из опыта работы
статья по русскому языку (11 класс)
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
В современной школе наиболее актуальными являются задачи воспитания молодых граждан России. В основополагающих государственных документах, определяющих направления развития и совершенствования общего образования, задачи воспитания гражданина выдвинуты на первый план. В стандарте основного общего образования первой целью изучения русского языка в школе является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Целью изучения литературы в школе является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Поэтому нам необходима систематическая работа в указанном направлении. Между тем именно от роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.
Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут хорошими. Дидактизм, назидательность, обращение лишь к логике воспитанников - таковы типичные ошибки в подходе к решению задач гражданского воспитания. Но, как показала практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален. Только слово, окрашенное искренним чувством и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове писал поэт В. Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания.
В содержании предмета два типа учебною материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методические приемы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков.
Планируя учебный материал, одновременно решаю и эти воспитательные задачи, чему способствуют дидактические материалы, тексты диктантов, изложений, сочинений, таких как: «Наш герб», «Наш флаг», «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава», «Первый солдат в русской истории», «Первый русский генералиссимус» и другие.
В процессе проведения обучающих диктантов, мини-изложений предлагаю определить тему текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность и должны быть отражены в составлении предложений и текста, например:
- Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне?
- Что помогло героям стойко выдержать фашистские пытки?
- Смогли бы вы поступить также?
Военно-патриотическое воспитание на уроках русского языка в силу специфики нашего предмета реализуется в основном в результате деятельности учителя. Поэтому важно специально на уроке создавать ситуации, позволяющие обратить внимание детей на нужные факты, события, которые можно использовать в воспитательных целях.
Литература несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию школьников: сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; произведения, которые отражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности; шедевры нашей оборонной литературы, начиная с былин и сказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.); тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефераты, диспуты, дискуссии. Письменные работы дают возможность учителю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование чувств патриотизма и гражданственности, учащимся дают возможность глубже осознать свои взгляды и суждения, найти обоснования им, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и ситуациях, возможность выразить свои мысли о Родине, о ее сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы. Ученики постепенно взрослеют и осознают себя сопричастными этому пути. Так происходит рождение патриота.
Рассмотрим урок русского языка (в рамках подготовки к ОГЭ задание 15.3)
Тема «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему
«Что такое патриотизм?»
Ход урока
- Слово учителя. Создание ситуации успеха. Погружение в тему урока.
- 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Предлагаю прослушать отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием». (Учащиеся слушают отрывок из поэмы в записи).
- В какие годы переносят нас события этого произведения? (в 40-е годы XX в., в период ВОВ)
- О чём это произведение ? (О призыве к защите Отечества, о безграничной любви к Родине).
- Как вы думаете, какое слово будет ключевым на уроке? (Патриотизм – любовь к Родине).
- Запишите слово в центре листа тетради. Мы составим кластер, т.е. те рабочие материалы, которые помогут при написании сочинения.
- Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока? (Написание сочинения по теме «Что такое патриотизм»).
- Итак, займемся сбором рабочих материалов.
- Пошаговая подготовка к написанию сочинения 15.3 с использованием кластера.
1. Работа с текстом
- Предлагаю познакомиться с текстом Юрия Яковлевича Яковлева «Сыновья Пешеходова», на основе которого вам предстоит написать сочинение.
- Перед вами текст, который мы прочитаем по ролям. Читая текст, подумайте, какова тема и идея данного текста.
- Прежде чем определить, о чем текст, назовем, что такое тема и идея текста (ТЕМА – это то, о чём текст. ИДЕЯ (ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ) – это то, что хотел автор донести до читателя).
- О чём рассказ Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова»? (Тема рассказа – подвиг русских солдат, защитивших страну от фашизма).
- Почему отец погибших сыновей, распрямляя плечи, говорит, что «спят они во всех солдатских могилах»? Разве такое возможно? (Размышления учащихся).
- Какова основная мысль рассказа? (Подвиг солдат бессмертен).
- Что лежит в основе их подвига? (Любовь к Родине).
- Почему мы смогли победить фашистскую армию? (Благодаря огромной любви к Родине).
2. Составление кластера
- Замените словосочетание «любовь к Родине» синонимичным словом (Патриотизм).
