Программа спецкурса "Практическая фразеология"
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Кривушина Юлия Леонидовна

Программа спецкурса "Практическая фразеология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_frazeologiya_9_kl.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Батецкий Новгородской области

ПРОГРАММА

элективного курса для учащихся 9 класса

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ»

Автор-составитель:

Кривушина Ю.Л.,

учитель русского языка

и литературы

МОУСОШ п.Батецкий

п.Батецкий

Объем различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий ------------------------------------------------------ 8 часов

в том числе лекции --------------------------------------------------------------- 3 часа

практические занятия ------------------------------------------------------------ 4 часа

самостоятельная работа ---------------------------------------------------------- 1 час

Форма контроля ---------------------создание альманаха «Крылатые выражения»

Утверждено:

Директор МОУСОШ

п.Батецкий Новгородской области

Владимирова Т.В.

Согласовано:

Зам. директора по УР

Григорьева Т.И.

Рассмотрено на

заседании МО.

Протокол №____

от «_____» ____________ г.

Руководитель МО

Леонтьева В.Д.              

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

           Данный курс предлагается для изучения в предпрофильном классе (9 класс). Количество часов – 8.

           «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Цели данного элективного курса:

            - пробудить интерес учащихся к фразеологии;

            - научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;

            - распознавать фразеологизмы в тексте;

            - усваивать их смысловые значения;

            - научить ребят пользоваться фразеологическими оборотами в речи.

          Следует особо подчеркнуть, что фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

          Элективный курс состоит из 2 частей: теории и практики. Материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному.

          Результатом самостоятельной деятельности учащихся может стать создание альманаха «Крылатые выражения».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

 1

Введение. Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте

 1

Лекция с элементами беседы

 2

Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи

 1

Практикум. Письменный ответ на вопрос

 3

Классификация фразеологических оборотов

 1

Лекция

 4

Сочинение-миниатюра по пословице

 1

Практическая работа: редактирование сочинений

 5

Происхождение фразеологизмов

 1

Лекция. Составление таблицы

 6

Исследование текстов разных стилей

 1

Практикум. Конструирование предложений. Рецензирование

 7

Исследование современной фразеологии

 1

Практикум. Конструирование текста.

 8

Составление альманаха «Крылатые выражения»

 1

Защита работы

         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Тема № 1.

Введение. Понятие о фразеологии и  фразеологическом обороте. Постановка целей и задач курса. Признаки и разряды фразеологизмов.

Тема № 2.

Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистические ряды фразеологических оборотов. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов», загадок.

Тема № 3.

Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания. Фразеологические выражения.

Тема № 4.

Сочинение-миниатюра по пословице. Семантика фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.

Тема № 5.

Происхождение фразеологизмов. Исконно русские, старославянские, иноязычные фразеологизмы. «Фразеологическая калька» и «полукалька».

Тема № 6.

Исследование текстов разных стилей. Межстилевые (нейтральные), разговорно-бытовые, просторечные, книжные, устаревшие фразеологизмы.

Тема № 7.

Исследование современной фразеологии. Пути возникновения фразеологических оборотов. Изменения фразеологического состава. Появление историзмов, архаизмов в составе фразеологии.

Тема № 8.

Составление альманаха «Крылатые выражения» (тему выбирают учащиеся).        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ашукин Н.С. Крылатые слова. – М., 1985.

2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. – М., 1961.

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2001.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.

6. Солганик Г.Я. Лексика газеты. – М., 1973.

7. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М., 1979.

8. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. – М., 1975.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 8 класса "Кладовые русской фразеологии"

Задача  современной  школы – подготовить  человека  думающего, чувствующего, умеющего  жить  в  социуме, творчески  мыслить,  правильно  выражат...

Программа кружка "Любители русской фразеологии"

Программа кружка "Любители русской фразеологии" разработана для обучающихся 7-8 классов. Она способствует формированию творческой активности обучающихся, углубляет и развивает интерес обучающихся к из...

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

Программа элективного курса "Увлекательная фразеология"

Элективный курс «Увлекательная фразеология» предполагает теоретические и практические задания, раскрывающие особенности фразеологического оборота, затрагивающие вопросы происхождения фразеологизмов, и...

Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса

Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...

Авторская адаптационная учебная программа факультативного курса по русскому для 7-8 классов «Лексика и фразеология русского языка»

Данная педагогическая разработка составлена на основе авторской программы факультативного курса Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского яз...

Авторская программа факультативного курса "Лексика и фразеология русского языка"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Факультатив спланирован для уч-ся 7-8 классов....