Проблемы коммуникации в онлайн-образовании
статья по русскому языку (11 класс)

Лисовенко Светлана Сергеевна

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ОНЛАЙН‑ОБРАЗОВАНИИ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

В XXI в. вузы начинают создавать виртуальную площадку для обучения студентов со всего мира. С появлением онлайн-образования меняется характер коммуникации преподавателя со студентом. Программа обучения формируется согласно принципам работы мультимедиа, что влечет за собой коренные изменения в самой структуре образования высшей школы. Новый формат знаний сегодня во многом облегчает учебный процесс, но находится в стадии становления. В связи с этим обнаруживаются проблемы коммуникации «преподаватель — студент», а технические параметры во многом ограничивают систему контроля и оценки работ. Ключевые слова: онлайн-образование, цифровой формат коммуникации, проблема обратной связи, влияние научной среды на студента.

В современной культуре человечество оказывается все более погруженным в виртуальное информационное поле. Технический прогресс подготовил почву для развития сети Интернет и сделал общедоступными технические средства хранения и передачи информационных продуктов различного рода. Так, многофункциональные цифровые фотоаппараты, видеокамеры, мобильные телефоны позволили рассматривать интернет как глобальную площадку для медиаресурсов. Появление новых технологий создания зрительных образов привело к принципиальным изменениям качества визуальной информации. Теперь, благодаря фотографии и видео, мы способны в любой момент запечатлеть фрагменты действительности и поделиться с огромным количеством людей нашей планеты. За последние двадцать лет с появлением интернета человек начинает жить в условиях другого текста — не устного, не письменного, а конвергентного. В его основании лежит создание текстов с учетом всех возможностей использования мультимедиа. Безусловно, текст является и основой обучения. В системе школьного образования долгие столетия складывалась педагогика устного слова. Затем с развитием письменности сформировалась педагогика, выстроенная по принципам Галактики Гутенберга. В условиях же современной культуры возникает цифровой формат образования, который с необходимостью начинает впитывать в себя законы мультимедиа. Таким образом, в связи с изменением коммуникационной среды в современной культуре формируется потребность в трансформации учебного процесса школы. Система образования получает новые инструменты коммуникации, что, в свою очередь, меняет структуру учебного процесса. Технологии не стоят на месте, и сейчас ведутся разработки таких форматов обучения, как видеоконференции, мессенджеры и другие интерактивные инструменты коммуникации. Большим подспорьем выступают соцсети, где обучающиеся могут создавать группы, общаться с учителями и друг с другом. У каждого студента появляется свой аккаунт на сайте университета, где есть доступ к электронным ресурсам; преподаватели со студентами оперативно обмениваются информацией с помощью электронной почты; практические занятия дополняются иллюстративным материалом в виде презентаций. До определенного момента интеграция медиаинструментов в образовательную систему происходила в рамках традиционного обучения. Но в связи с тем, что в современной культуре письменный и устный текст постепенно вытесняется конвергентным, одной из актуальных форм образования в современных условиях виртуальной среды становятся онлайн-курсы. Мы сегодня стоим на пороге создания новой системы образования, и в том числе новой педагогики, в которой формируется своя специфика онлайн-коммуникации. Ее основой является экранный, цифровой текст со своими принципами восприятия и подачи информации. В современных медиаисследованиях конвергенция чаще всего определяется как процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс или процесс взаимодействия разных средств массовой информации для создания и распространения общего контента. Сегодня на платформах онлайн-образования студент может выбрать для себя любой курс в соответствии со своими научными интересами. В онлайн-курсы входят видеолекции, конспекты материалов, хрестоматия, аналитические и творческие задания. Такая система обучения обладает массой преимуществ. Можно отметить такие положительные моменты онлайн-курсов как большой охват аудитории, так как становится безразличным местоположение студента, его возраст и накопленный багаж знаний; со стороны преподавателя упрощается процесс контроля и оценивания работ учащихся. Также в материале курса задействован конвергентный текст, благодаря которому учащийся может полноценно воспринимать новую для него информацию. «Многообразие