- Запишите данное слово в центре тетрадного листа.
- Что стоит за этим словом? (Ответы учащихся).
- Какой информацией обладает? (Ответы учащихся).
- Подберите ключевые слова-существительные, давая толкование слова ПАТРИОТИЗМ (Гордость, преданность, радость, любовь, привязанность).
- Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку)
(В ходе работы составляется интеллект-карта)
3. Работа со словарями
- Давайте обратимся к слайду, в котором даны словарные статьи из разных словарей.
Задание:
- Самостоятельно прочитайте словарные статьи и сравните составленную нами схему с толкованием слова в различных словарях.
- Посмотрите, все ли слова, позволяющие нам дать толкование слова ПАТРИОТИЗМ, мы записали в схеме? Если нет, расширьте свои записи.
- Обратите внимание на слова великих исторических деятелей, поэтов, писателей. Как вы понимаете смысл высказываний? (Ответы учащихся).
- Как вы думаете, чем можно дополнить и расширить информативный ряд? (Можно включить пословицы, поговорки о Родине).
- Вспомните и запишите их. А теперь сравните схему, составленную на уроке, с той, которая дана на слайде. (Учащиеся сравнивают свои записи, обсуждают их, по необходимости расширяют собственные кластеры).
4. Анализ и отработка задания 15.3
- Вспомним, как звучит задание 15.3. (Учащиеся читают задание, комментируют его).
(Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ПАТРИОТИЗМ — это...», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.)
- Вспомним схему, по которой пишется сочинение-рассуждение.
(Структура сочинения-рассуждения 15.3.
1. ТЕЗИС
2. КОММЕНТАРИЙ (пояснение данного слова)
3. Пример 1 (из текста)
4. Пример 2 (из жизненного опыта)
5. Вывод
4.1 Беседа с учащимися
- Опираясь на схему, ответьте на вопрос, который вам предложен в качестве темы сочинения. Запишите свой ответ в тетради (Ответы учащихся).
(Патриотизм – это любовь к Отчеству, преданность Отечеству и народу, стремление служить Отчизне, защищать Родину, привязанность к родной земле, к традициям, к языку, сохранение традиций и обычаев, культуры, языка, гордость за прошлое и настоящее страны.)
4.2 - Запишите свои мысли в тетради.
- Прокомментируйте сформулированный нами тезис. О чём идёт речь в тексте? (В тексте говорится о готовности солдат жертвовать собой во имя будущего страны. В основе героизма, мужества – любовь к Родине.)
- Запишите ответ в тетради.
(Человек, любящий свою Родину, готов жертвовать собой во имя будущего страны. Только благодаря огромной силе патриотизма мы победили в Великой Отечественной войне. Докажу свою точку зрения аргументами из текста Ю.Я.Яковлева и собственного опыта).
4.3. - Давайте еще раз обратимся к тексту и подберём аргументы, доказывающие правоту нашего объяснения слова ПАТРИОТИЗМ и комментария к нему.
1. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме дедушки Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.
2. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме ребят, которые слушают дедушку Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.
3. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме сыновей Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.
4.4. Проверка д/з.
- Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте? (Обобщение каких-либо жизненных фактов:
- жизненная история, произошедшая с тобой;
- жизненная история, произошедшая с твоим другом;
- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.
Это обращение к прочитанной книге, посвященной данной теме, к фильму, в котором раскрыта эта тема, обращение к историческим фактам).
- Дома вы должны были подобрать примеры проявления патриотизма из собственного опыта. (Учащиеся дают ответы). Один из этих примеров или свой собственный можете записать в тетради.
4.5. Любое дело имеет свое завершение.
- О чём вы будете писать в заключительной части своего сочинения? (Учащиеся подводят итоги, делают вывод, записывают мысли в тетради).
III. Домашнее задание
Дописать сочинение на тему «Что такое патриотизм»
Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить. Мы должны успеть на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые важные мысли...
Успеть познакомить своих питомцев с богатством и разнообразием русского языка. Успеть привить любовь к родной природе, родным местам. Успеть показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова. Успеть сформировать самые сокровенные качества личности - патриотизм и гражданственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...