 19.02.2021

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить с основными способами  передачи чужой речи;

-  отработать навыки расстановки знаков препинания при передаче чужой речи; 

 Воспитательные:  

- воспитывать в учениках доброжелательность, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу; воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

Развивающие:

- развивать  пунктуационную  зоркость;

- развивать навыки работы с текстом.

Задача урока: освоить в сопоставлении разные способы передачи чужой речи.

 Технология : модульная

 Использованные источники:  В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова  Русский язык. Теория.5-9 классы

Русский язык .Практика.9 класс ( под ред.Ю.С.Пичугова)

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент.

1 мин.

1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

 

1.Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

II. Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы и целей урока.

Актуализация знаний. 10 мин

  1. Прочитайте высказывания о русском языке. Что у них общего и чем они различаются?(Слайд 1)

Какова, по-вашему, тема нашего урока?

            

 Откройте тетради, запишите число и тему урока.

 

3.Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

Порядок записи предложений:

Запишите данные предложения в следующем порядке:

1) Предложение с прямой речью.

2) Сложноподчиненное предложение с косвенной речью.

3) Предложение с вводным словом.

4) Простое предложение с дополнением.

Обобщение по вопросам:

1) О каких способах передачи чужой речи вы узнали?

2) Какой из этих способов наиболее точно и детально передает чужую речь?

3) Какой- наименее детально и полно?

4) Укажите степень полноты и точности каждого способа передачи чужой речи.

Учащиеся отвечают, у них один смысл, но разный способ передачи информации.

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

 

 

 Дети записывают в тетрадях дату и тему урока

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу.

III. Самостоятельная работа

10 мин

Цель: формировать умение передавать чужую речь разными способами.

Передайте разными способами высказывание. Приготовьтесь представить свои варианты.

" Величайшее богатство народа- его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта". ( М.А.Шолохов)

 Учащиеся записывают, затем читают свои варианты

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,  адекватное понимание информации устного  сообщения.

Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

IV. Закрепление изученного 5 мин

Цель: формирование умения заменять прямую речь косвенной. Найдите ошибки в записи предложений и исправьте их

1)Лис обещает Маленькому принцу, что я открою тебе один секрет.

2) Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили ревизора.

3) Князь Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что рано вы начали себе славы искать.

4) С гордостью заявляет госпожа Простакова гостям, что мой сынок всем наукам выучился.

5) Риварес гневно кричит кардиналу Монтанелли, что ваш бог- обманщик.

 Учащиеся предлагают свои варианты исправления ошибок в данных предложениях.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,  адекватное понимание информации устного  сообщения.

Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

V. Физминутка – 1 минута

 

 

 

VI. Отработка полученных навыков

10 мин

Цель: формировать умение включать чужую речь в собственное высказывание, используя разные способы ее передачи.

Прочитайте фрагмент статьи Д. И. Писарева. На основе отрывка составьте небольшой текст, используя различные способы передачи чужой речи. Чтобы избежать повторов, употребляйте слова: Д. И. Писарев, критик, автор, литератор. Приготовьтесь представить свою работу .

... Чичиков и Молчалин преуспевают, живут в свое удовольствие, откладывают копеечки на черный день и в то же время обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что черные дни никогда не являются. Но Чичиков и Молчалин, по своей благоразумной скромности, вовсе не желают обращать на себя, с какой бы то ни было стороны и по какому бы то ни было случаю, внимание своих современников и сограждан. Чичиков и Молчалин любят оставаться в тени и в неизвестности, потому что их мелкие предприятия требуют для своего процветания мрака и тишины. (Д. И. Писарев).

 

 

 Учащиеся составляют свои тексты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

 

VII. Подведение итогов.

 Рефлексия.

 

2 мин.

 

 

 

 

Учитель предлагает учащимся лист самооценки и предлагает ответить на вопросы:

  • Какой теме был посвящён урок?
  • Что вы узнали нового?
  • Чему научились на уроке?
  • Что вам запомнилось больше всего?

 

 

Дети заполняют лист самооценки и комментируют свои записи.

Личностные: способность к самооценке, понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают работу на уроке.

Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её.

IX. Домашнее задание.

1 мин.

1.Учитель объясняет домашнее задание. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку 5 класс "Употребление синонимов в речи"

Технологическая карта урока "Употребление синонимов в речи" 5 класс...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Употребление существительных в речи"

Технологическая карта урока с указанием типа урока, цели, этапов  урока, деятельности учителя и учащихся, формируемых УУД и результатом - один из материалов к уроку....