шрифтового наполнения, графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы — всё это создает интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности» [3]. Несмотря на все плюсы цифрового формата знаний, возникает ряд определенных проблем онлайн-коммуникации. В виртуальном пространстве у преподавателя нет возможности ориентироваться на аудиторию, поэтому он вынужден формировать материалы курса для среднестатистического студента, не имея представления о его возрасте, образовании и научных интересах. Отсюда следует, что цифровой формат лекций не позволяет объективно корректировать содержание курса в зависимости от изменения набора слушателей. И как итог, в дальнейшем по окончании курса преподавателю слож- нее видоизменять свой ресурс по результатам обучения. Отсутствие обратной связи в онлайн-курсах — это отсутствие возможности преподавателя и студента общаться в режиме реаль- ного времени. Если в традиционной форме обучения студент всегда может задать вопрос напрямую и пообщаться с преподавателем 139 на волнующие его темы, то в цифровом формате эта возможность ограничена техническими параметрами. Онлайн-образование должно встраиваться в те образовательные процессы, которые уже существуют. Таким необходимым и обяза- тельным компонентом образовательного процесса является научная среда. На данный момент онлайн-образование не может создать подобную платформу. Но с расширением электронного контента должны появиться локальные среды, где люди общаются и адапти- руют глобальный контекст к жизни на той или иной территории. Всё это относится и к миссии университетов: университет как раз поддерживает эти живые проекты на местах. Технические параметры виртуального образования ограничива- ют также деятельность преподавателя в системе контроля и оценки работ студентов. Конечно, в настоящее время разработаны и активно используются системы «прокторинга» — дистанционного контроля за прохождением экзаменов и аттестаций. Но в основном студент работает с заданиями жесткого формата, схемы или теста. В итоге учащиеся остаются ограниченными в проявлении своей инициативы и творческого потенциала. Более того, преподаватель, читающий лекцию с экрана компьютера, начинает восприниматься как медиа- персонаж. Виртуализация фигуры преподавателя ослабляет, в свою очередь, мотивацию студента осваивать предложенный материал. Таким образом, происходит формализация процесса контроля, поскольку цифровой формат ограничен возможностью получить для студента содержательный анализ проделанной работы. Помимо этого, студенты не могут сравнить свои работы с работами других учащихся, лишь только проследить динамику своего обучения. С какими еще проблемами придется столкнуться преподавате- лю и студенту в онлайн-образовании, формирующемся на границе с медиа? Вопрос остается открытым, но, несмотря на все недостатки онлайн-курсов, цифровой формат обучения развивается и будет совершенствоваться дальше. Список использованной литературы 1. Барт Р. Нулевая степень письма // Барт Р. Семиотика. М. : Радуга, 1983. С. 306–349. 140 2. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев : Ника-Центр, 2003. (Сер. «Сдвиг парадигмы» ; Вып. 1). 3. Олешко Е. В. Конвергентная журналистика. Профессиональная культура субъектов информационной деятельности. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 4. РИА Новости «10 мифов об онлайн-образовании» [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/sn_edu/20180330/15176029


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.

Презентация к работе  "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...

Проблема обучения письму как способу межкультурной коммуникации

Данная статья рассматривает обучение письму как способ межкультурнной коммуникации....

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Состояние проблемы изучения нарушений коммуникации (общения) детей с РАС

В статье рассматриваются нарушения речи и коммуникации у детей с РАС...

Проблемы межкультурной коммуникации в преподавании ИЯ (статья)

Межкультурная коммуникация является интересной и волнующей научные умы темой. Именно сегодня она является актуальной на современном этапе развития мирового сообщества, которая играет важную роль в уст...

Онлайн образование

Актуальность онлайн образования для школы...

Информация об участии в международной научно-практической конференции «Личность в парадигме межкультурной коммуникации: Язык-Культура-Образование-Музей (теоретические и прикладные проблемы). 2018 г.

  27 апреля 2018 г. в научной библиотеке Калмыцкого государственного университета им. Б.Б.Городовикова состоялась международная научно-практическая конференция «Личность в парадигме ...