Программа спецкурса "Практическая фразеология"
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Программа спецкурса "Практическая фразеология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Батецкий Новгородской области
ПРОГРАММА
элективного курса для учащихся 9 класса
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ»
Автор-составитель:
Кривушина Ю.Л.,
учитель русского языка
и литературы
МОУСОШ п.Батецкий
п.Батецкий
Объем различных форм учебной работы:
Всего аудиторных занятий ------------------------------------------------------ 8 часов
в том числе лекции --------------------------------------------------------------- 3 часа
практические занятия ------------------------------------------------------------ 4 часа
самостоятельная работа ---------------------------------------------------------- 1 час
Форма контроля ---------------------создание альманаха «Крылатые выражения»
Утверждено:
Директор МОУСОШ
п.Батецкий Новгородской области
Владимирова Т.В.
Согласовано:
Зам. директора по УР
Григорьева Т.И.
Рассмотрено на
заседании МО.
Протокол №____
от «_____» ____________ г.
Руководитель МО
Леонтьева В.Д.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данный курс предлагается для изучения в предпрофильном классе (9 класс). Количество часов – 8.
«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Цели данного элективного курса:
- пробудить интерес учащихся к фразеологии;
- научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
- распознавать фразеологизмы в тексте;
- усваивать их смысловые значения;
- научить ребят пользоваться фразеологическими оборотами в речи.
Следует особо подчеркнуть, что фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
Элективный курс состоит из 2 частей: теории и практики. Материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному.
Результатом самостоятельной деятельности учащихся может стать создание альманаха «Крылатые выражения».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ п/п | Название тем курса | Всего часов | Формы и методы обучения |
1 | Введение. Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте | 1 | Лекция с элементами беседы |
2 | Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи | 1 | Практикум. Письменный ответ на вопрос |
3 | Классификация фразеологических оборотов | 1 | Лекция |
4 | Сочинение-миниатюра по пословице | 1 | Практическая работа: редактирование сочинений |
5 | Происхождение фразеологизмов | 1 | Лекция. Составление таблицы |
6 | Исследование текстов разных стилей | 1 | Практикум. Конструирование предложений. Рецензирование |
7 | Исследование современной фразеологии | 1 | Практикум. Конструирование текста. |
8 | Составление альманаха «Крылатые выражения» | 1 | Защита работы |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Тема № 1.
Введение. Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Постановка целей и задач курса. Признаки и разряды фразеологизмов.
Тема № 2.
Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистические ряды фразеологических оборотов. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов», загадок.
Тема № 3.
Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания. Фразеологические выражения.
Тема № 4.
Сочинение-миниатюра по пословице. Семантика фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.
Тема № 5.
Происхождение фразеологизмов. Исконно русские, старославянские, иноязычные фразеологизмы. «Фразеологическая калька» и «полукалька».
Тема № 6.
Исследование текстов разных стилей. Межстилевые (нейтральные), разговорно-бытовые, просторечные, книжные, устаревшие фразеологизмы.
Тема № 7.
Исследование современной фразеологии. Пути возникновения фразеологических оборотов. Изменения фразеологического состава. Появление историзмов, архаизмов в составе фразеологии.
Тема № 8.
Составление альманаха «Крылатые выражения» (тему выбирают учащиеся).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ашукин Н.С. Крылатые слова. – М., 1985.
2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. – М., 1961.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2001.
5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.
6. Солганик Г.Я. Лексика газеты. – М., 1973.
7. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М., 1979.
8. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. – М., 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 8 класса "Кладовые русской фразеологии"
Задача современной школы – подготовить человека думающего, чувствующего, умеющего жить в социуме, творчески мыслить, правильно выражат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/11/picture-239452-1365703194.jpg)
Программа кружка "Любители русской фразеологии"
Программа кружка "Любители русской фразеологии" разработана для обучающихся 7-8 классов. Она способствует формированию творческой активности обучающихся, углубляет и развивает интерес обучающихся к из...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134299-1351613726.jpg)
Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.
Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-317929-1383423658.jpg)
Программа элективного курса "Увлекательная фразеология"
Элективный курс «Увлекательная фразеология» предполагает теоретические и практические задания, раскрывающие особенности фразеологического оборота, затрагивающие вопросы происхождения фразеологизмов, и...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/19/picture-145167-1353343886.jpg)
Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса
Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/09/picture-487802-1452348602.jpg)
Авторская адаптационная учебная программа факультативного курса по русскому для 7-8 классов «Лексика и фразеология русского языка»
Данная педагогическая разработка составлена на основе авторской программы факультативного курса Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского яз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-597194-1424597762.jpg)
Авторская программа факультативного курса "Лексика и фразеология русского языка"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Факультатив спланирован для уч-ся 7-8 классов....