Урок по русскому языку. Местоимение.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Давыдова Светлана Петровна

Разработка урока по теме "Местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока22.21 КБ
Office presentation icon Презентация460.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.   Разряды местоимений. Личные местоимения.

Цели

  • расширить знания о личных местоимениях;  сформировать знания об особенностях их склонения.
  • развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи; правильно писать местоимения с предлогами;  развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления.
  • воспитывать речевую культуру

Ход урока.

1

Орг.момент. Эмоциональный настрой

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!        СЛАЙД 1
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.

Слайд

2

Проверка Д.З.

Чтение упр-я

Фронтальная беседа

1. это набор предложений или текст? Почему?

2. что нужно к тексту добавить?                    

3.Что должен отображать заголовок?

4. Какова тема, идея данного текста?

5.Как можно  озаглавить?

6. Какие местоимения вы нашли в тексте?

7. А что такое местоимение?  Какова их синтаксическая роль?

8.Какими членами предложения  явл. местоимения  в тексте  домашнего упр?

Инд. у  доски

1уч.-выписывает слова с орфограммами

2 уч.  – синтаксич. разбор предл.

Проверка орфограмм и синт. разбора ДЗ

Что вы узнали ещё о местоимениях из параграфа? (разряды местоимений)

Перечислите их

3

Объявление темы и целей

Как  вы думаете, какова тема нашего урока?  Каковы цели?

4.

Новая тема

А)Оформление записей в тетради (число, кл.раб., тема)

Работа с таблицей индивидуальной

Б) Прослушайте отрывок из ст-я Р.Рождественского «Родина моя»

Какие местоимения услышали?

К какому разряду относятся?

Почему так называются?

(указывают на лицо)

«Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья. В слове МЫ – сто тысяч Я.» 

Заполняют первую строку таблицы  примерами.

5.

Первичное закрепление

Чтение  ст-я «Казачья колыбельная песня» М.Ю. Лермонтов

Дам тебе я на дорогу

 Образок святой:

 Ты его, моляся богу,

 Ставь перед собой;

 Да, готовясь в бой опасный,

 Помни мать свою…

 Спи, младенец мой прекрасный,

 Баюшки-баю.

Слайд 2

Сколько всего местоимений?

 Назовите все личные местоимения из отрывка.

Эти все местоимения разные слова или это формы одного слова?

Какая форма явл. начальной? В какой форме употреблены местоимения?

Работа  в тетради

Склонение местоимений

3 уч. у доски  склоняют местоимения в ед. и мн.ч.

ИНДИВИД. Сильная группа изучает параграф 69. выполняет упр.395 (1 ученик  на   закрытой  створке доски)

РАБОТА ОСТАЕТСЯ НА ДОСКЕ

ФИЗМИНУТКА

6.

Тренировочные упр-я

  1. Групповая работа (слабые)  Изучение правила стр. 166,  упр. 396, 2 у доски.
  2. Сильные.

Проверка коллективная упр.395 (с учителем)

 Упр.398  по заданию предложение1, 2. Остальное  устно

        

Коллективная проверка упр. 396.

Индивидуально Карточки 3 ученика (в тетрадях) Разноуровневые задания

7.

Речевая культура

Словарная работа

задание

Зачем нужно изучать местоимения? Какую роль они играют в нашей речи?

С употреблением местоимений в речи связано много ошибок. Какие вам известны?

  1. РАБОТА с материалом страниц 168, затем 167(устаревающие и новые формы употребления местоимений.)
  2. заглавие, подзаголовок

Пользоваться нею        -- ею    (3 лицо, ж.р. Т.п.)

Плывут по нём             -- по нему (3 л., м.р. Д.п.)

Говорить с им               -- с ним     (3 л., м.р. Т.п.)

Без его решили             -- без него (3 л., м.р. Р.п.)

Был у его                    -- у него   (3 л. м.р. Р.п.)

Подойти к ей                -- к ней     (3 л. ж.р. Д.п.)

Обратиться к ему        -- к нему   (3 л. М.р. Д.п.)

Обозначим род, число, падеж, правильно употреблённых местоимений

СЛАЙД 3

Инд. задание  упр.393. (2 ученика) В тетрадях по вариантам

Коллективная проверка

Тренировочные упр-я по теме

Слайд

ТЕКСТ У КАЖДОГО

Выписать личные местоимения, определить их падеж, поставить в начальную форму.

В это время утка вынырнула недалеко от Джека. Пес поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка нырнула вновь. Джек за ней.

Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки.

Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она не могла улететь. Мы принесли птицу домой и в уголке сарая поставили ей таз с водой. Скоро утка поправилась и стала совсем ручной.

 (По Г. Скребицкому)

Дополнит. задания

1. Гусь среди их был самый старый и степенный.

2.  Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

3. Я укорял меня за невнимательность.

4. Он хвастун: всё время хвалит самого его.

5. Мы с ими давно дружим.

6. Они ждали него.

7.Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

 Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

 «Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

 Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

 Детям надо наполнять ихние желудки».

 Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

 «Слушать я уже устал ейные упрёки.

 Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

 И такая дребедень происходит каждый день»

Коллективная проверка

8.

Итоги

Фронтальный опрос

9.

Рефлексия, оценивание

10.

Домашнее задание

Параграф 69,упр.400 по заданию                                  СЛАЙД

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я заменить могу любые части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать .

Слайд 2

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Слайд 3

Найди местоимения Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою… Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю . М.Ю. Лермонтов

Слайд 4

Говори и пиши правильно! Пользоваться нею Плывут по нём Говорить с им Без его решили Был у его Подойти к ей Обратиться к ему Обозначьте род, число, падеж, правильно употреблённых местоимений

Слайд 5

В это время утка вынырнула недалеко от Джека. Пес поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка нырнула вновь. Джек за ней. Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки. Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она не могла улететь. Мы принесли птицу домой и в уголке сарая поставили ей таз с водой. Скоро утка поправилась и стала совсем ручной. (По Г. Скребицкому)

Слайд 6

Исправьте ошибки 1 . Гусь среди их был самый старый и степенный. 2. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 3. Я укорял меня за невнимательность. 4. Он хвастун: всё время хвалит самого его. 5. Мы с ими давно дружим. 6. Они ждали него.

Слайд 7

Исправьте ошибки Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут. И такая дребедень происходит каждый день»

Слайд 8

Домашнее задание 1.Параграф 69, упр. 400. 2. Словарные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"

Разработка урока для учащихся 7 класса  где  даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие  союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

Урок русского языка "местоимение"

"Местоимение. Урок-обобщение"...

Урок русского языка "местоимение"

Урок-обобщение по теме "Местоимение"...

Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»

Тема: Местоимение как часть речи.  Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК:  Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Урок по русскому языку: "Местоимение.Обобщение", 6 класс

Презентация и конспект урока по русскому языку:  "Местоимение. Обобщение", 6 класс. Работу выполнила Урваева К.А., учитель русского языка и литературы МАОУСОШ №8 г. Старая Русса...